Работа с педагогически запущенными детьми

  • docx
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа с педагогически запущенными детьми.docx

Работа с педагогически запущенными детьми

·         Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента (Заседателева Э. С.):

Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность, обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.

Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.

В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

Прежде чем приступить к социально-педагогической технологии коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте. Для этого существуют разные подходы к составлению характеристики "трудного" ребенка.

По одному из подходов она может включать следующие компоненты:

1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям:

а) контактность с классным коллективом,

б) отношения с большинством педагогов,

в) реакция на педагогические требования,

г) податливость педагогическим воздействиям.

2. Уровень социально-ценного жизненного опыта:

а) опыт общения с людьми,

б) характер общения с людьми,

в) опыт участия в различных видах деятельности,

г) требовательность к себе при неудачах.

3. Я - концепция личности (эмоциональный аспект)

а) положительная,

б) отрицательная,

в) аномальная.

4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:

а) требовательность,

б) самокритичность.

5. Уровень самоуправления поведением:

а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует,

б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность,

в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы.

Для диагностики педагогической запущенности В. Г. Баженов предлагает дневник наблюдения педагогически запущенного ребенка. Он предназначен для более длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся.

После проведения диагностики, выявив степень запущенности, возрастные, индивидуальные проявления педагогически запущенного, можно приступать к составлению коррекционной программы.

Зюбин Л. М. предлагает следующие формы коррекционной работы:

· выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе,

· привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей,

· постепенное усложнение учебных и общественных заданий,

· систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике,

· медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом,

· формирование правильной самооценки,

· осуществление мер нравственно-полового воспитания,

· оказание необходимой помощи в учебной деятельности,

· физическое воспитание,

·           привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных.

Следующий технологический этап - это определение эффективности воздействия на ребенка, выбранной социально-педагогической технологии и составляющих ее методик.

Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми преследует следующую цель - создание образа жизни, который позволит педагогически запущенному подростку управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное поведение. Отсюда необходимость построения модели жизнедеятельности, труда, быта и отношений педагогически запущенных подростков в зоне ближайшего социального окружения, с тем чтобы учесть общее и индивидуальное в каждом из воспитанников, конкретные условия воспитания. Здесь переплетаются элементы педагогического диагностики, прогнозирования, моделирования, организации жизни подростков, контроля и самоанализа результатов воспитательной работы.

Технология работы с педагогически запущенными детьми.

1. Изучение всего контингента вновь поступивших учащихся, выявление трудных подростков, организация индивидуальной учебно-воспитательной работы с ними.

Цели работы: выявление трудных учащихся, основных достоинств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интересов, которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье, их ближайшего окружения, личных связей, организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними, проверка эффективности индивидуального подхода путем наблюдения за изменениями личности и поведения учащихся.

Формы и методы работы: изучение документации, беседы с учителями, с родителями, получение в необходимых случаях информации из инспекции по делам несовершеннолетних, беседы с учащимися, анкетирование, изучение работ учащихся, выполненных на уроках, наблюдение за поведением учащихся в разных условиях их учебы, работы, досуга.

Основные исполнители: классный руководитель, преподаватели, родители учащихся - с привлечением других лиц, знающих подростков.

2. Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных учащихся.

Цели работы: одновременно с решением важнейших задач нравственно правового воспитания учащихся и способствовать вовлечению их в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива.

Формы и методы работы: приобщение учащегося к коллективной деятельности на уроках, обеспечение участия в различных общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности, отчеты учащегося перед коллективом; организация индивидуального шефства над ним с о стороны сверстников и взрослых; привлечение к общественно полезному труду; тренировка в нравственных делах и поступках; помощь в самовоспитании; систематическое использование поощрений и наказаний; разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.

3. Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения.

Цель работы (наряду с общими целями правового воспитания): преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением.

Формы и методы: встречи с работниками милиции, суда и прокуратуры, правовое просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед.

4. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Цели работы: обучение учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих силах и способностях.

Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха подростков в семье, поощрение за успехи в учебе.

5. Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных учащихся.

Цели работы: выработать у педагогически запущенных

·          

подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.

Формы и методы работы: уроки физического воспитания, занятия спортивных кружков и секций, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных учащихся.