Работа с текстом на уроках иностранного языка как компонент формирования функциональной грамотности учащихся.
Ходак С.Ф.,
Учитель английского языка
ГУО «Гимназия г. Мстиславля»
Функциональная грамотность приобрела актуальность в наши дни из-за новых приоритетов в области школьного образования, соответствующих мировым тенденциям. Сейчас нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Мир меняется и чтобы жить в этой сложной реальности, школьникам потребуются новые навыки, знания и умения и школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить.
Функциональная грамотность состоит из многих компонентов среди которых эмоциональный и социальный интеллект занимают далеко не последнее место.
Социальный интеллект (от лат. socialis – общественный и intellectus – ум). Способность адекватно решать задачи и разрешать проблемные ситуации, связанные с актуальным общением и опосредствованными социальными отношениями. Социальный интеллект, обуславливающий эффективность общения, имеет следующие составляющие: выраженные просоциальные установки; хорошо сформированные социальные навыки; адекватную социальную когницию; повышенную эмоциональность. Социальный интеллект – это та черта личности, которая определяет его
успешность при социальном взаимодействии. Социальный интеллект способствует удержанию потока негативных эмоций. В силу этого определяется поведение личности.
Термин «Эмоциональный интеллект» впервые встречается в литературе в начале 90-х годов, он достаточно быстро получил статус устойчивого выражения-формулировки, и до настоящего момента является предметом изучения, как в отечественной психологии, так и в психологии за рубежом. Теория социального интеллекта стала основной предпосылкой и базисом для становления получившей развитие теории эмоционального интеллекта. Общим выступает коммуникация, однако первый направлен на управление собственным эмоциональным фоном, в то время как второй – на само коммуникативное воздействие. Объединяющей категорией для эмоционального и социального интеллекта выступает общение. Каждый из выделенных видов интеллекта предполагает реализацию способностей к распознаванию и интерпретации эмоциональных состояний других людей. Вместе с тем, отличительной характеристикой, в данном случае, выступает направленность общения. Коммуникативный потенциал эмоционального интеллекта направлен, преимущественно, на производство и дальнейшее осмысление собственных эмоциональных переживаний относительно ситуаций межличностного общения, тогда как возможности социального интеллекта ориентированы на коммуникативное взаимодействие.
Функциональная грамотность -это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Направления формирования функциональной грамотности выделяются следующие:
· Математическая грамотность
· Читательская грамотность
· Естественнонаучная грамотность
· Финансовая грамотность
· Глобальные компетенции
· Креативное мышление
Индикаторы функциональной грамотности:
· Коммуникативная грамотность- это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку в письменной и устной форме правильно общаться, независимо от обстоятельств;
· Информационная грамотность -это способность к поиску, агрегации, проверке достоверности и анализу информации;
· Общеполитическая грамотность -это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности;
· Компьютерная грамотность-это владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества;
· Общая грамотность -это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке;
· Бытовая грамотность-это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике;
· Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях- это умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности;
· грамотность при овладении иностранными языками-это владение иностранным языком на достаточном уровне и быть знакомым с культурой его носителя.
Английский язык-язык международный. Создание ситуаций, которые спровоцируют ученика на спонтанную речь – основная цель учителя. Практическая задача состоит в том, чтобы ученик мог общаться в социальных сетях, заказать билет, сделать заказ в кафе, заполнить анкету, общаться в путешествии, ориентироваться за рубежом, участвовать в конкурсах и т.д.
Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности
В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и не сплошных текстов. Мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:
· текст должен быть интересен;
· текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;
· уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
· незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
· объем текста не должен превышать норму;
· шрифт должен помогать легко читать текст;
· текст должен развивать кругозор;
· текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
· иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
· текст должен быть структурирован;
· содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Задания по работе с текстом могут быть следующие
1.Найти ответы на предложенные вопросы.
2. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.
3. Составить предложения по порядку.
4.Найти соответствия.
5.Выполнить задание на множественный выбор.
6. Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
7. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте.
8. Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями идиоматическими выражениями и так далее.
9.Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
10. Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.
11. Предложить, как будут развиваться события во второй главе следующей части текста.
12. Прочитать отрывок и пересказать его.
13. Восполнить недостающую информацию.
Прием «Инсерт».
Этот прием позволяет сделать процесс накопления информации зримым, проследить путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Во время чтения текста просим учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Прием «Зигзаг»
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
· 1 этап. Ознакомительное чтение.
· 2 этап. Осмысление текста. Обсуждение, работа со лексикой, поиск ответов на вопросы к тексту.
· 3 этап. Учитель задает вопросы по тексту каждой группе.
· 4 этап. Переформирование групп. Поскольку каждая группа владеет только частью информации, необходимо ею обменяться.
· 5 этап. Заключительный. Учитель задает обобщающие вопросы по всему тексту. Или учащиеся составляют краткий план текста.
Ценность данного приема заключается в использовании всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение. За короткий срок перерабатывается большой объем информации. При работе задействован каждый учащийся. Трудность приема может проявиться в том, что при обсуждениях дети часто будут переходить на русский язык. Задача учителя контролировать этот процесс и призывать не бояться делать ошибок «Mistakes are OK».
Прием на устранение непонимания смысла высказывания
1. Выделение главной мысли в тексте, ключевых фраз и ключевых слов.
2. Дополни содержание текста своей информацией (одно/два-три слова).
Прием на устранение ограниченности словарного запаса
1. составление вопросов к текстам с помощью опор: соотнесение части А и В
2. Найдите ошибки в следующих вопросах.
Прием на устранение неправильной интерпретации содержания текста; нарушение последовательности пунктов плана, нелогичность высказывания
1. Заполните таблицу ключевыми словами, которые понадобятся для описания ч-л..
2. Составь кластер характеристик чего - либо.
3. Расставьте фразы из монолога описания картинки в нужном порядке.
4. Отметьте те клише, которые нужны для описания фотографии.
5. То, о чем не сообщается в тексте, отметь «галочкой» / На какие вопросы ты сможешь ответить?
6. Отредактируйте текст (найдите языковые ошибки).
Прием на устранение неумения высказывать свое мнение по тексту в целом
1. Выпиши 3-4 (наиболее важных, на твой взгляд) словосочетания.
2. Запиши информацию, которая показалась бы тебе... необычной / интересной / полезной.
Прием на устранение неумения выделять общие и отличительные характеристики
1. Подготовьте список необходимых слов/ словосочетаний для описания чего - либо.
2. Подчеркни в тексте понятия, которые характеризуют чего - либо.
3. Расставьте нижеследующие фразы так, чтобы получилось логичное завершенное монологическое тематическое высказывание.
4. Заполните таблицу, опираясь на содержание текста.
Работа с текстом для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка способствует успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции.
Литература и источники:
1. Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1hAAqir-39-drK1Tcbpr1scMddBZ-2OUHQTq7TIPhKOs/edit?pli=1
2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf
3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие. - Астана, 2013
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.