«Работа с текстом как инструмент индивидуальной образовательной траектории студента»
Оценка 5

«Работа с текстом как инструмент индивидуальной образовательной траектории студента»

Оценка 5
doc
07.04.2022
«Работа с текстом как инструмент индивидуальной образовательной траектории студента»
работа с текстом.doc

Тема: «Работа с текстом как инструмент индивидуальной образовательной траектории студента»

 

Цель: представить опыт работы с текстом как элементом индивидуальной образовательной траектории студентов.

Задачи:

1.     Определить актуальность работы с текстом в процессе изучения дисциплины «Литература».

2.     Показать приёмы дифференциации в работе с текстом на уроке литературы в процессе выполнения заданий.

Сама по себе предлагаемая тема, конечно, не является новой. Все вы, без сомнения, организуете работу с текстом на своих уроках. Однако модернизация российского образования ставит перед преподавателем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса современных средств обучения и воспитания.

Сегодня на уроках актуальным становится исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что студент «открывает» знания, а не получает их в готовом виде. Только в этом случае можно говорить о создании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей каждому студенту реализовать свои возможности. Немаловажную роль в решении этой задачи играет освоение стратегии работы с текстом.

Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения

Выделение смысловых частей читаемого текста.

·                  Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.

·                  Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.

·                  Замена смысловых частей текста их эквивалентами.

·                  Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.

·                  Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.

·                  Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.

·                  Составление суждений учащихся.

·                  Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.

·                  Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.

·                  Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.

Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.

Работа с текстом  имеет определённые трудности, в современном учебном процессе в условиях постоянного информационного взрыва студенту  с каждым разом сложнее формулировать свои собственные мысли. В подобных обстоятельствах продуктивность учебной деятельности зависит от умений ориентироваться в информационных потоках, справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания для достижения поставленных целей – умений, которых так не хватает студентам. Поэтому текст и стратегия работы с ним должны занять приоритетное положение в обучении на уроках различных дисциплин.

Без знания основ работы с текстом современный студент  не сможет справиться с теми требованиями, которые к нему предъявляются в курсе изучения различных общеобразовательных дисциплин, так на уроке русского языка необходимо:

·        понимать коммуникативную цель слушания и чтения текста, в соответствии с ней организовывать свою работу;

·        владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным), а также разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели;

·        дифференцировать основную и дополнительную, известную и неизвестную информацию текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;

·        вычленять структурные части исходного текста;

·        фиксировать информацию прослушанного или прочитанного текста в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, резюме, полного или сжатого пересказа;

·        отвечать на вопросы по содержанию текста, используя при этом информацию, содержащуюся в тексте в явном или неявном виде;

·          сопоставлять два текста, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию.

Современного студента чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это вследствие серьёзных затруднений в восприятии учебного материала по всем дисциплинам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического. На решение этих проблем направлены современные образовательные технологии. Я остановлюсь на технологии дифференцированного обучения литературе, использование приёмов которого, особенно необходимо на уроках, когда каждый студент преодолевает участок собственной образовательной траектории. Как Вам известно, Дифференцированное обучение – создание разнообразных условий обучения для различных групп, целью которого является обучение каждого студента на уровне его возможностей.

Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что студенты не умеют работать с текстом.

Возможные причины:

1.Современные дети в условиях перенасыщенности информационной среды мало читают учебную и дополнительную литературу.

2.Учебные пособия содержат довольно большой объем материала.

3.Образовательный процесс направлен на самостоятельное приобретение знаний.

Работа с текстом является одной из задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке.

Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно учитывать виды чтения, преследующие разные цели.

1.Анализируя над темой «работа с текстом как инструмент индивидуальной образовательной траектории студента» хочу предложить Вам  выполнить несколько вариантов  по хорошо известному вам произведению И.С.  Тургенева «Отцы и дети». Если вы помните, писатель создаёт в нём образ «эмансипированной женщины» Авдотьи Никитичны Кукшиной.

Задание № 1

Прочитайте отрывок романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и охарактеризуйте героиню.

Задание №2

Прочитайте отрывок романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и определите отношение автора к героине.

Задание №3

Прочитайте отрывок романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и подумайте над вопросом: «Как бы воспринимали героиню романа вы и ваши современники, если она жила бы в наши дни?»

Отрывок из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос. На диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрёпанная, в шёлковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкою на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте, Victor», - и пожала Ситникову руку… В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» У ней... вечно скребло на душе. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят - нарочно, то есть не просто, не естественно.

- Да, да, я знаю вас, Базаров, - повторила она. (За ней водилась привычка, свойственная многим провинциальным и московским дамам, - с первого дня знакомства звать мужчин по фамилии.) - Хотите сигару?..

- А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику.

- Мастику? Вы?

- Да, я. И знаете ли, с какою целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но все это еще не готово. Нужно еще Либиха почитать. Кстати читали вы статью Кислякова о женском труде в «Московских ведомостях»? Прочтите, пожалуйста. Ведь вас интересует женский вопрос? И школы тоже? Чем ваш приятель занимается? Как его зовут?

Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностию, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят со своими няньками.

2. Обсуждение содержания заданий, совместный поиск различий в формулировках.

В основе предлагаемых заданий лежит дифференциация по уровню литературного развития студентов, что даёт возможность самореализации каждому обучающемуся. Первое задание рассчитано на студента с низким  уровнем и предполагает использование репродуктивных методов работы с текстом: воспроизведение знаний на основе прочитанного текста (при необходимости под руководством учителя). Обучающийся обратит внимание на детали портрета Кукшиной («растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье», «говорила и двигалась очень развязно, и в то же время неловко», «все у ней выходило неестественно» и т.п.).

Второе  задание ориентировано на студента со средним уровнем литературного развития и предполагает использование частично-поисковых методов. Задача о не только выделить значимые детали портрета героини, но и дать им авторскую оценку. Благодаря портрету Кукшиной, нарисованному автором, читатель сразу воспринимает персонаж несерьёзно, с невольным презрением. (Фамилия удачно дополняет портрет. В старину кукшей называли неопрятно, неуклюже одетую женщину).  Завершают комичность образа абсурды: «Вы, говорят, опять стали хвалить Жорж Санда. Отсталая женщина и больше ничего! Она никаких идей не имеет ни о воспитании, ни о физиологии, ни о чем!», «А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику. И знаете ли, с какой целью? Куклы делать, головки, чтоб не ломались». Внимание читателей акцентируется на необразованности, невоспитанности героини, которую она отчаянно пытается выдать за слишком глубокое понимание предмета. Кукшина упивается своей «уникальностью», «избранностью», прикрывает свою неграмотность принадлежностью к модному направлению, которое возвышает её в собственных глазах. Работа с текстом должна находить живой отклик  у читателя, должна соотноситься с современной жизнью. Поэтому вполне закономерен вопрос о восприятии героини современным читателем. Третье задание рассчитано на его выполнение студентам с высоким уровнем литературного развития и предполагает использование исследовательских методов без помощи преподавателя. В ходе самостоятельной работы с текстом обучающийся должен понять, что проблематика, раскрытая в романе Тургеневы, актуальна и для наших  дней. Интересным может быть размышление студента о том, какою должна быть женщина, о её стремлении иметь равные права с мужчиной и о способах борьбы за равенство в прошлом и сегодня.

У каждого студента есть выбор задания, независимо от уровня его литературного развития.

Успешность дифференцированной работы с текстом во многом определяется спецификой школьного предмета. В преподавании литературы очень важен учёт возрастных особенностей читательского восприятия. Важно учитывать уровень литературного развития обучающихся в процессе организации дифференцированной работы с текстом, определяемый целенаправленными диагностическими исследованиями преподавателя. Не менее важен учёт личностных особенностей обучающихся. Практика показывает, что процесс дифференциации наиболее успешен при групповой форме обучения.


Тема: «Работа с текстом как инструмент индивидуальной образовательной траектории студента»

Тема: «Работа с текстом как инструмент индивидуальной образовательной траектории студента»

Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации

Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации

Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что студенты не умеют работать с текстом

Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что студенты не умеют работать с текстом

Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте,

Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте,

Фамилия удачно дополняет портрет

Фамилия удачно дополняет портрет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2022