Работа с семьей ребенка с ОВЗ»

  • pptx
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа с семьей ребенка с ОВЗ».pptx

Тема проектной работы:

«Работа с семьей ребенка с ОВЗ»

Актуальность.
Современный этап развития образования характеризуется поиском новых эффективных путей сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов определяет важное место работе с семьей особого ребенка, которая заключается, прежде всего, в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.
В этой связи проблема изучения реабилитационных возможностей семьи ребенка с отклонениями в развитии и психологических особенностей лиц, осуществляющих его воспитание, становится все более актуальной и значимой. 

2

3

Проблема: без поддержки семьи ребёнок с ОВЗ не в состоянии справиться с нагрузками обычной школы, медленно вливается в коллектив и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к домашнему обучению и одиночеству; дети с ОВЗ даже с нормальным и высоким умственным развитием требуют особого ресурсного обеспечения.

Цель проекта: создание программы психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. 
Задачи проекта:
- расширение сферы общения семей;
- оптимизация детско – родительских отношений;
- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей;
- гармонизация внутреннего состояния, поиск и осознание личностных ресурсов родителей и детей;
-установление доверительных и партнерских отношений между детьми и родителями;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
-обучение родителей специальным коррекционным и методическим приёмам.

Ожидаемые результаты проекта
- осознание особенностей, потребностей, интересов друг друга.
-повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе;
- навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
- сформирование целостного, социально ориентированного мировоззрение;
- позволит участникам обобщить и проанализировать полученный опыт;
- поделиться им с приглашенными семьями, не принимавшими участия в реализации проекта.

4

1.1. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

5

1.Особенности работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ

6

Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
– помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ.
– помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.

Обязанности педагога по отношению к родителям детей с особыми образовательными возможностями
- вселять уверенность в родителей, что совместными усилиями обучение и воспитание их детей будет иметь успех;
- поддерживать родителей при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с ОВЗ;
- создавать комфортные условия для включения родителей в деятельность родительской общественности класса, школы;
- важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.

7

2. Календарно-тематическое планирование

Вид деятельности

Дата

Ответственный

1

Консультация для родителей. «У вас родился «необычный» ребёнок»

Август-сентябрь

Психолог

2

Час общения. Рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе

Классный руководитель, родители

3

Индивидуальные беседы. Выявление проблем, с которыми сталкивается семья в воспитании и образовании ребёнка.

Сентябрь

Классный руководитель

4

Собрание: «Индивидуальность, самобытность, способность, потребность ребёнка»

Классный руководитель психолог

5

Консультация. «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей»

Октябрь

Классный руководитель, родители

6

Индивидуальные беседы. «Классификации стилей семейного воспитания», « Детско-родительские взаимоотношения в семьях»

Психолог, учитель

7

Круглый стол. «Формирование трудовых навыков у детей с ОВЗ».

Ноябрь

Классный руководитель, психолог, родители

8

Совместные проекты. «Мы всё можем!»

Ноябрь

Классный руководитель, родители

9

Изобразительное искусство для детей с ОВЗ

Декабрь

Психолог, родители

10

Практическое занятие. Игры и упражнения для развития дыхания

Психолог, родители

11

Внеклассная деятельность. Совместный отдых семей (Поход в театр, посещение новогодних ёлок)

Январь

Классный руководитель, родители

12

Собрание. «Причины ошибок в семейном воспитании детей».

Классный руководитель, психолог

13

Совместные проекты. Кормушка своими руками. Практическое занятие

Февраль

Классный руководитель, родители

8

24

Играйте вместе с ребенком. Внеклассное мероприятие. Совместное празднование «Дня защитника Отечества»

Февраль

Классный руководитель, родители

15

Внеклассное мероприятие. Совместное празднование Дня 8 Марта

Март

16

Диспут.
Ценностные ориентации и
мотивационные установки родителей.

Классный руководитель, психолог

17

Практикум.
Решение педагогических ситуаций

Апрель

18

«Праздник семьи»- заключительное торжественное мероприятие для детей и родителей.

Классный руководитель, родители

19

Мониторинг динамики отношений детей ОВЗ и родителей

Май

Классный руководитель,
психолог

9

В результате проведенной работы с родителями должна быть достигнута положительная динамика в формировании межличностных отношений родителей и детей. Ожидается улучшение психологического климата в классах и в семьях, снижение уровня тревожности у детей и родителей, повышение активности родителей, ускорение адаптационного периода в новом коллективе до 1-2 недель. Родители, прошедшие программу в полном объёме, могут стать помощниками родителей и здоровых детей, так как здоровые дети порой ещё больше нуждаются в поддержке семьи. Реализовать проект можно при минимальном материально-техническом обеспечении, что гарантирует его воплощение.

10