Введение
Арт-терапия является эффективным средством гармонизации эмоциональной сферы детей, относится к психологическому воздействию искусством посредством занятия творчеством. Арт-терапия способствует избавлению ребенка от чрезмерного эмоционального напряжения, нейтрализует страхи, снижает тревожность, позволяет пережить положительные эмоции.
Цель данной работы: определить эффективность психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Объект исследования: страх у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства арт-терапии по коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели связано с решением ряда задач:
Ø определить теоретические подходы к вопросу проявления страха у детей старшего дошкольного возраста.
Ø выявить наличие страха у детей старшего дошкольного возраста.
Ø изучить природу страхов у детей и причины их возникновения.
Ø охарактеризовать арт-терапию как инструмент коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
1. Понятие "страха" в психолого-педагогических исследованиях. Причины возникновения детских страхов
В настоящее время проблемы детских страхов исследуются множеством ученых, что обусловлено тем, что наличие страхов может явиться причиной нарушения личностного развития в дошкольный период.
Ученые разных наук неоднократно предпринимали попытки дать трактовку понятию "страх".
Так, З. Фрейд в качестве страха рассматривал состояние аффекта, объединение соответствующих ощущений с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия. По мнению Овчаровой, страх является эмоциональным отражением в сознании индивида конкретной угрозы для жизни и благополучия. Согласно Ю. А. Неймеру, А. В. Петровскому, М. Г. Ярошевскому, страх можно определить в качестве эмоционального состояния, формирующегося в ситуациях угрозы биологическому либо социальному существованию, ориентированное на источник опасности, действительной или воображаемой [20].
А.И. Захаров страх считал фундаментальной эмоцией, вырабатывающейся на воздействие потенциально угрожающего стимула, ученым страх рассматривался в качестве естественного сопровождения развития человека. А. И. Захаров классифицировал страхи по характеру (природные, социальные, ситуативные, личностные), по степени реальности (реальные и воображаемые), по степени интенсивности (острые и хронические).
А.И. Захаровым охарактеризованы факторы, связанные с возникновением детских страхов:
Ø наличие страхов у родителей;
Ø проявление родителями тревожности в отношениях с ребенком, чрезмерное предохранение его от опасностей, изоляция от коммуникаций;
Ø ранняя рационализация чувств ребенка, связанная с чрезмерной принципиальностью родителей либо их эмоциональным неприятием;
Ø конфликтные взаимодействия между родителями ребенка;
Ø наличие чрезмерного количества запретов либо полное предоставление свободы ребенку со стороны родителей, наличие нереализуемых угроз;
Ø отсутствие ролевой идентификации с родителем;
Ø психические травмы, способствующие повышенной чувствительности к различным страхам;
Ø психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и родителями [16].
Согласно М. Кузьминой, среди причин возникновения страхов и тревожности у детей в семье, можно выделить следующие:
ü традиционализм семейных отношений - в данном случае взаимоотношения родителей с ребенком основаны на принципах "должен" и "обязан", что выражается в прямых посылах и угрозах по отношению к ребенку;
ü недоверие родителей к ребенку;
ü отчужденность родителей - многие родители часто ездят отдыхать без детей, в результате ребенок ощущает себя ненужным, брошенным, развивается страх одиночества;
ü изменчивость воспитательных требований - часто непоследовательность как родителей, так и воспитателей, а также эмоциональная лабильность взрослых порождают возникновение у ребенка растерянности и тревоги;
ü ситуации соперничества и конкуренции - часто вызывают тревожность у детей, поскольку дети стремятся любыми путями добиться высоких результатов;
ü ситуация повышенной ответственности - при этом тревога формируется в результате боязни ребенка не оправдать надежды взрослых и быть по этой причине отвергнутыми;
ü уход ребенка в мир фантазий, рассматриваемому им как психологическое убежище, в котором разрешаются неразрешимые конфликты, удовлетворяются нереализованные потребности [36].
Страхи имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в его источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенные страхи большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы. Это являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей [20].
2. Психокоррекция детских страхов средствами арт-терапии
Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Арт-терапия основана на использовании визуальной и пластической экспрессии, что особенно актуально в ситуации неспособности ребенка выразить с помощью слов собственное эмоциональное состояние.
Арт-терапия является совокупностью методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии [13].
Под «психологической коррекцией» понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на исправление особенностей психического развития, не соответствующих гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза, с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев. Психологическая коррекция - "исправление" и оптимизация процесса психического развития личности, предполагает применение естественных движущих сил для психического и личностного развития [7].
Основными методами и средствами, способствующими преодолению страхов и тревожности старших дошкольников, являются игры, использование психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок, игр-драматизаций.
Использование данных направлений работы формирует такие умения детей, как произвольное направление внимания на испытываемые ощущения страха; умение дифференцировать различные эмоциональные состояния; умение направлять внимание и на экспрессивные движения и мышечные ощущения, сопровождающие собственные эмоции.
Сказкотерапия является средством совершенствования способов взаимодействия детей с окружающим миром, через сказку можно узнать об эмоциональных переживаниях детей, часто не осознаваемых ими. Метод способствует восстановлению эмоционального равновесия детей. Сказки помогают детям пережить положительные эмоции сравнения себя с героями. Разыгрывание сценок из сказок, музыкальное сопровождение сказок формирует у детей способности выражения эмоций и чувств [13].
Использование глины, музыки, рисования, песка - помогает детям избавляться от негативных эмоций. На занятиях арт-терапией создаются соответствующие условия для оптимизации положительного эмоционального фона у детей, снятия эмоционального напряжения, тревожности и страхов.
Музыкотерапия благодаря своим уникальным особенностям способна влиять на эмоциональное состояние детей, порождать у них глубокие эмоциональные переживания, способна волновать и радовать ребенка, соответственно именно музыка служит одним из главных средств развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.
В музыкотерапии часто применяются мелодические и ритмические импровизации, заключающиеся в эмоциональном напряжении и расслаблении, выражении положительных эмоций, что помогает избавиться от страхов.
Для коррекции страхов у дошкольников важна терапевтическая функция ролевой игры. Терапевтические функции игры рассматривались такими представителями психоаналитического подхода, как А. Фрейд и М. Кляйн, которые занимались изучением деятельности ребенка в игре. Интерпретация детских игр производилась в соответствии с трактовкой традиционных психоаналитических воззрений. Так, А. Фрейд использовала игру для выстраивания конструктивных взаимоотношений между терапевтом и ребенком; а М. Кляйн ориентировалась на игру как на средство самовыражения, и в соответствии с этим интерпретировала игровую деятельность детей [18].
В дальнейшем возникло направление недирективной игровой психотерапии, основанной на психологических воззрениях К. Роджерса, В. Экслайна, и Г. Л. Лэндрета. В ходе директивной игровой терапии (Д. Леви), представленной в виде спонтанной игры с соблюдением безопасных психотерапевтических условий, происходило развитие личностных ресурсов ребенка. Освобождающая терапия была направлена на придумывании сюжета, затрагивающего основную проблему ребенка. А. И. Захаровым подобная игровая терапия использовалась в качестве эффективного средства для устранения страхов, боязни, которые были спровоцированы предшествующим травмирующим опытом. Ребенку в готовом виде предлагались заранее продуманный план игры и приблизительное распределение ролей, что обеспечивало вариативность решения имеющихся проблем. В итоге отмечалось четкое осознание ребенком собственных внутренних конфликтов и противоречий, способствующих развитию тревожности [15].
А. И. Захаровым была разработана методика игровой психотерапии, которая доказала эффективность при работе с детскими страхами. При этом последовательность приема ребенка предполагала проведение беседы, затем спонтанной игры и направленной игры, и завершалась внушением.
Игровая психотерапия обладают терапевтической функцией, игры предоставляют ребенку возможность в условном (ослабленном) виде пережить травмирующие жизненные обстоятельства, соответственно происходит эмоциональное отреагирование - катарсис [20]. Успех в игре предопределяет лучшую адаптацию в реальной жизни за счет эмоционального насыщения игрой, критического переосмысления ребенком в игре собственных неудач и страхов. Включаясь в игровую деятельность, ребенок преодолевает порог страха и застенчивости, учится соизмерять собственное поведение с требованиями окружающих. Подражание в игре любимым героям и персонажам способствуют преодолению страха и тревожности. Овладение навыками коллективной игры избавляет детей от излишнего беспокойства, а эмоциональная насыщенность игр обогащает эмоциональный мир ребенка. Таким образом, игры служат естественным формой нейтрализации детских страхов, позволяя воспроизводить в косвенной форме вызывающе страх жизненные ситуации.
В качестве основных задач, направленных на преодоление страхов детьми в сюжетно-ролевой игре, являются следующие:
· осознание ребенком безопасным игровым способом собственных эмоций и страхов;
· переоценка отношения к травмирующим событиям и нейтрализация болезненного эмоционального эффекта;
· преодоление страхов, скованности при угрозе попадания в новую неожиданную ситуацию;
· конструктивное разрешение тревожных переживаний посредством осознания позитивных моделей поведения;
· формирование у ребенка новых форм переживаний;
· десенсибилизация страхов, достижение эмоциональной децентрации для снятия коммуникативных барьеров.
Преимуществами арт-терапии в коррекции детских страхов являются следующие:
Ø арт-терапия выступает средством невербального общения;
Ø ИЗО -деятельность является своеобразным "мостом" между психологом и ребенком; рисунок позволяет выразить ребенку собственные страхи;
Ø арт-терапия служит средством свободного самовыражения и самопознания, обладает "инсайт-ориентированным" характером;
Ø арт-терапия способствует преодолению страхов у детей и формированию активной жизненной позиции;
Ø применение арт-терапии эффективно в случаях эмоциональных нарушений - страхов, тревожности;
Ø арт-терапия опосредована общим творческим процессом, что позволяет облегчить процесс коллективной коммуникации [33].
М. Б. Дороховым обозначена эффективность коррекции детских невротических расстройств средствами игровой изотерапии, при которой психотерапевт способствует переоценке ребенком содержания сюжетов. По мнению А. И. Захарова, изучение детских рисунков помогает выявлению детских страхов и фобий [16].
Арт-терапия при работе с детскими страхами оперирует такими методами, как наведение, индукция, акцентирующих комфортность и выявляющих болезненные переживания, образы воображения. При этом наряду с эмоциональной работой возникает расслабленная установка, проявляющаяся в мышечном расслаблении.
Игровая психокоррекция представлена, наоборот, мобилизующей активной игрой, направленной на обеспечение двигательной активности, при которой внешнее напряжение сочетается с нарастающим внутренним, переходящим в отреагирование. Арт-терапия направлена на реализацию перехода к углубленному самосознанию ребенка посредством символического изменения отношения ребенка к ситуации. При арт-терапии обеспечивается самоконтроль и саморегуляция при концентрации внимания ребенка на образе страха. Соответственно происходит трансформация неосознанного страха в осознанный, что содействует его пониманию, позволяет управлять им [16]. По мнению Л. А. Золотарева, арт-терапия позволяет ребенку избавляться от напряжения и внутренних конфликтов.
Куклотерапия как метод арт-терапии основан на идентификации ребенка с любимым сказочным героем, ребенок в процессе куклотерапии проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию. Ребенок в ходе реализации страха в виде куклы постепенно начинает владеть ситуацией, а материализовавшийся в кукле страх теряет пугающую составляющую, и помогает избавиться от эмоционального напряжения [19].
Помимо художественных приемов (рисования, лепки, музыки и т.д.), используемых для психологической коррекции страхов, широко применяются драмтерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, и т.д. Разработанный Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой метод "сказкотерапевтической психокоррекции" предназначен и для борьбы с детскими страхами [17]. В волшебных сказках дети посредством приобретения эмоционального опыта учатся справляться с психотравмирующими ситуациями. Терапия пластическими движениями позволяет отслеживать состояние ребенка, внутреннее равновесие, психосоматическое напряжение. В танцах снимаются психомышечные зажимы, выявляются причины эмоциональной напряженности и способы борьбы с ними [16].
По мнению Л. А. Золотаревой, коррекционная работа по преодолению детских страхов методами арт-терапии способствует избавлению ребенком от излишнего напряжения и внутренних конфликтов. О. И. Качурина полагает, что "Я" ребенка отражается в процессе создания художественных образов абсолютно спонтанно, поскольку ребенок в процессе арт-терапии не задумывается о продукте творчества, отражающем все неосознаваемые страхи. Словесное описание страхов может вызвать у ребенка затруднения, соответственно невербальные средства арт - терапии будут являться единственно возможными для выражения сильных переживаний [20].
Среди методов арт-терапии наиболее привычными для детей считаются сказокотерапия, куклотерапия и игровая терапия. Психотерапевтические функции игры известны еще со времен А. Фрейда и М. Кляйна, исследовавших деятельность ребенка в игре, в результате чего психоаналитиками производилась интерпретация игры как средства самовыражения ребенка. В процессе недирективной терапии (В. Экслайн, Г. Л. Лэндрет) выявлялись личностные ресурсы ребенка с учетом создания безопасных психотерапевтических условий. Д. Леви была представлена директивная игровая терапия, основанная на составлении сюжета, способствующего выявлению основной проблемы ребенка. А. И. Захаровым отмечалось, что метод игровой терапии является высокоэффективным при нейтрализации страхов ребенка, вызванных негативным предшествующим опытом [18].
Сюжетно-ролевая игра в игровой деятельности старших дошкольников, испытывающих разного рода страхи, является эффективным арт -терапевтическим средством, позволяющим моделировать и воссоздавать положительные и отрицательные образы для преодоления страхов. А.И. Захаровым разработана методика игровой психотерапии, эффективной при отработке детских страхов. Данная методика представлена комплексом воздействий на ребенка, в том числе и семейной терапии.
Таким образом, арт - терапия является психотерапевтическим методом коррекции детских страхов, основана на использовании творчества и художественных приемов. Разные виды арт - терапии представлены драмтерапией, музыкотерапией, танцевальной терапией, куклотерапией, библиотерапией, психогимнастикой, и т.д.
Заключение
В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели большое значение ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встаёт необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов.
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка.связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.
Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию. Страх - это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека.
А. И. Захаров предлагает следующую типологию страхов:
· конкретные страхи,
· символические страхи,
· устойчивые страхи,
· внушённые детские страхи.
Детская потребность в ярких образах ненасытна. Необходимо не только удовлетворить ее, но и использовать для развития внимания, наблюдательности, профилактики и коррекции тревожности и страхов. Некоторые дети больше чувствуют и понимают, чем могут сказать, они интуитивно выбирают рисунок среди других способов самовыражения. Этот своего рода невербальный способ коммуникации позволяет детям отреагировать свои эмоциональные проблемы, поэтому мы считаем арт-терапевтические упражнения наиболее приемлемыми для преодоления страхов в работе с дошкольниками.
Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. В основе арт-терапии – применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего, гармонизирующего фактора. Она ориентируется на свойственный любому человеку на разных возрастных этапах внутренний потенциал, силы, самочувствие, делает упор на природное проявление эмоций, чувств, настроений.
Существует большое количество видов арт-терапии. Это фототерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, цветотерапия, музыкальная, игровая, танцевальная терапия и т. д. Данные виды активно применяются в психологической практике. Применительно к детям дошкольного возраста с симптомами тревожности распространёнными видами коррекции являются сказкотерапия, изотерапия, танцевальная терапия, игровая терапия, а также куклотерапия.
Основные принципы арт-терапевтического взаимодействия с детьми при коррекции тревожности созвучны гуманистической теории воспитания:
Ø поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я»;
Ø говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не обсуждать личность и характер самого ребенка;
Ø отмечать сдвиги в развитии посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
Ø не применять негативных оценочных суждений, отрицательного прогнозирования;
Ø не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
Ø принимать и ободрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.
Список использованной литературы
1. Акопян Л. С. Особенности преодоление страхов у детей младшего школьного возраста / Л. С. Акопян // Образование и саморазвитие, 2010. - № 17. - с. 214-218.
2. Алексеева Е. Е. Страхи у детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 2. - с. 58-61.
3. Андреева А. А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников / А.А. Андреева // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 87-89.
4. Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей / Т. А. Арефьева, Н. И. Галкина. - М.: Психотерапия, 2009. - 272 с.
5. Афанасьева Т. В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности / Т. В. Афанасьева // Воспитатель ДОУ. - 2016. - № 2. - с. 65.
6. Березин Ф. Б. Психическая адаптация и тревога / Ф.Б. Березин. - М., 2006. - 278 с.
7. Вараксина А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии / А. В. Вараксина // Молодой ученый. - 2015. - №21. - с. 700-703.
8. Ветрова О. Е. Психолого-педагогический подход к определению понятия "страх" / О. Е. Ветрова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 8. - с. 37- 41.
9. Вологодина Н. Г. Детские страхи днем и ночь / Н. Г. Вологодина. - М.: Феникс, 2006. - 106 с.
10. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» // Психология развития: Хрестоматия. - С.-Пб.: Питер, 2011. - 632 с.
11. Гольева Г. Ю. Исследование психолого-педагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста / Г. Ю. Гольева // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль).
12. Давыдова О. И. Этнопедагогика народной сказки: учебное пособие / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец. - Барнаул : АлтГПА, 2011. - 174 с.
13. Дубинская Е. Методы арт-терапии в работе с дошкольниками / Е. Дубинская // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - с. 27.
14. Ермолаева М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учебное пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 336 с.
15. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. / А. И. Захаров - С.-Пб.: Речь, 2005. - 320 с.
16. Захаров А. И., Панфилова М. Детские неврозы / А. И. Захаров. - С.-Пб.: Респекс, 1995. - 398 с.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии) / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - С.-Пб.: Златоуст, 1998. - 352с.
18. Исаева Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Н. Исаева // Дошкольное воспитание. - 2012 - № 7. - с. 19-24.
19. Калацкая Н. Н. Детские страхи и способы их коррекции у детей школьного возраста. / Н. Н. Калацкая, В. Ф. Шигабиева // Вестник НЦБЖД, 2010. - № 2. - с. 44- 47.
20. Капщук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О. Н. Капшук. - Ростов на Дону: Феникс, 2009. - 221с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.