РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Оценка 4.6

РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Оценка 4.6
docx
06.06.2024
РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ  ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Выступление на педсовет.docx

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Вахрушевский учебно – воспитательный комплекс №2 «Берегиня»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель начальных классов

Кулакова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

2024 год

Эффективное освоение учебного материала требует обязательного учета особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для его полноценного развития. Учителю часто приходится решать возникающие проблемы с усвоением учебного материала у отдельной категории учеников. Таких учащихся часто называют слабоуспевающими или детьми испытывающих трудности в обучении.
         Дети с трудностями в обучении нуждаются, помимо развития потенциальных возможностей, в оказании помощи в процессе обучения и воспитания.
         Перечислим самые частотные предметные трудности младших школьников при усвоении программы по русскому языку:

-      трудности, вызванные низким уровнем фонематического слуха и фонематического восприятия, приводящим к отсутствию дифференциации качественных характеристик звуков, неумению определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;

-      трудности разбора слова по составу, формальный подход учащегося к определению частей слова; неразличение родственных слов и слов с омонимичными корнями, трудности при подборе родственных слов;

-      трудности усвоения орфограммы «Непроверяемые гласные и согласные», большое количество ошибок при написании словарных слов в собственных письменных ответах;

-      недостаточно четкое знание значений общеупотребительных слов, ограниченный объем словарного запаса;

-      неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы; несформированность навыка применять знание орфограмм при письме под диктовку, при записи собственного текста;

-      низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении; смысловые, грамматические ошибки; орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания.

Рассмотрим ряд трудностей и методики их преодоления

Трудности усвоения написания словарных слов

Одна из частотных трудностей связана с тем, что некоторые младшие школьники не усваивают орфограмму «Непроверяемые гласные и согласные». Традиционно слова с этой орфограммой называются «словарные слова», поскольку из всего огромного объема слов с этой орфограммой последовательно в каждом классе отрабатывается тот перечень слов, который представлен в орфографическом словаре учебника. Трудность проявляется как на этапе запоминания написания этих слов (и слов, являющихся родственными к словарным словам), так и на этапе применения усвоенного написания, например, в ходе диктанта или при написании собственного письменного высказывания. Приведем несколько примеров  приемов запоминания:

1)     группировка слов в зависимости от буквы, обозначающей непроверяемый звук, например: и - билет, гигант, лимон, пирог, е - везде, лагерь, метро, очень, песок;

2)    попарное запоминание словарных слов с противопоставлением букв, например: вагон, но вокзал, пирог, но песок, запад, но восток, аптека, но оптика и т. д.;

3)    создание какого-либо зрительного образа, например: каркающая над картофелем ворона, капающая над капустой вода;

4)     составление словосочетаний-подсказок типа дивный диван, осина осенью, лишний лимон, Борино болото, Галина газета и т. д. (такие словосочетания можно «изобрести» вместе с детьми, привлекая различные образы; главное условие, чтобы в подобранном слове звук был под ударением).                                                                    Также следует предложить детям вести запись словарных слов в конце тетради в два столбика: первый может называться «Словарные слова, которые я уже знаю», второй - «Словарные слова, которые я учу», детям доставляет огромное удовольствие переносить слова из одного столбика в другой. Ну и главный секрет успеха в долговременном запоминании слов - постоянное их воспроизведение, использование их в письменных работах, включение в тексты диктантов, составление предложений, состоящих из словарных слов.

Трудности написания слов с орфограммой
«Проверяемые безударные гласные в корне слова»

Выделение данной трудности в отдельную группу обусловлено несколькими причинами:

1) орфограмма является самой частотной;

2) орфограмма закладывает основы овладения другими орфограммами, связанными с обозначением безударных гласных в других частях слова (приставках, суффиксах, окончаниях). Особую сложность для детей представляет этап обнаружения в словах «опасных мест», связанных именно с безударными звуками. Для преодоления этой трудности рекомендуется предусмотреть больше упражнений с заданием подчеркнуть «опасные места». При этом в формулировке заданий должна содержаться подсказка - «не забудь поставить знак ударения в словах». На этом этапе необходимо активно использовать модели звукового состава слов. Этап постановки орфографической задачи у детей группы риска должен быть увеличен.

Еще одной объективной трудностью является подбор проверочного слова. Дело в том, что словарный запас у детей группы риска недостаточно богат, они далеко не всегда могут подобрать нужное слово, кроме того, подобранное ими родственное слово не обязательно будет проверочным, т.к. оно может не содержать в себе проверяемый гласный звук под ударением. Важно предусмотреть специальные упражнения на выбор проверочных слов из группы предложенных, причем в группу должны быть включены слова «ловушки», не являющиеся родственными или не содержащие проверяемый звук в ударном положении.

После знакомства со всеми частями слова последовательность действий для безошибочного обозначения буквой безударного гласного звука такова:

1.    Обнаружить в слове безударный гласный.

2.    Определить, в какой части слова (корне, приставке, суффиксе, окончании) находится безударный гласный.

3.     Вспомнить способ проверки безударного гласного в данной части слова.

Таким образом, ученик должен владеть рядом умений: правильно ставить в словах ударение; безошибочно разбирать слова по составу; выбирать способ проверки в зависимости от части слова, в которой встретилась орфограмма.

Необходимо постоянно предлагать определить место ударения, подчеркнуть безударные гласные, выделить часть слова, в которой они находятся. При выполнении заданий с использованием слов с пропусками учащиеся сначала обязательно должны определить, в какую часть слова входит пропущенная буква, вспомнить способ проверки, записать проверочное слово и лишь потом вставить букву.

Успех овладения правописанием безударных гласных определяется систематичностью выполнения упражнений, подчиненных этой задаче. Важно предложить достаточное количество разнообразных упражнений, направленных как на нахождение орфограммы безударных гласных звуков, так и на определение части слова, в которой стоит найденная орфограмма, а также на запоминание способа проверки. Эффективными являются задания типа «Докажи, что в слове вода безударный гласный звук нужно обозначить буквой о». Такие задания хороши тем, что ученики, заранее зная правильное написание, подбирают проверочные слова, ищут доказательства, что повышает элемент осознанности. Помимо того, что у детей при выполнении подобных заданий накапливаются зрительные образы слов, развивается зрительная память, они видят слова с орфограммами в полной записи и непроизвольно запоминают их правильное написание.

При работе с детьми с трудностями необходимо продолжать учить их «письму с пропусками». Детям предлагается записать предложенный текст, обозначая безударные гласные не буквами, а чертой. Очень важно с детьми этой группы особенно тщательно подходить к выполнению этих упражнений. Особенно полезно предлагать ребятам записывать диктуемый текст с пропуском орфограмм (т.е. обозначая орфограмму не буквой, а чертой). Это представляет для детей достаточно большую сложность, но очень важно изо дня в день тренировать их в этом. Лучше предлагать ребятам дробные задания, например, в первых двух диктуемых предложениях обозначать чертой безударные гласные, в следующих двух - парные по звонкости -глухости согласные и т. д. Такие задания направлены на формирование орфографической зоркости, развитие у детей умения ставить орфографическую задачу.

Очень похожим видом заданий являются диктовки с постановкой знаков вопроса на месте буквы, в написании которой ученик сомневается. На первых порах таких знаков будет немного, это связано опять-таки с тем, что дети не чувствуют орфограммы в словах, пишут недостаточно осознанно. Но постепенно вопросов станет больше, и это повод для оптимизма, ведь постановка вопроса - это первый шаг к его решению. Эффективным и полезным с точки зрения увеличения осознанности действий в процессе письма является такой тип упражнений, как поиск ошибок в рассуждениях других. С детьми, испытывающими трудности в обучении, на первых порах важно выполнять эти задания под особым контролем педагога, т.к. во время самостоятельного выполнения ребята могут не найти ошибки и запомнить неверное написание. Приведем пример такого задания: «Катя считает, что в слове [важак] безударный гласный звук нужно обозначить буквой «а», потому что проверочное слово «важный». Согласитесь с Катей или возразите».

Для повышения положительной мотивации полезно использовать упражнения с игровым оформлением. Приведем ряд примеров таких игр.

1.«Запиши как можно больше слов с заданным корнем». На доске педагог пишет корень, например, -зим-, и просит ребят записать как можно больше слов с этим корнем. Это задание хорошо как с точки зрения развития словарного запаса, так и с точки зрения грамотного письма, т.к. корень уже записан и ребята включают его как в слова, в которых гласный звук будет стоять под ударением, так и в слова, в которых он окажется в безударной позиции.

2.«Найди слова, состав которых соответствует схеме». Это игровое упражнение можно проводить в двух вариантах:

1)   педагог предлагает детям схему состава слова и список слов, из которых они выбирают нужные;

2)   педагог предлагает список слов, различных по своему составу, к доске выходит ребенок, выбирает слово, рисует схему состава этого слова и просит ребят решить, какое из записанных слов он задумал. В обоих вариантах отвечающий должен доказать, почему он считает, что именно это слово соответствует заданной схеме. Если ответ правильный, ребенок становится следующим ведущим.

3.«Найди слова с заданным корнем». У каждого ученика карточка с написанными на ней шестью словами. У педагога набор корней. Педагог произносит корень, например, «снег-снеж», дети, у которых на карточках есть слова с данным корнем, называют их, за правильный ответ они получают жетон. Эта игра хороша тем, что дети слышат орфографическое произношение корней, слова с этими корнями, видят правильно написанные слова, при этом игровое оформление помогает удерживать их внимание. В результате расширяется словарный запас детей, повышается их орфографическая зоркость, вырабатывается связь слов слышимых и видимых.                                                 Также целесообразно использовать на уроках русского языка такие  пути преодоления трудностей

1.При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаше обращаюсь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекаю их в качестве помощников, стимулирую вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное обще образовательное учреждение

Государственное обще образовательное учреждение

Эффективное освоение учебного материала требует обязательного учета особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для его полноценного развития

Эффективное освоение учебного материала требует обязательного учета особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для его полноценного развития

Непроверяемые гласные и согласные»

Непроверяемые гласные и согласные»

Особую сложность для детей представляет этап обнаружения в словах «опасных мест», связанных именно с безударными звуками

Особую сложность для детей представляет этап обнаружения в словах «опасных мест», связанных именно с безударными звуками

Успех овладения правописанием безударных гласных определяется систематичностью выполнения упражнений, подчиненных этой задаче

Успех овладения правописанием безударных гласных определяется систематичностью выполнения упражнений, подчиненных этой задаче

Приведем пример такого задания: «Катя считает, что в слове [важак] безударный гласный звук нужно обозначить буквой «а», потому что проверочное слово «важный»

Приведем пример такого задания: «Катя считает, что в слове [важак] безударный гласный звук нужно обозначить буквой «а», потому что проверочное слово «важный»

Также целесообразно использовать на уроках русского языка такие пути преодоления трудностей 1

Также целесообразно использовать на уроках русского языка такие пути преодоления трудностей 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2024