Работа с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

  • doc
  • 08.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад по теме «Работа с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»..doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

на тему:

 

«Работа с семьями с детьми, находящимися

в трудной жизненной ситуации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель начальных классов

 

Братанова Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: распад семей, рост безнадзорных семей,  детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности.  В   трудные   жизненные  условия попадают неполные семьи, малообеспеченные семьи, безработные, семьи  с   детьми-инвалидами , многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее. У  детей  в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.

Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на  ребенка  и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице  ребенку  становится лучше, чем дома, это неблагополучная семья. Специалисты по социальной  работе  выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной: алкоголизм и бедность.

Понятие  трудная   жизненная   ситуация  в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся  ситуация; неизбежное событие в  жизненном  цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных  жизненных  целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств;  ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Классифицировать  трудную   жизненную   ситуацию  школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению  трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным  ребенком.

Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Система комплексной помощи  ребенку   в   трудной   жизненной   ситуации  должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города.

Виды помощи неблагополучным семьям:

1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь, социально-правовые, психологические, социально-медицинские услуги.

2. Педагогические услуги:

– педагогическая помощь детям в защите их интересов;

– консультативная помощь родителям и детям;

– групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;

– коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;

– содействие культурно-досуговой деятельности детей;

– практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;

– обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности  детей-инвалидов.

Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

Социальный паспорт семей, анкеты, тесты, наблюдения за учащимися в дальнейшем, изучение учебной, общественной, трудовой деятельности учащегося, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также результат бесед и сбора независимых характеристик, которые дают тому или другому учащемуся, взаимодействие с социальными службами школы, в лице социального педагога, психолога позволяет выявить детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Таких детей заметить несложно:

– ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.;

– у ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;

– ребенок систематически опаздывает на учебные занятия;

– ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д.

Если такие дети выявлены, социальный педагог школы и классный руководитель вместе посещают семьи и оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и ребенка.

В большинстве случаев  дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, воспитываются в семьях, где пьющие родители, дети-сироты, опекаемые дети, малообеспеченные семьи. К числу детей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации, относятся дети, воспитывающиеся в семьях, где распространено насилие по отношению к членам семьи, в частности к детям. Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными. Жестокость родителей порождает жестокость детей.

Профилактическая работа с семьями с детьми направлена на то, чтобы организовать совместную работу родителей, классного руководителя, социального педагога, психолога, преодолению семьей и ребенком трудной жизненной ситуации, в которую они попали.

Что для этого делается?

1. Проводятся родительские собрания по ознакомлению родителей с нормативно-правовыми документами по оказанию помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2. Налаживается сотрудничество с социальными организациями по оказанию поддержки таким семьям, через социального педагога школы (отдел по опеке и попечительству, собес). Предоставляются бесплатные проездные билеты детям, находящимся под опекой, льготные проездные билеты многодетным, малообеспеченным семьям, выделяются льготные оздоровительные путевки в загородные лагеря, организуется льготное санаторно-профилактическое лечение, бесплатные обеды для нуждающихся детей .

3. В школе проводятся консультации психолога, социального педагога школы, как родителей, так и детей, а также диагностическая работа с детьми, попавшими, в трудные жизненные ситуации.

4. Как правило, проводятся родительские собрания со следующей тематикой: «Общение в семье. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье», «Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие детей », «Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности  ребенка » «Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на поведение и развитие  ребенка ». «Наказание в семье. Как не перегнуть палку», часы общения с классом, направленные на воспитание нравственных качеств (доброта, толерантность, милосердие, дружба, взаимопонимание), беседы, направленные на профилактику пагубных и вредных привычек.

5. Очень важно детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стимулировать принимать участие во внеклассной, внеурочной работе, занятиях в кружках, секциях, в походах, экскурсиях, культпоходах в театры, музеи, кинотеатры.

6. Учитель оказывает педагогическую поддержку и помощь в подготовке домашних заданий, преодолении трудностей в обучении.

7. Создание теплого, доверительного микроклимата в детском коллективе, чтобы каждому ребенку было комфортно.

8. Профилактические беседы об опасности насилия, ориентируя детей на то, чтобы, находясь в трудной жизненной ситуации, они в любой момент обращались за помощью к педагогу и психологу.

9. Участие в акции «Милосердие» по оказанию материальной помощи детям из нуждающихся семей (сбор одежды, обуви, канцтоваров).

Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Эффективными приемами педагогической поддержки являются доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, проекцию на результат, обсуждение на равных.

Для работы с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, два раза в год (в сентябре и январе) классными руководителями совместно с социальным педагогом, директором и завучем школы, составляется программа работы с семьей, в которой фиксируются все виды работы с семьей и ребенком, ответственные за их выполнение и достигнутый результат. Программа работы в течение полугода может варьироваться в связи с изменившимися условиями, но обязательно два раза в год заслушивается на Совете школы.

В содержание данной программы входит индивидуальная работа с ребенком: беседы, посещение уроков в классе у ребенка с целью анализа, контроль за внеклассной занятостью, проведение классных часов, привлечение родителей к посещению уроков, приглашение на Совет школы с отчетом, организация летнего отдыха детей.

Я считаю, что для работы с детьми по этой проблеме недостаточно иметь только педагогическое образование, каждый педагог должен еще быть «хорошим психологом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1.     Л.В. Байбородова Взаимодействие школы и семьи.- Ярославль, Академия развития, 2003.

2.     И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/ - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -288 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).

3.     В.М. Минияров Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – Москва-Воронеж, МПСИ,2000.

4.     Р.В. Овчарова Психология родительства. – Москва, Академия, 2005.

5.     Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.

6.     Ушинский, К Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. -М., 1988.