РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
ЛЮБИТЬ_всем сердцем,
ОБУЧАТЬ - доступно,
РАДОВАТЬСЯ успехам своих учеников.
Одна из моих ключевых задач, как учителя начальной классов - развитие познавательных способностей, раскрытие творческого потенциала младших школьников.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка, как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
О важности данной проблемы говорил Президент РФ Владимир Путин.
Вот один из пунктов послания Федеральному собранию Российской Федерации: «…Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей ".
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
Какого же ребенка можно назвать одаренным?
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека, это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок показывает:
· высокие интеллектуальные способности,
· высокие творческие способности,
· способность к быстрому усвоению материала и отличную память,
· любопытство, любознательность, стремление к знаниям,
· высокую личную ответственность,
· самостоятельность суждений,
· позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой.
В.В. Щорс выделяет такие виды одаренности детей:
- интеллектуальная или академическая одаренность — способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты;
- творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Для детей, обладающих творческой одарённостью важна свобода мышления, нельзя давить, навязывать свой способ решения проблемы. Особенно это проявляется на уроках математики при решении задач, когда дети предлагают свой способ решения, отличный от традиционного;
- художественная одаренность (в области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства, скульптуры, технике);
- социальная (лидерская) одаренность — исключительная способность выстраивать долговременные, конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- двигательная (психомоторная) одаренность — исключительно спортивные способности;
- духовная одаренность связана с моральными качествами, альтруизмом.
Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Как известно, в любом деле, прежде всего, важна мотивация.
Младшие школьники, наверное, самые активные ученики в любой школе. Однако, если на первых порах, им всё интересно, они горят желанием попробовать себя во всём, то уже к 3-4 классу интерес постепенно угасает и вот здесь важно не упустить их.
Для мотивации к различным видам деятельности я использую такие приёмы, как:
- рейтинг учащихся,
- «почётное место в классе».
- психологические классные часы (классные часы самоопределения «Поход в мир своего Я», «Сказкотерапия для школьников»),
- создание портфолио.
Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» - отмечает Крейг Барретт, и с этим невозможно не согласиться.
Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.
Сегодня в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Таким образом, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения.
Цели и задачи системы работы с одаренными детьми.
Я учитель, а это значит, что моя главная цель – создание условий для выявления, поддержки одаренных детей, их самореализации и оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
· Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
· Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
· Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
· Дифференциация обучения на основе индивидуальных особенностей детей;
· Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
· Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;
· Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления, имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
Система работы с одаренными и талантливыми школьниками осуществляется в четырех направлениях:
· урочная деятельность;
· внеурочная деятельность;
· методическая работа;
· воспитательная работа.
Для плодотворной деятельности детям необходимо создать условия успешной работы.
Условия успешной работы
Учитель должен быть :
Ø увлечён своим делом
Ø профессионально грамотным
Ø способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности
Ø интеллектуальным, нравственным и эрудированным
Ø владеть передовыми педагогическими технологиями
Ø психологом, воспитателем и умелым организатором.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
1. исследовательский;
2. частично-поисковый;
3. проблемный;
4. проектный.
В своей работе я использую следующие формы работы с одаренными учащимися:
· система развивающего обучения (работа в парах, в группах, разноуровневые задания, творческие задания);
· выставки творческих работ;
· внеурочная деятельность, кружки по интересам;
· конкурсы и конференции;
· интеллектуальный марафон;
· участие в олимпиадах;
· индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
· дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
· проектная деятельность;
· творческие мастерские;
· ведение портфолио.
Свою работу я основываю на принципах:
Принципы работы с одаренными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4. Принцип опережающего обучения.
5. Принцип комфортности в любой деятельности
6. Принцип развивающего обучения.
7. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
8. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
9. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Ожидаемые результаты.
Реализация творческого потенциала детей, занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.
Методические результаты:
- создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;
- разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;
- использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
обобщение и систематизация материалов педагогической деятельности
Очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….»
Организацию работы с одарёнными детьми в начальной школе можно разделить на несколько этапов:
Итак, первый этап работы с одаренными детьми – подготовительный. С первых дней пребывания детей в школе проводится работа по выявлению одарённых детей в 1- х классах:
· Наблюдение (во время урочной и внеурочной деятельности),
· изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления,
· общение с родителями,
· проведение олимпиад, конкурсов, соревнований, научно-пррактических конференций,
· изучение интересов и склонностей обучающихся,
· составляются диагностические карты, проводится анкетирование.
Второй этап - основной - ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. И здесь главным стали помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности, контроль над развитием их деятельности, поощрение. На этом этапе я организовываю урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Организую индивидуальную работу с одаренными детьми, провожу подготовку к олимпиадам, конкурсам, викторинам, интеллектуальным игры, спортивным эстафетам, где каждый ученик может реализовать свои способности.
Привлекаю учащихся к участию в проектной деятельности.
Учащиеся принимают активное участие в интеллектуальных, творческих конкурсах различного уровня.
Третий этап- обобщающий, на котором подводятся итоги, проводится анализ достигнутых результатов детей, намечаются перспективные пути дальнейшего развития.
Использование современных технологий
Техника взаимодействия учителя с учеником при деятельностном подходе осуществляется через применение технологий качественного обучения.
Развивающее обучение
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Использование исследовательского метода в обучении
Проектные методы в обучении
Игровые методы способствуют повышению мотивации учащихся
Обучение в сотрудничестве
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Так, использование информационно-коммуникационных технологий в работе с одарёнными детьми позволяет мне добиться максимальной активизации и визуализации обучения, осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделать урок содержательным, познавательным, эмоционально насыщенным, интересным для учащихся, а значит результативным.
Использование ИКТ имеет большое значение в реализации ФГОС.
Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности способствует повышению качества успеваемости школьников, развитию творческой личности, о чем свидетельствуют результаты контрольных, диагностических работ, призовые места в олимпиадах, викторинах и конкурсах.
Грамотное использование современных информационных технологий в начальной школе развивает навыки самоконтроля и самообразования, повышает активность и инициативность младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности, развивает информационное мышление школьников, позволяет разнообразить формы и средства обучения, формирует информационно - коммуникационные компетенции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.