Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательных школах

  • docx
  • 19.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала работа с мигрантами.docx

Работа с детьми мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе

 

 

В РФ проживают россияне более сорока национальностей и тысячи мигрантов из разных государств СНГ, поэтому русский язык выступает в роли языка- посредника при общении людей разных национальностей независимо от их гражданства. Однако многие из вновь прибывших беженцев и вынужденных переселенцев слабо или вовсе не владеют русским языком.

Следовательно, возникают вопросы: «Как организовать учебный процесс?», «Как обучить русскому языку нерусских учащихся?».

Основной целью преподавания РКИ стало создание условия для «мягкого» включения детей в процесс обучения, корректировка имеющихся и формирование новых знаний в области русского языка, а также обучение видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму), снятие интерференции в речи и на разных уровнях языковой системы.

Значит, ведущими ключевыми идеями будут следующие:

-прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе;

-приучать слух детей к звукам, словам русской речи;

-создавать у детей запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;

-научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.

Как же организовать урок, какие приемы можно использовать?

Я поделюсь своим опытом в решении данного вопроса.

Моё выступление будет построено так:

Демонстрация фрагментов уроков  русского языка(разных этапов урока с комментированием того, что показываю и  небольшими  пояснениями, с какой целью используются эти формы и приёмы)

1)      Актуализация знаний и умений (демонстрация фрагмента)

После организационного момента приглашаем детей сесть, открыть тетради, записать  число, классная работа. Организовывается беседа с РМ по вопросам:

1)      Какое сегодня число?

2)      Какой месяц?

3)      Какой день недели?

4)      Что записываем ещё? (Классная работа)

5)      Если вы делаете  уроки дома, что вы запишете? (домашняя работа)

Можно попутно спросить : какие месяцы ты ещё знаешь, какие дни недели ты знаешь)

2)      Фонетическая зарядка (произношение звуков, слогов, скороговорок) (демонстрация фрагмента)

Она направлена на то, чтобы  обучающиеся тренировали свой речевой аппарат (русскоговорящие), а РМ учился произносить  звуки, слоги,  предложения, т.к. таджикские и узбекские дети испытывают трудности в различении твёрдых и мягких согласных (сол, фасол), в использовании Ы и И тиква вместо тыква). В азербайджанском языке наблюдается  СИНГАРМОНИЗМ (все согласные в слове или только твёрдые или только мягкие) Отсюда – болшой вместо большой.

Обычно проводится в начале урока. Занимает немного времени, но польза будет большая для всех обучающихся. Обращаю Ваше внимание на то, что при произнесении скороговорок для  М. ставится задача не на скорость произносить  скороговорки, а на правильность.

Если есть в школе логопед, то нужно детей направить на занятия с ним.

 

3)      При первичном усвоении новых   знаний  для обучения  используется работа с адаптированным текстом (демонстрация фрагмента)

 

Что это такое?

Адаптированный текст – это упрощённый,  облегчённый текст, приспособленный для малоподготовленных читателей в соответствии с языковой компетенцией. Работе с адаптированным текстом обучала нас преподаватель Академии правосудия, кандидат филологических наук Акимова И.И. Тексты адаптируем сами. Конечно, это происходит заранее. В таких текстах минимум слов, используются схемы, стрелки и др. условные обозначения, которые ,конечно, должны быть понятны РМ. Такие тексты, безусловно, используются и для категории слабых  и   с ЗПР.

Вам будет представлен фрагмент урока в 6 классе по теме «Правописание приставок ПРИ и ПРЕ» (Учебник М.Разумовской) В данном параграфе 7 правил  на данную тему. В адаптированном варианте он выглядит так (показать)

 

4)      При первичном закреплении новых знаний и на последующих уроках

(демонстрация фрагмента)

широко используются дифференцированные или   разноуровневые задания, которые можно давать и для других категорий обучающихся. Для нашей группы обучающихся предлагается прежде всего работа по образцу. Есть упражнения, в которых  такие образцы даются. Там, где их нет, даём образец мы.  Представлен фрагмент урока в 8 классе по теме  «Тире между подлежащим и сказуемым»  (учебник М. Разумовской) упр. 85.  Для выполнения задания РМ предложена карточка-подсказка, в которой проставлены тире  там,  где его нужно поставить. Данная подсказка позволит РМ правильно справиться с задачей.

5)      При обучении русскому языку как неродному словарная работа – основное средство расширения словарного запаса  РМ (демонстрация фрагмента). Здесь обязательно давать задания на определение рода  изучаемых слов, т.к.   в некоторых языках ( азербайджанском, таджикском, узбекском) у  существительных  нет рода, , нет предлогов,  фактически нет падежей в таджикском, в узбекском жесткий порядок слов (глаголы всегда в конце предложения  и т.д). Рекомендуется работать по этапам:

1)      Проговаривание

2)      Запись в тетрадь (или словарь) с послоговым проговариванием

3)      Постановка ударения (обязательно, т.к. ударение в русском языке подвижное)

4)      Лексическое значение

5)      Составление словосочетаний

6)      Составление предложений,  в идеале включение в текст.

Выдаётся карточка-подсказка, в которой слово обязательно прописывается в транскрипции, проставлено ударение, определён род.

Будет представлен фрагмент урока  на тему «Употребление существительных в речи», работа с термином «метафора».

 

6)      К числу эффективных технологий в работе с РМ относятся технологии сотрудничества – обучение в команде, группе, паре. (демонстрация фрагмента) Пары могут быть постоянными, переменными.и т.д. Рекомендации относительно РМ –организация шефства и волонтёрства.  Они сидят за одной партой. Такая  форма поможет детям быстрее адаптироваться в новой социальной среде, более комфортно чувствовать себя на уроке и в школе . РМ может в любое время задать вопрос своему «шефу».  Это создаёт некоторые неудобства на уроке для учителя (может быть шум), но данный  процесс необходим. К тому же такая работа помогает исправлять речевые недочёты РМ.

7)      Будет представлен фрагмент урока –работа в паре (работа со словарными словами упр.326  5 класс). Взаимодиктант, взаимопроверка.

Если в классе есть 2 детей одной национальности, из которых один владеет русским языком лучше, чем другой, то возможно пользоваться таким способом: информация на русском языке переводится на родной язык, потом ответ на родном языке, потом перевод на русский. В нашей школе используется такой способ, но только на  индивидуальном занятии, т.к. братья  учатся в разных классах.

 

7  Информация о домашнем задании, инструкции по его выполнению.

(демонстрация фрагмента).

При объявлении домашнего задания возможна выдача карточки –помощницы с необходимыми пояснениями, записанными терминами, правилами и т.п. подсказками и задание дифференцировать.

 

8)      Рефлексия (обращение назад)

РМ редко поднимает руку на данном этапе урока, поэтому целесообразно обратиться и к ним с просьбой  (  сегодня на уроке я понял.. , сегодня на уроке я узнал…)  (Демонстрация нескольких фрагментов)