РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «РАЗВИВАЙКА» В МУДО «ЦДТОР» г. МАГНИТОГОРСКА
Работа с родителями – обязательный компонент организации обучения детей в образовательном учреждении. Это система просветительских, диагностических и профилактических мероприятий, помогающих родителям сопровождать детей в образовательном процессе.
В учреждении дополнительного образования (УДО) работа с родителями имеет свои особенности.
Во-первых, родители обучающихся в УДО, как правило, это заинтересованные люди в гарантированном положительном результате обучения детей. Они готовы помогать, участвовать и контролировать образовательный процесс. Родители могут участвовать в планировании дополнительной образовательной программы (в составлении учебного плана). Следовательно, можно привлекать их к этой деятельности. Во всяком случае, обсуждать с ними учебный план. Можно привлечь к этому процессу и детей.
Во-вторых, родители обучающихся в УДО, в большинстве своем – люди творческие, имеющие собственный опыт организации пространства (на работе, дома, на даче и проч.). Эти способности родителей педагог может использовать при организации образовательного пространства детей. Т.е. для создания комфорта, уюта и привлекательности клуба, в котором обучаются дети творческих родителей определенный эффект могло бы иметь опять же непосредственное и неформальное участие родителей. Родителям под силу, а педагогу важно создать условия для роста потребности родителей улучшать территорию получения дополнительного образования детей.
К территория, требующим постоянного обновления и наполнения можно отнести учебный класс (аудиторию), фойе, игровую или тренировочную комнаты и проч. Это информационные стенды, место для хранения детских вещей, одежды, видеосюжеты для постоянного их прокручивания на мониторах имеющихся телевизоров, фоторепортажи с мероприятия и т.п.
В-третьих, родители обучающихся в УДО, по большей части, мало владеют методиками контроля и объективной оценки результатов обучения. Чаще всего они используют метод внешнего и весьма поверхностного наблюдения. Следовательно, просто необходима консультативная деятельность педагога и соответственно индивидуальная с родителями работа. То есть, основная форма индивидуальной работы с родителями – консультация.
Консультировать родителей необходимо, прежде всего, по вопросам усвоения детьми учебного материала. Также, по вопросам восприятия предлагаемого (ых) курса (ов). Наконец, по вопросам динамики конкретных показателей развития детей, обеспечиваемых образовательным процессом. Это вопросы, которые входят в систему элементов психологической характеристики детей.
Значит, педагог должен сам прочно владеть основами детской психологии (психологии школьника), педиатрии, физиологии. Но и уметь передать часть этих знаний родителям. Способы передачи знаний («Родительский всеобуч», «Родительские университеты», «Педагогический лекториум для родителей», «Школа родительской педагогики», «Форум нераводушных родителей» и проч.) обязательно должны экономить время, соответственно по форме быть краткими, а по содержанию – емкими, понятными, точными и обоснованными. С нашей точки зрения, лучше всего это обеспечивается листовками (мини-буклетами), которые можно раздавать родителям для самостоятельного ознакомления; вывешивать на доску объявлений для родителей, размещать в Контакте.
Итак, работа с родителями в УДО входит в обязанности педагога дополнительного образования или (и) организатора работы клуба. Она имеет свои особенности по причине свободы наполнения образовательной программы формами и содержанием.
При хорошей (правильной) организации такой работы в УДО появляется фактор способствующий достижению гарантированного результата реализации образовательных программ. Родители становятся не формальными, а реальными субъектами образовательного процесса, активными и инициативными партнерами педагога и администрации учреждения. Правильной же следует считать организацию, в которой педагог лишь координирует работу, а выбор формы непрерывных контактов с педагогом или администрацией учреждения предоставляет родителям.
Когда такая работа опять же хорошо спланирована и реализована, тогда удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг и удовлетворение образовательной потребности обучающихся обеспечено.
Хорошо (правильно) спланированной и реализованной следует считать непрерывное взаимодействие педагога, родителей и администрации учреждения в составлении учебного плана дополнительных образовательных программ, в создании комфортного образовательного пространства, в совместном с родителями, квалифицированном (грамотном) контроле результатов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.