Работа с картой на уроках географии

  • ppt
  • 05.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала работа с картой.ppt

Викторова Е.В.
Учитель географии
ГБОУ гимназия 168
Центрального района
г. Санкт-Петербург

«Использование содержания географических карт для формирования универсальных учебных действий»

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

Обучить языку карты;
Научить методам и приёмам извлечения информации;
Мотивировать к использованию полученной информации при ответах;
Убедить, что не надо зубрить, надо научиться видеть;
Помочь преодолеть боязнь «отвечать у карты».

«Читать и не понимать. Читать и понимать. Читать и понимать даже то, что не написано» Я. Б. Княжнин

Разнообразие и вариативность заданий;
Разные уровни сложности (возможность выбора);
Формирование разнообразных УУД;

Развитие пространственного воображения, навыков письменной и устной речи;
Практические задания;
Мотивация исследовательской деятельности;
Творческие задания.

Достоинства

Время;
Строгие требования к оформлению;
Требуется системный подход;
Трудно связать теорию с практикой;
Сложность сопоставления ( разный масштаб и проекции);
Обилие информации (нужен отбор ).

Трудности

Топографические карты и планы местности.
УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ;
СОЗДАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА ТЕРРИТОРИИ;
УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО – СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ;
ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ И ВЫЧИСЛЕНИЙ;
ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ;
ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ;
ПОСТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ;
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ;
ПОСТРОЕНИЕ ПРОФИЛЕЙ;
СОСТАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ



Возможности использования карт

УМЕНИЕ ДАВАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Пример заданий по карте:
На физической карте полушарий найдите: остров Мадагаскар, остров Новая Гвинея, остров Великобритания. Назовите общие признаки найденных объектов. На основе названных признаков составьте свой вариант определения понятия «остров».
В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:
- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);
- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);
- познавательные ( выделение существенных признаков понятия; описание объектов; поиск ответа на вопрос).

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Пример заданий по карте:
Посмотрите на физическую карту полушарий. Найдите на ней материки Северную и Южную Америки. Выделите черты сходства и черты различия их географического положения.
В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:
- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);
- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);
- познавательные ( описание объектов; поиск ответа на вопрос; определение критериев для сравнения объектов; отбор информации; сравнивать объекты).

УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ

Пример заданий по карте:
Посмотрите на физическую карту полушарий. Найдите на ней материки Северную и Южную Америки. Выделите черты сходства и черты различия их географического положения.
В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:
- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);
- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);
- познавательные ( описание объектов; поиск ответа на вопрос; определение критериев для сравнения объектов; отбор информации; сравнивать объекты).

ПОЗНАВАТЕЛЬНО ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ (выбор критериев для сравнения)

Пример заданий по карте:
Рассмотрите физическую карту полушарий. Определите, в какой океан впадает большая часть рек Южной Америки. Объясните, выявленную закономерность. (Урок по теме «Внутренние воды» или «Путешествуем по Южной Америке»).
В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:
- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);
- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);
- познавательные ( поиск ответа на вопрос; высказывание суждений, подкреплённых фактами; выявление причинно-следственных связей; составление логической цепочки).

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО – СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

«ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ» (6 класс)
…. Ветер перенёс Капельку на юг от Европы в Африку. Пролетая над пустыней Сахара, она случайно оказалась на одной из колючек, но, уже в виде капельки росы, так как было раннее утро. Скатываясь по стебельку, Капелька встретила свою давнюю подругу. За разговором они не заметили, как к ним подошёл верблюд. Вместе с ним они направились к великой реке Нил. При первой же возможности они оказались в реке. Быстрое течение понесло их вперёд и вынесло в Средиземное море. Здесь они осели на борту круизного лайнера, который направлялся в Санкт – Петербург и , преодолев Гибралтарский пролив, вновь оказались в Атлантическом океане. По прибытии лайнера в порт Санкт – Петербург, две подружки скатились в холодные воды Невы. Так закончилось путешествие Капельки – одной из многих участниц Мирового круговорота воды в природе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (деятельность творческого и поискового характера)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ (построение логической цепи рассуждений)

КОНТУРНЫЕ КАРТЫ

Скажи мне – я забуду.

Покажи мне – я могу запомнить.

Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда.


П.П. Блонский.

Изучить географию без учебника трудно, а без карты невозможно. Карта есть то удивительное изучение земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар проведения.

Ю.М. Шокальский

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!