ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.8
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
08.11.2019
Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов. Мы должны помнит, что наша главная задача подготовит детей к жизни, а не просто освоение теоретических знаний.
Как говорится, дети наша будущее. А значит наша страна, наш народ и мы сами в руках этих детей. А какими они будут уже от нас зависит
statya_Urgereeva_MT.docx
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Как говорится, дети наша будущее. А значит наша страна, наш народ и мы
сами в руках этих детей. А какими они будут уже от нас зависит. На протяжения
многих веков и годов мы изучаем детей в той или иной области развитие, в данное
время показателем благополучия общества является состояние интеллектуального
развития детей. С каждым годом общества предъявляет высокие требования к детям:
неистова растет объем знаний, которые нужно передать ребенку. Одним из важных
показателей готовности ребенка к жизни является развитие интеллектуальных
способностей.
ее
Интелл кт (от лат. intellectus — ощущение, восприятие, разумение, понимание,
понятие, рассудок) или ум — 1.Способность организма использовать полученные
знания. 2.Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет
все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память,
представление, мышление, воображение [1].
Психологи сводят интеллект человека к скорости протекания умственных
процессов (Г. Айзенк), к сумме прижизненно сформировавшихся навыков (Р. Кеттел
и Дж. Хорн), к общей способность личности (Д. Векслер). Немецкие ученые
Мельхорн Г. и Мельхорн Х. Г. называют интеллектом совокупность способностей,
которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности. Они
считают, что функция интеллекта состоит в умственном решении объективно
существующих проблем. Выражением наиболее развитой формы интеллекта является
направленное проблемное мышление. Оно создает новое знание для освоения
окружающего мира. Проблемное мышление приводит к более или менее большому и
качественному расширению горизонтов познания, которое делает возможным
сознательное воздействие на природу и общество в соответствии с мыслями человека
[2]. Таким образом, мы понимаем, что интеллектуальное развитие детей дошкольного
возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для
успешного усвоение учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми
темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные
процессы, формируется речь. Дети дошкольного возраста с развитым интеллектом
быстрее овладевают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных
силах и, как показывает многолетняя практика, имеют большее желание учиться[3].
Интеллектуальный труд не прост, учитывая возрастные особенности детей
дошкольного возраста надо помнить, что основном методом развития является
проблемно – поисковым, а главной формой организации является игра.
В.Г. Яфаева своей статье «Модель компонентов интеллектуального развития и
интеллектуальных качеств дошкольников» рассматривает компоненты и качества
интеллектуального развития. Мы тоже солидарны с мыслью Анны Анастази о том,
что интеллект ребенка складывается из разных сочетаний способностей. В.Г. Яфаева
выделяет следующие компоненты интеллектуального развития: (Наглядное) моделирование ;
мыслительные операций;
Решение элементарных интеллектуальных задач;
Оперативная память;
Вербальная гибкость;
Гибкость мыслительных действий;
Система когнитивных (познавательных) параметров;
Креативность (творческое мышление и воображение, творческие
способности);
Логические операции [4].
В.Г. Яфаева также рассмотрела понятие интеллектуальное качества, и отнесла
к ним следующее качества:
интеллектуальная инициатива;
интеллектуальная саморегуляция;
интеллектуальное творчество;
интеллектуальная компетентность.
А как мы будим их осуществлять?
И так, как мы поняли перед нами, стоит задача развит эти качества и
компетентности.
Решение задач
интеллектуального развития осуществляется через освоение детьми знаний о
количественных, пространственных, временных отношениях, способов действий. Мы
будем рассматривать по методики формирование элементарных математических
представлений.
Занимательный математический материал является одним из дидактических
средств, способствующих формированию математических представлений детей. Он
включает в себя занимательные вопросы, задачишутки, игры, головоломки,
логические задачи.
Занимательные задачи, головоломки
составлены на основе знания законов мышления.Догадке как способу решения
головломки предшествует тщательный анализ, выделение в задаче существенных
признаков.Выполняющий задачуголоволомку приходит к решению в результате
тщательного ознакомления с задачей, подробного анализа ее условий.
Советские психологи и педагоги Я.А. Пономарев, В.А. Крутецкий, Б.А.
Кордемский, А.Насыров определили влияние задачсмекалок на умственное развитие
детей. Так, Б.А. Кордемский подчеркивал особое значение задач смекалок в
развитии у обучающихся существенных элементов математического мышления:
математической инициативы,
гибкости и
критичности ума. Задачи смекалки интересны своей занимательностью, вызывают
желание во что бы то ни стало решить их самостоятельно.
сообразительности,
логичности,
К решению занимательных задач дети приходят в процессе поисковых проб.
Причем действия детей имеют разный характер: это практические пробы,
предназначенные для угадывания решения в результате постоянных действий.
Большинство детей в зависимости от возраста и уровня развития мышления решают
задачи в уме, этому сопутствует разностаронний анализ. Под влиянием обучения характер поисковых действий претерпевает существенные изменения:дети переходят
от практических к мысленным пробам, уменьшается их колличество, так как
вырабатываются умения.
Результатом поиска решения, как правило, является
догадка, которая представляет собоц нахождение пути решения.
Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств
умственной дятельности, как смекалка и сообразительность.
Смекалка – это особый вид проявления творчества, нахождение способа
решения. Она выражается в результате анализа, сравнений, обобщениц, установления
связей, аналогий, выводов, умозаключений.
проявлениях
сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию,
устанавливать взаимосвязи, на основе которых решающий задачу приходит к
выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать
знаниями.
О
Проявление детми смекалки и сообразительности при решении задач
возрастает по мере овладения детьми определенными схемами анализа, переноса
усвоенных общих принципов, способов решения простых задач на более сложные[5].
Сейчас все эти виды разнообразны и к тому же современны. Каждому ребенку
можно найти свою интересующеюся игру. Например, при помощи специальных
программных обеспечений мы можем с лёгкостью обучать. Интерактивные доски,
планшеты разных производств, компьютеры можем использовать во блага. Задачи
головоломки можно решать и через компьютеры, ноутбуки, планшеты и даже
смартфоны. Но конечно нельзя забывать об обратной стороне этой медали, то есть о
здоровье подрастающих детей.
Особенностью организации интеллектуального развития детей является
создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых
знаний, достижений и успехов. Мы должны помнит, что наша главная задача
подготовит детей к жизни, а не просто освоение теоретических знаний.
Список литературы:
1. https://ru.wikipedia.org
2.
http://pandia.org/text/78/022/3797.php
3. http://festival.1september.ru/articles/519112/
4.
Яфаева «Модель компонентов интеллектуального развития и
интеллектуальных качеств дошкольников» //Мир науки, культуры и образования №
1, 2012. 4655стр.
5. В.В Данилова «Математическая подготовка детей в дошкольных
учреждениях»−М.:Просвещение1987
В.Г.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.