Работа с педагогически запущенными детьми
·
Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента
(Заседателева Э. С.):
Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость,
неуспешность, затрудненность, обусловленные тем, что индивидуальный опыт
(житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей
неполноценны, искажены, противоречивы.
Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения,
эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти
отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное
самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически
запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям,
окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную
деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую
запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.
Прежде чем приступить к социально-педагогической технологии коррекции
конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить
степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в
данном контексте. Для этого существуют разные подходы к составлению
характеристики "трудного" ребенка.
По одному из подходов она может включать следующие компоненты:
1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям:
а) контактность с классным коллективом,
б) отношения с большинством педагогов,
в) реакция на педагогические требования,
г) податливость педагогическим воздействиям.
2. Уровень социально-ценного жизненного опыта:
а) опыт общения с людьми,
б) характер общения с людьми,
в) опыт участия в различных видах деятельности,
г) требовательность к себе при неудачах.
3. Я - концепция личности (эмоциональный аспект)
а) положительная,
б) отрицательная,
в) аномальная.
4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:
а) требовательность,
б) самокритичность.
5. Уровень самоуправления поведением:
а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует,
б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная
для коллектива деятельность,
в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы.
Для диагностики педагогической запущенности В. Г. Баженов предлагает дневник
наблюдения педагогически запущенного ребенка. Он предназначен для более
длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С
помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии
ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся.
После проведения диагностики, выявив степень запущенности, возрастные, индивидуальные
проявления педагогически запущенного, можно приступать к составлению
коррекционной программы.
Зюбин Л. М. предлагает следующие формы коррекционной работы:
· выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку
в коллективе,
· привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских
связей,
· постепенное усложнение учебных и общественных заданий,
· систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике,
· медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом,
· формирование правильной самооценки,
· осуществление мер нравственно-полового воспитания,
· оказание необходимой помощи в учебной деятельности,
· физическое воспитание,
·
привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших,
больных.
Следующий технологический этап - это определение эффективности воздействия на
ребенка, выбранной социально-педагогической технологии и составляющих ее
методик.
Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически
запущенными детьми преследует следующую цель - создание образа жизни, который
позволит педагогически запущенному подростку управлять своими действиями и
поступками, закреплять нравственное поведение. Отсюда необходимость построения
модели жизнедеятельности, труда, быта и отношений педагогически запущенных
подростков в зоне ближайшего социального окружения, с тем чтобы учесть общее и
индивидуальное в каждом из воспитанников, конкретные условия воспитания. Здесь
переплетаются элементы педагогического диагностики, прогнозирования,
моделирования, организации жизни подростков, контроля и самоанализа результатов
воспитательной работы.
Технология работы с педагогически запущенными детьми.
1. Изучение всего контингента вновь поступивших учащихся, выявление трудных
подростков, организация индивидуальной учебно-воспитательной работы с ними.
Цели работы: выявление трудных учащихся, основных достоинств и недостатков их
личности, склонностей, способностей, интересов, которые могут быть использованы
для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и
воспитания их в семье, их ближайшего окружения, личных связей, организация
учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними, проверка
эффективности индивидуального подхода путем наблюдения за изменениями личности
и поведения учащихся.
Формы и методы работы: изучение документации, беседы с учителями, с родителями,
получение в необходимых случаях информации из инспекции по делам
несовершеннолетних, беседы с учащимися, анкетирование, изучение работ учащихся,
выполненных на уроках, наблюдение за поведением учащихся в разных условиях их
учебы, работы, досуга.
Основные исполнители: классный руководитель, преподаватели, родители учащихся -
с привлечением других лиц, знающих подростков.
2. Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных
учащихся.
Цели работы: одновременно с решением важнейших задач нравственно правового
воспитания учащихся и способствовать вовлечению их в полноценную жизнь и
деятельность ученического коллектива.
Формы и методы работы: приобщение учащегося к коллективной деятельности на
уроках, обеспечение участия в различных общественных мероприятиях, занятиях
кружков, секций художественной самодеятельности, отчеты учащегося перед
коллективом; организация индивидуального шефства над ним с о стороны
сверстников и взрослых; привлечение к общественно полезному труду; тренировка в
нравственных делах и поступках; помощь в самовоспитании; систематическое
использование поощрений и наказаний; разъяснение и убеждение в форме индивидуальных
бесед.
3. Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения.
Цель работы (наряду с общими целями правового воспитания): преодоление
неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным
поведением.
Формы и методы: встречи с работниками милиции, суда и прокуратуры, правовое
просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед.
4. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Цели работы: обучение учащихся приемам и способам самостоятельной умственной
деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к
общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих силах и
способностях.
Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные
учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям
познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха
подростков в семье, поощрение за успехи в учебе.
5. Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически
запущенных учащихся.
Цели работы: выработать у педагогически запущенных
·
подростков привычку к правильному
режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья
занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании,
сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.
Формы и методы работы: уроки физического воспитания, занятия спортивных кружков
и секций, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое
обследование всех педагогически запущенных учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.