«Работа с бумагой как средство развитие моторной сферы
у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Истоки способностей и дарования детей
находятся на кончиках пальцев.
В.А.Сухомлинский
Одним из средств по преодолению недостатков развития, является ручной труд, оптимально сочетающий в себе лечебный и развивающий эффект. Занятия ручным трудом создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное настроение и положительные эмоции.
Я работаю педагогом дополнительного образования в МБУ ДО «Центр детского творчества». На протяжении 20 лет работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся объединения относятся к особой категории, это дети с тяжелой степенью умственной отсталости, дети с ДЦП, с комплексом заболеваний, слабовидящие они страдают моторной неловкостью, неустойчивой координацией движений. Им требуется длительная коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук. Движения рук бывают не согласованными, дети не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу, что ведёт к несформированности ручных умений.
Работу по развитию мелкой моторики рук своих учащихся я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – работа с бумагой. Так как бумага является замечательным и доступным материалом для детского творчества, детей легко заинтересовать экспериментами с ней.
Первоочередная моя задача – познакомить детей со свойствами и видами бумаги, научить детей с удовольствием работать с ней.
Поддержать интерес к занятиям с использованием бумаги мне помогают: игры-упражнения «Угадай-ка на ощупь», «Тонет - не тонет», «Веселые гармошки», «Веселая полянка»; опыты с бумагой (складывается, рвётся, мнётся, сгибается, склеивается, режется ножницами, намокает, впитывает масло, издает звук, горит, летает). С этой целью мною изготовлено дидактическое пособие «Виды бумаги».
Существует множество различных техник работы с бумагой:
1. Аппликация - один из видов изобразительной техники,
основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Существуют отдельные виды аппликации:
Салфеточная аппликация - путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Эта техника оказывает большое влияние на развитие мелкой моторики. Со временем пальчики детей становились все более ловкими, комочки — более плотными, а работы аккуратными. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая, удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками.
Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон. Изготавливаем и оформляем открытки. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей.
Модульная аппликация - это разновидность аппликации, которая заключается в заполнении по принципу мозаики, как ровными нарезанными геометрическими фигурами, так и оторванными кусочками цветной бумаги внутри нанесенного контура изображения. Техника модульной аппликации достаточно проста и не требует от ребенка каких-либо навыков. Основа для аппликации должна быть плотнее той бумаги, из которой она будет выполняться. Это может быть или плотный лист бумаги, или же картон. При обрывании пальцы должны располагаться впритык друг к другу, с двух сторон от нарисованной линии.
2. Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и
доступных способов работы с бумагой.
Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции.
Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.
Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Остановимся более подробно на некоторых из них.
Одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики и ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка.
Занимаясь данной техникой, дети овладевают приемами многократного складывания и сгибания, что также является хорошим средством развития мелкой мускулатуры кистей рук. Оригами знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает конструктивные и творческие способности, формирует умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога, воспитывает у детей трудолюбие.
Одним из эффективных способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.
Торцевание. Это метод работы с бумагой, который позволяет создавать удивительные композиции, отличающиеся необычным видом и объёмностью рисунка. Поделки в технике торцевания делаются с помощью мелких объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент композиции представляет собой сжатый в виде конуса небольшой кусочек бумаги и называется «торцовкой». Множество торцовок создают задуманный образ, заполняя пространство заранее прорисованного контура. В процессе работы с данной техникой у детей развивается точность движений, слаженность работы обеих рук, внимание, усидчивость.
Дети с большим интересом занимаются в этой технике. Но, кроме того, что выполняются мозаичные плоские изображения, в этой технике можно создать и объемные скульптурные формы.
Гофротрубочки - техника выполнения изделий, в которой используются трубочки из гофрированной бумаги или салфеток. Создание самих трубочек - это интересное применение бумаги в различных поделках. Предлагаемая техника «Гофротрубочки» способствует не только развитию моторики рук, но образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.
Плетение – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой, любимых детьми и взрослыми. Для плетения можно использовать разнообразную по качеству бумаг, учитывая три её свойства - гибкость, прочность и толщину. Плетение из бумаги – это развитие ловкости пальчиков, мелкой моторики, пространственного мышления и усидчивости.
3. Айрис фолдинг - эту технику называют также "радужным
складыванием". Рисунок складывается в результате наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали. Эта техника проста, но в то же время требует внимания, аккуратности и усидчивости. Рисунки в айрис фолдинге делаются с помощью айрис - шаблонов. Одним из главных достоинств айрис-фолдинга является то, что оно укрепляет у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит тренировка глазомера.
При подготовке к занятиям я обязательно использую индивидуально - дифференцированный подход к каждому ребенку.
При организации занятий я выделяю такие условия:
- поделка должна быть интересна детям, понятна и доступна в изготовлении;
- обязательная положительная оценка поделки;
- игрушка, сделанная ребёнком, должна стать его собственностью, чтобы он мог распоряжаться по своему усмотрению.
Методы обучения подбираю адекватные уровню ребенка – по показу, по образцу, по словесной инструкции. Это позволяет индивидуализировать процесс обучения, сделать работу менее утомительной и продуктивной.
Чтобы детям всегда было интересно и занимательно на занятиях создаю игровые ситуации, сюрпризные моменты, направленные на решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев, обыгрываю с детьми готовые поделки. Также использую спокойную музыку, хаготерапию.
Занимаясь с бумагой, дети развивают память, внимание, воображение, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, обогащают словарь и самое главное руки ребёнка становятся более ловкими, согласованными. Однако происходит это не само по себе, а при многократном и систематическом повторении.
Результатом работы с данной категорией детей является не только участие в конкурсах различного уровня, но и победы в этих конкурсах:
1. Международный конкурс детского изобразительного
искусства и художественно-прикладного творчества «Мечты детства»
2. Областной фестиваль детского и юношеского
художественного и технического творчества «Юные таланты Московии»
3. VII Российский открытый конкурс декоративно-прикладного
и народного творчества «Волшебные краски детства»
4. Областной конкурс изобразительного и декоративно-
прикладного искусства «Зимняя сказка»,
5. Областной фестиваль творчества «Радуга талантов».
6. Областного конкурс изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Солнце Победы».
7. Областной творческий - интеллектуальный конкурс «Нам не
безразлично будущее России»
8. Районный конкурс творческих работ, посвященных
Всероссийскому Дню матери «Мама, папа, я – крепкая семья!»
9. Районный конкурс-выставка детского творчества «Этих дней
не смолкнет слава…», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Учащиеся объединения на протяжении 7 лет являются Лауреатами именной стипендии Губернатора Московской области за выдающиеся успехи в области науки, искусства и спорта. В процессе своей работы я еще больше утвердилась в понимании того, что ручной труд оказывает большое значение для развития ребёнка. У детей формируются трудовые умения и навыки, развивается мелкая моторика, психические процессы: внимание, мышление, воображение, восприятие.
Я уверена, что работа с бумагой формирует у ребёнка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда, повышается самооценка, сформируется позиция активного члена общества и установка «Если я с другими, значит я не один».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.