Актуальность.
Современный этап развития образования характеризуется поиском новых эффективных путей сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов определяет важное место работе с семьей особого ребенка, которая заключается, прежде всего, в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.
В этой связи проблема изучения реабилитационных возможностей семьи ребенка с отклонениями в развитии и психологических особенностей лиц, осуществляющих его воспитание, становится все более актуальной и значимой.
2
3
Проблема: без поддержки семьи ребёнок с ОВЗ не в состоянии справиться с нагрузками обычной школы, медленно вливается в коллектив и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к домашнему обучению и одиночеству; дети с ОВЗ даже с нормальным и высоким умственным развитием требуют особого ресурсного обеспечения.
Цель проекта: создание программы психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачи проекта:
- расширение сферы общения семей;
- оптимизация детско – родительских отношений;
- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей;
- гармонизация внутреннего состояния, поиск и осознание личностных ресурсов родителей и детей;
-установление доверительных и партнерских отношений между детьми и родителями;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
-обучение родителей специальным коррекционным и методическим приёмам.
Ожидаемые результаты проекта
- осознание особенностей, потребностей, интересов друг друга.
-повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе;
- навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
- сформирование целостного, социально ориентированного мировоззрение;
- позволит участникам обобщить и проанализировать полученный опыт;
- поделиться им с приглашенными семьями, не принимавшими участия в реализации проекта.
4
1.1. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);3) дети с нарушениями речи;4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
5
1.Особенности работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ
6
Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
– помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ.
– помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.
Обязанности педагога по отношению к родителям детей с особыми образовательными возможностями
- вселять уверенность в родителей, что совместными усилиями обучение и воспитание их детей будет иметь успех;
- поддерживать родителей при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с ОВЗ;
- создавать комфортные условия для включения родителей в деятельность родительской общественности класса, школы;
- важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.
7
2. Календарно-тематическое планирование
№ | Вид деятельности | Дата | Ответственный |
1 | Консультация для родителей. «У вас родился «необычный» ребёнок» | Август-сентябрь | Психолог |
2 | Час общения. Рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе | Классный руководитель, родители | |
3 | Индивидуальные беседы. Выявление проблем, с которыми сталкивается семья в воспитании и образовании ребёнка. | Сентябрь | Классный руководитель |
4 | Собрание: «Индивидуальность, самобытность, способность, потребность ребёнка» | Классный руководитель психолог | |
5 | Консультация. «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» | Октябрь | Классный руководитель, родители |
6 | Индивидуальные беседы. «Классификации стилей семейного воспитания», « Детско-родительские взаимоотношения в семьях» | Психолог, учитель | |
7 | Круглый стол. «Формирование трудовых навыков у детей с ОВЗ». | Ноябрь | Классный руководитель, психолог, родители |
8 | Совместные проекты. «Мы всё можем!» | Ноябрь | Классный руководитель, родители |
9 | Изобразительное искусство для детей с ОВЗ | Декабрь | Психолог, родители |
10 | Практическое занятие. Игры и упражнения для развития дыхания | Психолог, родители | |
11 | Внеклассная деятельность. Совместный отдых семей (Поход в театр, посещение новогодних ёлок) | Январь | Классный руководитель, родители |
12 | Собрание. «Причины ошибок в семейном воспитании детей». | Классный руководитель, психолог | |
13 | Совместные проекты. Кормушка своими руками. Практическое занятие | Февраль | Классный руководитель, родители |
8
24 | Играйте вместе с ребенком. Внеклассное мероприятие. Совместное празднование «Дня защитника Отечества» | Февраль | Классный руководитель, родители |
15 | Внеклассное мероприятие. Совместное празднование Дня 8 Марта | Март | |
16 | Диспут. | Классный руководитель, психолог | |
17 | Практикум. | Апрель | |
18 | «Праздник семьи»- заключительное торжественное мероприятие для детей и родителей. | Классный руководитель, родители | |
19 | Мониторинг динамики отношений детей ОВЗ и родителей | Май | Классный руководитель, |
9
В результате проведенной работы с родителями должна быть достигнута положительная динамика в формировании межличностных отношений родителей и детей. Ожидается улучшение психологического климата в классах и в семьях, снижение уровня тревожности у детей и родителей, повышение активности родителей, ускорение адаптационного периода в новом коллективе до 1-2 недель. Родители, прошедшие программу в полном объёме, могут стать помощниками родителей и здоровых детей, так как здоровые дети порой ещё больше нуждаются в поддержке семьи. Реализовать проект можно при минимальном материально-техническом обеспечении, что гарантирует его воплощение.
10
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.