3 апреля 2012 года президент РФ утвердил Концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Инициативу подхватили во всех регионах страны , и в каждом сейчас реализуется своя соответствующая программа. Теперь степень особенности каждого школьника пытаются определить с помощью различных мероприятий, зависящих от региональных и муниципальных особенностей областей и района. Все дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все способности развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. А где и когда это можно сделать?
Одним из вариантов сопровождения развития одаренных детей в школе является реализация программ внеурочной деятельности, которые составляют основную образовательную программу (ООП) начального, среднего, общего образования в соответствии с ФГОС.
Сегодня я хочу рассказать о работе с одаренными детьми в нашей школе №14 села Кривенковское Туапсинского района.
В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат
А.Сухомлинский
Как же выявить одаренных детей? Следует заметить, что одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения окружающим. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога на уроках. Поэтому основными задачами в нашей школе стали:
· выявление одарённых детей;
· отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
· организация разнообразной внеурочной деятельности;
· социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Узнать одаренного ребенка можно по выдающимся способностям к обучению, развитым навыкам общения, определенным склонностям в мышлении и умению сочувствовать. Но выявление одаренных детей - не одноразовое мероприятие, а длительный процесс, и первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте, интуиции учителей, родителей. Наблюдения проводятся как в естественной ситуации школьного обучения, так и в специально смоделированных ситуациях.
Когда я набираю 1-й класс, заранее знакомлюсь с детьми и родителями. Посещаю утренники, родительские собрания, занятия, просто прихожу в группу детского сада, чтобы посмотреть и понаблюдать, кто, чем любит заниматься у кого какие способности. С первых дней учебы я составляю таблицу, которая заполняется в течении года. Она состоит из следующих пунктов:
1.Оценка способностей к обучению
а)Способность ребенка запоминать материал. Одаренные дети запоминают быстрее и больше, чем обычные. Такие дети могут запоминать факты лучше других. Часто они запоминают что-то совсем в юном возрасте и по своему желанию.
б)Навыки чтения. Если ребенок начал читать рано, это часто говорит об одаренности, особенно если ребенок научился читать и писать сам. Хотя склонность к чтению — это лишь один из признаков. Некоторые одаренные дети начинают читать поздно, потому что развиваются со своей индивидуальной скоростью. К примеру, Альберт Эйнштейн научился читать только в 7 лет.
в) Способности к математике. Многим одаренным детям очень легко дается математика. Но не стоит забывайте, что не все одаренные дети становятся математиками. Их могут интересовать и другие сферы.
Г)Знания ребенка о мире. Одаренные дети живо интересуются окружающим миром
2. Оценка коммуникационных навыков
а)Словарный запас ребенка. Знание и правильное использование таких слов, как как «очевидно» , «фактически», «я считаю..»
в)Как ребенок участвует во взрослых разговорах. Одаренные дети с легкостью вступают в разговоры. Обычные дети склонны просто рассказывать о себе, а одаренные дети поддерживают разговор.
г)Скорость речи. Одаренные дети разговаривают довольно быстро. Они говорят о том, что им интересно, быстрее, чем обычно, и могут резко перескакивать с темы на тему.
д)Как ребенок следует указаниям. В раннем возрасте одаренные дети могут выполнять сложные указания безо всяких проблем. (Они не просят уточнить или пояснить что-то. Например, ребенок с легкостью сможет выполнить следующее указание: «Иди в гостиную, возьми куклу с рыжими волосами со стола и положи ее в свой ящик с игрушками. Заодно принеси из своей комнаты грязную одежду, чтобы я могла постирать ее».[12]
3.Анализ образа мышления
а) Особые интересы ребенка. Одаренные дети часто рано чем-то увлекаются и могут подолгу концентрироваться на своем увлечении. Бывает, что одаренные дети стремятся читать книги на определенные темы и с увлечением могут смотреть документальные фильмы на эту тему.
б)Подвижное мышление. Одаренные дети обладают особыми навыками решения проблем. Они быстро думают и могут находить альтернативные решения.
в)Воображение. Одаренные дети от природы обладают развитым воображением. Может перевоплощаться в кого-то в играх и фантазировать.
г) Изобразительное искусство, театр и музыка. Многие одаренные дети склонны к искусству. Одаренный ребенок может рисовать или писать ради удовольствия, петь песни, которые где-то слышал, рассказывать яркие истории, как вымышленные, так и реальные.
4. Оценка эмоциональных навыков
а) Взаимодействие с другими людьми. Одаренный ребенок восприимчив к эмоциям окружающих людей, может общаться с людьми любых возрастов Однако у некоторых одаренных детей возникают трудности в общении. Из-за своеобразных интересов им бывает сложно общаться с людьми, и иногда у них даже ошибочно диагностируют аутизм. Хотя некоторые одаренные дети действительно страдают аутизмом.
б)Лидерские качества . Одаренные дети от природы склонны быть лидерами. Они умеют мотивировать и вдохновлять других, и им легко занимать ведущие позиции.
в) Любит ли ребенок быть в одиночестве. Одаренным детям часто нужно проводить время в одиночестве. Им нравится общество других, но им не становится скучно наедине с собой. Одаренный ребенок не жалуется на скуку.
Такая таблица помогает выявить одаренных детей уже через полгода, а к концу первого учебного года картина вырисовывается ярче и точнее.
Каких детей считают одаренными?
• детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
• детей с высоким уровнем творческих способностей;
• детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности;
• детей, хорошо обучающихся в школе;
• детей, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Таким образом одаренность бывает:
• академической (способность учиться);
• интеллектуальной (умение анализировать, мыслить);
• художественной (музыкально-художественной);
• творческой (не шаблонное мышление);
• психомоторной (спортивной).
После того , как первая задача решена, хотя мы уже говорили, что выявление одаренных детей –это длительный процесс, переходим к следующей ступени- отбор средств обучения. Это и поездки в музеи, библиотеки и кинотеатры, достопримечательностям нашего края, походы и прогулки, посещение исторических мест, архитектурных ансамблей, встречи с интересными людьми. Такие мероприятия направлены на расширение культурного кругозора. Дети делают определенные заметки, составляют список вопросов, которые их заинтересовали, делают зарисовки. В последующем это помогает детям в проектной и исследовательской работе.
Каждое такое выездное мероприятие
заканчивается игрой «Вживание». Она позволяет учащимся посредством чувственно-
образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый или
заинтересовавший объект, почувствовать и познать его изнутри. Проводимые
театрализованные праздники , которые тоже играют немаловажную
роль в работе с одаренными детьми, поскольку в них учащиеся имеют возможность
также реализовать актерские способности и проявлять свои творческие навыки
Очень важно, чтобы ученик чувствовал удовольствие от своей деятельности.
Часто использую в работе метод «если бы…»,который помогает детям
нарисовать картину или составить описание того, что произойдет,
если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает
воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
Так, после наводнения в 2010 году в нашем районе, детей заинтересовал вопрос об архитектуре, возникла необходимость создания безопасного, экологического и прочного сооружения для людей, которое будет служить во благо людям и приносить им максимальную пользу и безопасность. Решили провести проектно-исследовательскую работу. Ребята представили и защитили свои работы на конференции в стенах школы. Лучшая работа была отправлена на муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь» в Туапсинском районе и заняла 1 место.
Исследовательские и проектные работы, музыкальные конкурсы, конкурсы видеороликов и художественного чтения, викторины, марафоны и конференции различного уровня-все это формы работы с одаренными детьми. В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит навязывать ему свои наблюдения, мысли и выводы. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.
В сентябре 2019 года в рамках федерального проекта «Современная школа» начали работу Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», нацеленные на повышение качества подготовки школьников. В Туапсинском районе появились четыре центра, в число пилотных площадок вошла и наша школа МБОУ СОШ №14 с. Кривенковское. Центр обеспечен новым современным оборудованием. Об оборудовании, которое поступило в школу в рамках проекта, стоит сказать особо, поскольку каждая единица призвана работать во исполнение главной задачи - современного образования и творческого развития школьников. Это и интерактивные комплексы ,современные тренажеры-манекены, 3D-принтеры, квадрокоптеры. Внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности развивает речь учащихся, повышает учебную мотивацию учеников. А использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повышает эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Все это в комплексе поддерживает у детей интерес к научно-техническому творчеству, одаренные дети в той или иной сфере находят занятия по своим интересам и увлечениям. Наши педагоги внеурочной деятельности стараются создать такие условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Главное, – помочь освоить программу и технику, делая упор на то, что ему нравится, что получается, развивать и совершенствовать лучшее, что в нем есть.
Все вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из главных задач учителя при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в детском коллективе, умение направлять учащихся в нужное русло и заинтересовать.
Анализируя свою деятельность, каждый педагог должен задать себе вопрос: «Что приобрели дети, посещая внеурочные занятия, выполняя проектно – исследовательскую деятельность?» . И если он может ответить на этот вопрос, значит он на правильном пути.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.