РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ, ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ БИОЛОГИЕЙ
Оценка 4.8

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ, ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ БИОЛОГИЕЙ

Оценка 4.8
docx
09.11.2022
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ, ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ БИОЛОГИЕЙ
моя статья.docx

Методический день «Инновационная деятельность как условие профессионального развития педагога».

 

Ногтева Светлана Владимировна, учитель биологии

Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Средней школы пгт Демьяново Подосиновского района»

пгт Демьяново Подосиновский район

 

 

работа с одаренными детьми,

интересующихся биологией.

 

        Проблема работы с одарёнными детьми – одна из актуальных задач современного образования.

      Что такое одарённость? Это подарок судьбы при рождении ребенка.

      Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

     Главная задача учителя при работе с одаренными заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных возможностей и склонностей. Но, если учитель не творческий, соответственно он не сможет воспитать творческого ученика. Сегодня жизнь быстротечна. Вызов времени требует инноваций. В наше время необходимо привлекать  школьников к участию в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; в творческое решение учебных и практических задач; в создание собственных произведений, проектов.

       Другими словами,  школа должна воспитать выпускников, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.

        В своей работе с одаренными детьми, как и многие учителя,  я придерживаюсь определенной системы.

Цель: развитие у детей познавательного и творческого интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных проблемных и биологических заданий, системного мышления, способности мыслить творчески, а также воспитать  в них уверенность в своих силах.

Задачи:

Ø   выявить одаренных детей, проявляющих интерес к биологии;

Ø  при изучении основного и дополнительного материала по предмету развить творческие способности и гибкость мышления;

Ø  использовать индивидуальный подход в работе с одаренными школьниками уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Ø  стимулировать проявления к учебно- познавательной деятельности;

Ø  применять  в своей работе различные приёмы и методы обучения, способствовать реализации познавательного, исследовательского и  мотивационного потенциала учащихся.

Работа организована по двум направлениям: урочная и внеурочная. 

       Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности, способствующих развитию функциональной грамотности учащихся;   проведение факультативных и дополнительные занятий с одарёнными детьми по предмету;   проведение предметных дней; научно-практических конференций; участие в Интернет - олимпиадах, интеллектуальных марафонах.

       Для работы с одаренными детьми можно использовать задания разного характера, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний, например:

Ø  задания на развитие логического мышления:

нахождение общего, частного, промежуточного понятий;

Расположить понятия так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частное, а в середине промежуточное.

Например, «бактерия -  болезнетворная бактерия – палочка Коха» или «растение – розоцветные – роза».

1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.

2. Лесное растение, дуб, дерево.

3. Куриные, птицы, глухарь. [2, с.18]

Ø  расположение понятий от более частных к более общим;

Например, если даны понятия «гусь», «животное», «птица», «домашние птицы», то их следует расположить так: «гусь  – птица – домашние птицы – животное».

1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.

2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.

3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие. [1, с.38]

Ø  нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых;

Назовите обобщающее (родовое) понятие к данным видовым.                                Например, «черешковый – сидячий» (лист)

1. Дерево – кустарник (растение)

2. Вены – артерии  (сосуды)

3. Корзинка – колос (соцветие)

4. Белок – крахмал  (полимеры)

5. Кокки – бациллы (бактерии)

Ø  упражнение «перевод с русского на русский».

Примеры:

1. Сбился с азимута среди тpex голосеменных. (Заблудился в тpex соснах).

2.На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).

3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит).

 Пословицы, «переведенные на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода образного мышления и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая чувство юмора.

Пример: шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия:

Птица-кашевар                     Сорока

Хитрый гриб                         Лисичка

Солнечный макияж              Загар

Бабочка из шкафа                Моль

Обувь с ресничками            Инфузория туфелька

 Эти задания хорошо использовать при переключении с одного вида деятельности на другой.

Ø  Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.

1.Построить логическую цепочку из таких понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.

2.Отгадать заданное слово в игре «да- нет», задавая вопросы по теме.

3.Вставить слова в текст.

4.Решить биологическую задачу.

Например:

А). Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов. Сколько у человека всего эритроцитов?

Б). Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил.

В). При длине тела 3 мм высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы прыгнуть человек, если бы он прыгал также, как и блоха?

Г).Сердечный цикл составляет у человека 0,8 с. Сколько за сутки наше сердце повторит свой цикл?

Ø  задания на развития творческого мышления можно разделить на несколько групп:

  1 группа: Задания в занимательной форме.

Занимательность -  это ведущий стимулирующий мотив этой деятельности. Именно ребусы, чайнворды, кроссворды, викторины, игры  ребятам хорошо известны и они овладели в полном объеме технологией их составления. Материалы, созданные в данной форме, привлекают внимание и способствуют развитию мотивации учащихся.

2 группа: Задания поэтического содержания.

Эти творческие задания чаще всего выполняют ребята с доминирующей аудиальной модальностью. Сочинять стихи, сказки, загадки, придумывать истории, находить легенды и  выступать с этими материалами перед одноклассниками ребятам очень нравится.

3 группа: Задания иллюстративного плана.

Учащиеся, умеющие рисовать, фотографировать, клеить аппликации с удовольствием выбирают такие формы как  создание рисованых фильмов, составление фотоальбомов по теме, рисунки к стендам, картины животных, аппликативные работы. Используя эти формы деятельности у детей формируются знания через кинестетическую модальность. Бесспорно, эти формы деятельности развивают кругозор. Способствуют освоению новыми навыками.

4 группа: Задания научно-информационной направленности:

Это более высокий уровень творческих заданий. Обычно их выполняют ребята с хорошим мышлением, много  читающие, либо имеющие стойкие положительные мотивы учебной деятельности. Это выполнение рефератов, докладов-сообщений, создание папки дополнительных материалов, рукописные книги (групповой проект), написание структурированного конспекта, создание картотеки литературы по теме.

5 группа: Конструкторские задания.

Ребята выполняют такие формы заданий как изготовление моделей животных, составление коллекций следов жизнедеятельности, гербаризация, составление биологических лабиринтов, карточек контроля знаний, создают макеты. Данные задания позволяют развивать конструкторские умения, увеличивают практическую направленность знаний и связь с природным окружением.

6 группа: Исследовательские задания.

Эту группу заданий выполняют чаще ребята с ярко выраженным желанием связать свою профессию с биологией. Они  проводят наблюдения, эксперименты, описания, опыты, микроскопирование и т.д.

Ø  Задачи на исправление ошибок в тексте

Например: Маша в огороде (темы: корень, цветок и плод, 5-6 класс)

Сегодня мы семьей пошли на дачу. Надо было  собрать урожай. Лето было теплым, солнечным, поэтому растения порадовали нас своими плодами.

Первым делом я взялась убирать с грядок томаты, перцы, горох и морковь.

Мое внимание привлекли их корневые системы: у перцев и томатов они были разветвленные, как мочалка.  Главный корень был почти не заметен, зато от боковых корней шло много придаточных.  Я решила,  что это пример мочковатой корневой системы.

   У моркови же был главный корень, похожий на стержень: толстый, сочный,  оранжевого цвета. Наверно, у нее стержневая корневая система. А горох вообще ни на что не походил: главный корень был хорошо виден, от стебля отходит много боковых корней, но самое главное: весь корень был усыпан, как бусами, маленькими плодиками,  похожими на горошинки. Что это было, я так и не догадалась.

Потом меня мама отправила собирать  огурцы, кабачки и тыквы. Их было много, и они были очень тяжелыми, особенно тыквы. Тогда папа мне быстро помог, мы сложили их в 3 кучи: отдельно огурцы, тыквы и кабачки. Отдыхая, папа меня спросил, показывая на эти кучи, какую из этих ягод я буду есть. Я сказала, что ягоду я люблю малину и клубнику. А эти плоды совсем не ягоды. Кто из нас прав? Папа засмеялся, а потом сказал, что это-то как раз и ягоды, а вот  по ботанической классификации плоды малины- это -многоорешки, а плоды земляники- многокостянки,  но я ему все равно не поверила.

   И, собирая малину (больше в рот, чем в корзинку), я все упрямо твердила - это ягода. Сочная,  вкусная, ароматная ягода!

Ошибки:

1)                  Перцы и томаты - это двудольные растения, поэтому корневая система у них стержневая

2)                  Придаточные корни растут от стебля, а не от боковых корней

3)                  На корнях у гороха имеются не плоды, а корневые клубеньки, в которых живут азотофиксирующие бактерии.

4)                  Плоды малины и клубники не ягоды

5)                  Малина имеет плод многокостянку

6)                  Земляника имеет плод многоорешек с сочным цветоложем.

Ø    решение биологических задач на выдвижение гипотез и их защиту:

                     Пример творческой работы учащихся:

1.                  «Что думает обо мне мое сердце?»

Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.

И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.

-Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что, не смотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты.

- Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!

- Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.

 - А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.

2.  Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки - вены?

Данную задачу учащиеся решают по-разному. Часть исходит из определения термина “вены”. Эти ребята ищут такие опыты, при помощи которых можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: “Нужно сдавить руку в запястье. Если видно, что сосуды набухают, со стороны кисти, значит это вены, т. к. кровь по ним движется к сердцу”. Такое решение основано на подведение под определение. Другие решают задачу, строя рассуждение по логическому принципу исключения:

“Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т. к. они крупные, и не могут быть артериями, т. к. не пульсируют. Следовательно, это вены”.

Открытые творческие задачи по биологии:

Например:                                                                                                                             

 а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?                               

 (Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).

  б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет?

(Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают уникальными бактерицидными свойствами)

В). По прямой линии идут три черепахи. Первая говорит: “За мной идут две черепахи”. Вторая говорит: “За мной идет одна черепаха”. Третья говорит: “За мной идут две черепахи”. Почему она так говорит?

Г). Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то, сколько она буде весить, если встанет на две ноги?

Д). Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышь?

Ø  задания на прогнозирование ситуаций.

Что будет, если вырубить в лесу все деревья?

Какие будут последствия осушения болот?

     Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Для этого мои ученики принимают участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх, дистанционных предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и занимают призовые места. Педагог должен  помочь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности. Например,  научно-исследовательские проекты   учащихся стараюсь продвигать на разные уровни – школьный, муниципальный, региональный, всероссийский.

Успех ребенка во многом зависит от учителя, поэтому очень важно педагогу тоже идти в ногу со временем и совершенствовать себя профессионально. С этой целью систематично участвую в различных профессиональных конкурсах, публикую методические разработки на образовательных сайтах. Постоянно повышаю свою квалификацию на различных курсах.

В своей педагогической деятельности стараюсь использовать современные педагогические технологии: ИКТ, технология развития критического мышления, которые помогают мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Применение элементов данных технологий создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Работа с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, позволяет чувствовать себя свободно в рамках школьной программы, предполагает совместную творческую деятельность. Педагог должен быть сам увлечен настолько, чтобы его эмоциональный настрой сам по себе служил мотивацией к деятельности.

Таким образом, чтобы работать с одаренными детьми нужно в первую очередь измениться самим. Система работы с одарёнными детьми способствует увеличению числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит ожидаемые  плоды.

Для учителей предлагаю памятку для работы с увлеченными детьми.

1. Четко изучите качества личности, характеризующие одаренность.

2. Используйте в работе с одаренными детьми современные педагогические и компьютерные технологии.

7. Используйте при работе с одаренными детьми стратегию «ускорения» и «обогащения».

8. Учитывайте в работе с детьми разницу между физическими возможностями и интеллектуальными способностями.

9. Поддерживайте ребенка эмоционально, препятствуйте развитию комплекса неполноценности.

10. Создайте на уроках комфортные условия для развития общих и специальных способностей одаренных детей.

11. Наблюдайте и анализируйте деятельность одаренного ребенка, поддерживайте тесный контакт с его родителями.

12. Обучайте одаренного ребенка не по образцу и стандарту, а в соответствии с его индивидуальной и уникальной зоной развития.

  

 

Список литературы:

1.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 1997.

2.Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: Учеб. пособие. М.: АОМДС, 1996.

3.Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: Методическое пособие / Ю.Д. Бабаева; Под ред. Панова В.И.– М.: Молодая гвардия, 1997. - 278 с.

4.Биологические экскурсии: Книга для учителя / И.В. Измайлов, В.В. Михлин и др. М.: Просвещение, 1983.

5.Глотова Г.А. Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования. Учебное пособие / Г.А. Глотова. - Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 1992. – 128 с.

6.Петренко В. М. Основы эмбриологии: Вопросы развития в анатомии человека: — Москва, ДЕАН, 2003 г.- 328 с.

7.Соколова Е.Н. Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии. учитель биологии и химии МОСШ № 17

8.Наумова Л. М.Система работы с одаренными детьми пона уроках по биологии и внеурочное время, МОУ СОШ № 10, 2014

9.Савенков А.И. Одарённый ребенок в массовой школе. Ред. Ушакова М.А. - М.: Сентябрь, 2001.

10. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2000.

11.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М., 1998.  

12. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.

13.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.

 

Интернет ресурсы:

14. festival.1september.ru›articles/514689/

15.nsportal.ru›…odaryonnymi-detmi…urokakh-biologii…vo

16.novschool-20.ucoz.ru›…biologija…s…v…i_vneurochnoe…

17.easyen.ru›…odarjonnymi_detmi…biologii…vneurochnoe…

18.metod-kopilka.ru›…s_odarennymi…vneurochnoe_vremya…

19.gtn.lokos.net›www…biologija6/kurakova/index.htm

 20. конспекты-уроков.рф›…articles…biologii…vremya.html


Методический день «Инновационная деятельность как условие профессионального развития педагога»

Методический день «Инновационная деятельность как условие профессионального развития педагога»

Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности, способствующих развитию функциональной грамотности учащихся; проведение факультативных и дополнительные занятий с одарёнными детьми по предмету; проведение…

Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности, способствующих развитию функциональной грамотности учащихся; проведение факультативных и дополнительные занятий с одарёнными детьми по предмету; проведение…

Построить логическую цепочку из таких понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм

Построить логическую цепочку из таких понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм

Сегодня мы семьей пошли на дачу

Сегодня мы семьей пошли на дачу

Такое решение основано на подведение под определение

Такое решение основано на подведение под определение

Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит ожидаемые плоды

Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит ожидаемые плоды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2022