Научная литература
является важнейшим средством поддержания существования и развития науки;
во-первых, средством распространения и хранения достигнутого научного знания;
во-вторых, средством коммуникации, научного общения ученых между собой.
Этапы развития научного знания
Тезисы Научные статьи Монографии Учебники вузовские Учебники школьные
Эту динамику движения научного знания необходимо учитывать в работе с научной литературой, разграничивая литературные источники по степени их важности, достоверности и признанности в научном мире.
Библиография
Фамилия и инициалы автора, название работы, в каком журнале, сборнике и т.д. издана статья, тезисы и т.п., место (город) издания, издательство, год издания, количество страниц в книге или с какой по какую страницу расположена статья, тезисы в журнале, сборнике и т.д.
Факты, утверждения, цитаты и т.п., что представляют интерес для Вашей работы.
Что читать?
книги: научные монографии, брошюры, учебники, научно-методические издания, учебные пособия;
периодика: научные и реферативные журналы, академические вестники, сборники научных статей;
документы: сборники нормативных документов, стандарты, нормативные акты, инструкции;
энциклопедии, словари и справочники;
отчеты о научно-исследовательской работе;
Что читать?
патенты и авторские свидетельства;
информационные издания: аналитические обзоры, информационные выпуски и бюллетени, выставочные проспекты;
переводы научной литературы;
оригинальные источники зарубежной научной литературы;
диссертации и авторефераты диссертаций.
Работа с понятийным аппаратом
Постоянно следить за тем смыслом, который Вы вкладываете в тот или иной используемый термин.
Аппарат, аналогия, динамика, задача, закон, значение, категория, качество, критерий, комплекс, концепция, метод (способ), модель, развитие, общее (всеобщее), операция, основы, подход, прием, курс, принцип, положение, понятие, предмет, условие, связь, смысл, содержание, стадия, теория, фактор, функция, формализм, цель, цикл, этап.
Основные показатели качества информации
адекватность,
репрезентативность,
достаточность,
доступность,
актуальность,
своевременность,
точность,
достоверность,
устойчивость.
Схема изучения литературы
общая характеристика издания;
общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
беглый просмотр всего содержания;
чтение в порядке последовательности расположения материала;
выборочное чтение какой-либо части произведения;
выписка представляющих интерес материалов.
Основные операции при структурировании
Анализ информации – преобразование документа (документов) с целью извлечения из него наиболее существенных сведений (компонент текста) – слов, фраз, фрагментов.
Синтез информации – обобщение, объединение, оценка полученных в результате синтеза сведений с целью получения так называемых вторичных документов различного функционального назначения (аннотация, обзоры, рефераты, доклады и. д.).
Первичный и вторичный документ
Первичный документ – непосредственно содержащий результаты научной, технической, педагогической и иной деятельности.
Вторичный документ – являющийся результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов.
Использование аппарата ссылок и цитат
Ошибки:
простое переписывание;
«пасьянс чужих мнений». Новизна исследования не может состоять в новом комбинировании уже написанного другими;
обилие цитат как свидетельство о большой начитанности;
делать сноски, приводить цитаты, касающиеся общеизвестных истин в науке
Цитировать определения для того, чтобы к ним присоединиться;
Цитировать определения для того, чтобы с ними поспорить;
Пересказать чужую мысль своими словами и только сослаться на источник;
Привести цитату потому, что какая-то мысль в ней точно сформулирована.
Цитаты широко применяются в истории вопроса, но нежелательны в исследовательской части и совсем неуместны в выводах.
Использование цитат
По содержанию ссылок и цитат следует обязательно эксплицитно выразить свое согласие или несогласие, сомнения и обосновать возражения.
Пропозициональные установки типа:
Ю.С. Степанов справедливо считает, что... или Нельзя не согласиться с ЕМ. Вольф, которая пишет: ... .
Использование цитат
Функции, выполняемые известной информацией
общее и детальное знакомство с темой исследования;
классификация существующих позиций по проблеме исследования, сравнительный анализ точек зрения;
признаков новизны темы исследования, определение целей и задач собственной диссертационной работы;
обращение к другим авторам как средству дополнительной аргументации;
выявление разработанности отдельных аспектов темы.
Список литературы
Бурда А. Г. Б91 Основы научно-исследовательской деятельности : учеб. пособие (курс лекций) / А. Г. Бурда; Кубан. гос. аграр. ун-т. – Краснодар, 2015. – 145 с.
Методические материалы для написания научной статьи : метод. указания / сост.: Л. В. Рожкова, О. В. Сальникова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2016. – 56 с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.