Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Балаганкинская основная общеобразовательная школа
РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Подготовила: Замарацкая Марина Васильевна
учитель начальных классов
первой категории
Март, 2021
"А что есть чтение- как не разгадывание, извлечение
тайного, оставшегося за строками, за пределами слов"
(М. Цветаева)
«Основная цель изучения литературного чтения - овладение навыками чтения, основами читательской деятельности, развитие интереса к чтению и литературе».
Чтение является важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают выводы о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Многолетний опыт работы в школе показывает, что мы учителя начальных классов, обучая детей чтению, больше внимания уделяли технической стороне чтения, а параметр « осознанность чтения» рассматривался на последнем месте.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, приобретения первичных навыков работы с информацией. В результате учащиеся смогут осуществлять её поиск, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Актуальность темы
Я столкнулась с такой проблемой, как ВПР. Все знаете, что нужно внимательно прочитать, выделить главное и т.д. И я тогда подумала над тем, что надо как то научить детей работать с текстом, больше уделять времени на это, через разные приёмы и методы обучения. Пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам. Главное – научить ребенка работать с тестом, т.е. слепить из него «полноценного читателя, способного использовать читательскую деятельность как средство самообразования», т.е. сформировать у него читательскую компетентность.
Цель: показать наиболее эффективные способы и условия формирования навыка смыслового чтения младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать используемы приемы по формированию навыка смыслового чтения.
2. Выделить эффективные методы и приёмы, отобрать специальные упражнения
3. Представить эффективность работы по формированию навыка смыслового чтения.
В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.
Поэтапно от класса к классу учу приёмам работы с текстом, которые единые и можно использовать на всех предметах .
1 этап
1. Приёмы понимания - диалог с текстом.
2. Поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов.
3. Вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос.
4. Самоконтроль- проверка своих предположений по тексту.
Ученики с 1 класса учатся развивать устную речь, учатся слышать другого, обучаются диалогу с текстом, следовательно, дети получают удовлетворение от возможности сотрудничества с книгой и сотрудничества друг с другом. Я никогда не оставляю ученика один на один с заданием на понимание, создаю проблемную ситуацию и направляю ребёнка, показываю приёмы работы, создавая учебную ситуацию на уроке, в процессе которой ребёнок самостоятельно находит правильный ответ. Специально создаю на уроке ситуации, которые могут помочь понять непонятное в тексте ученику, а в процессе совместной работы, беседуя с текстом, ученик непроизвольно включается в овладение приёмами понимания.
Такой элементарный такт процесса понимания: от непонимания к вопросу и далее к пониманию, с последующим восстановлением способа движения, необходимое условие для формирования способности понимания текста. Диалог начинается с заголовка текста, размышление над которым создаёт установку на понимание ( советую ребёнку уже на «пороге» текста задуматься, о чём пойдёт речь в тексте).К подобной мыслительной работе подталкивает учеников и формулировка заголовков в учебнике. Пусковым механизмом размышлений являются приёмы в форме прямого вопроса. ( Придумайте заголовок к тексту, сравните с авторским).
2 этап
o Работа над смыслом текста. Умение видеть – основную мысль.
o Умение видеть подтекстовую информацию.
Одним из самых трудных этапов понимания является выделение в тексте –главной мысли. Это– результат понимания.
Обучение выделения концепта текста (системы взглядов автора) начинаем на мини – тексте, т.к. я решаю одну из важных задач, а именно, применить, осуществлять перенос мысли. И наконец, творческим компонентом может быть создание по подобию, как у автора.
Подросшие второклассники способны уже не просто сочинить свои эпизоды, отдельные главы, но подобреть их по замечаниям и рекомендациям учителя. Даная работа является одним из способов по развитию навыков размышления, умение навыков своими словами выразить понятую мысль текста.
3 этап
Развитие читательского воображения.
*Осмысление
*Разных образов;
*Разных точек зрения.
*Практические действия
*Способность изменить ход событий;
*Способность придумать завязку;
*Способность сочинить развязку истории.
Чтобы помочь ребёнку лучше разобраться в фактах, событиях, описанных в тексте, проконтролировать своё понимание, ему предлагаются различные творческие задания, включающие воображение ребёнка.
Данная работа с текстом превращается в увлекательное занятие, у ребят появляется желание делиться со своими одноклассниками творческими мини – рассказами , сочинениями, формируется культура учения. А самое главное – умение работать с текстом благодаря механизму переноса помогает ученику в овладении всеми учебными предметами.
Для понимания текста используем приём деформации текста.
Деформируя текст, легко заметить, что восприятие меняется, делается видимой связь между текстом и возникающим образом, создаются условия, в которых дети выработают личное отношение к тексту. Приём деформации текста позволяет добиться того, чтобы дети реально принимали поставленную перед ними задачу глубокого понимания текста, охотно продолжали разговор, требующий повторного (более внимательного) чтения.
4 этап
Внимание к слову и видам текстовой информации.
a. Умение осуществлять перенос мысли на другие тексты.
o Создание своих пословиц, рассказов.
a. Формирование исследовательских навыков.
o Различение принадлежности текстов.
o Выделение приёмов, придающих тексту изобразительность.
o Сравнительный анализ текстов по предложенному основанию.
У школьников с раннего детства формируются приёмы понимания текста, которые они переносят при чтении текстов на различных уроках. Тем самым закладывается одно из важных в начальной школе умений – умение учиться в процессе такой работы у ребят появляется потребность соучаствовать, создаётся новая коммуникативное пространство урока.
Рассмотрим некоторые методические приемы работы с текстом.
Беря в руки любой текст, читатель ставит пред собой задачу выделить главное. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовка. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом. Чем лучше обработан заголовок (вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированы гипотезы), тем полнее будет дальнейшее чтение. Поэтому важно учить детей работать с заголовком.
I этап. Работа с текстом до чтения. Предположите, о чём и о ком этот текст?
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
• Названию
• Имени автора
• Иллюстрациям (перед текстом)
• Выделенным словам (просмотровое чтение)
• Привлекая предшествующий читательский опыт
Результат — мотивирование чтения. Используется на уроках литературы, истории.
Ассоциативный куст (круг, ряд). Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
«Соревнуемся с писателем».
Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант, остальные его дополняют.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
1. Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
«Чтение в кружок». Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку.
2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Используется прием диалог с автором.
• Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл)
• Прогнозировать ответы на эти вопросы
• Проверять свои прогнозы по ходу чтения
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
«Поставь проблему – предложи решение». Вспомните, с какими проблемами сталкиваются герои произведения (проблема формулируется и записывается в овал). Далее дети могут назвать несколько проблем, учащиеся делятся на группы и предлагают всевозможные варианты решения проблем.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
1. Я ставлю концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д
Рассмотрим приемы работы с текстом, которые я использую на уроках со своими детьми.
Н.Носов «Живая шляпа»
1.Расставьте события по порядку:
*Ребята взяли клюшку и лыжную палку.
*Ребята побежали на кухню.
*Ребята раскрашивали картинки.
*Ребята швыряли картошкой в шляпу.
*Ребята увидели шляпу возле комода.
2.Задание -расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа
Учу детей видеть сюжет. На примере Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Построение сюжета:
а) экспозиция — «Один раз зимой »
б) завязка — «Катя вдруг как-то странно упала »
в) кульминация — «И Катя тут же всё поняла – что пришла Аня!»
г) развязка — «Кате было хорошо и радостно»
д) концовка — «она есть у неё всегда»
3. Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Логическое ударение имеет большое значение для выразительного чтения.
Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рассказ автором.
жирный шрифт – логические ударения
/ - пауза
// - длинная пауза
И тут / Аня заметила Катю. / (радостно) Такую знакомую! Прямо тут, возле окна. / Как все дети здесь, в сереньком халате, только личико совсем домашнее, / Катино. / (восхищенно) С её кудрявыми белыми волосами, каких нет больше ни у каких других детей. / Катя полулежала в кровати и медленно играла с надувным утёнком. Просто держала его перед собой и смотрела на него. / И что-то ему тихонько иногда говорила. // Так же, как она играла, наверно, и час, / и два до этого / и собиралась, наверно, играть и завтра, / и потом…
При работе с текстом В. Осеевой «Почему?» использую такие задания . Целью заданий является формирование навыка осознанного чтения и понимания текста. 1 задание - "Найди ошибки": предполагает поиск смысловых ошибок и их исправление.
Найди ошибки в тексте, исправь их.
Мы были одни в столовой я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум тихонько (легонько) покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и смешно(весело).
Над столом висела большая папина карточка, мы с мамой только недавно
относили(отдавали) ее увеличивать. На этой карточке у папы было такое веселое,
родное(доброе)лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я, держась за край стола, стал раскачиваться на табурете, мне показалось, что папа качает головой...
-Смотри, Бум... тихо(шёпотом) сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился
за край скатерти. Послышался звон...Сердце у меня замерло. Я медленно (тихонько)сполз со стула и опустил голову. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из-под стула (стола), осторожно обнюхал черепки и лёг (сел), склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.
2 задание - "Вставь пропущенные слова" предполагает заполнение пропусков словами текста.
Вставь пропущенные слова Из кухни послышались быстрые _______
— Что это? Кто это? — Мама опустилась на ________ и закрыла лицо ______.
— Папина чашка... папина чашка... горько повторяла она. Потом
подняла ______ и с упреком спросила: — Это ты?
Бледно-розо _________ блестели на ее ладони. Колени у меня ________, язык
заплетался: — Это... это... _______!
— Бум? — Мама поднялась с колен и ________ переспросила: — Это Бум? Я кивнул головой. Бум, услышав свое имя, задвигал ________ и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.
— Как же он разбил?
Уши мои ________. Я развел руками:
— Он немножечко подпрыгнул... и лапами... Лицо у мамы ___________. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во _________.
— Он будет жить в ________, — сказала мама и, присев к столу, о чем-то задумалась. Ее пальцы медленно сгребали в кучку ________ хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели кудато поверх стола в одну точку.
3 задание- Чаще всего по внешнему виду можно понять, что чувствует человек в той или иной ситуации. В этом задании предполагается соотнести имя существительное с глаголом, выдающими внутреннее душевное состояние главных героев.
-Как, по внешнему виду, можно понять, что чувствует человек (допиши фразы из
текста)
Мама |
Сын |
Язык |
Уши |
Лицо |
Сердце |
Колени |
опустилась на колени |
балуясь, раскачивается |
заплетался |
мои горели |
закрыла лицо руками |
у меня замерло |
у меня дрожали |
смотрела то на меня, то на него |
сполз со стула, опустил глаза |
|
задвигал ушами |
потемнело |
у меня становилось всё тяжелее |
|
долго не спала |
стоял, не смея подойти |
|
даже шея и уши порозовели |
у мамы стало розовым |
|
|
|
кивнул головой, крепко обнял её |
|
|
утыкался лицом в подушку |
|
|
Текст произведения читается не до конца. Строятся предположения, варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения
М.Пришвин «Ребята и утята»
Предположения детей, как может закончиться рассказ:
Ребята помогут утке с утятами.
Ребята продолжат закидывать шапками утку с утятами.
Ребята унесут утят и утку домой.
Утята и утка сами улетят от ребят.
Ребята возьмут утку с утятами и донесут их до озера.
Утка и утята нападут на ребят.
Использование этих приемов дает результат.
Результаты ВПР по русскому языку 2019 уч.г. (4 класс).
Успеваемость |
Качество знаний |
СУО |
100% |
66,4% |
3,8 |
Результаты работы с текстом по литературному чтению (4 класс):
Успеваемость |
Качество знаний |
СУО |
100% |
58% |
3,4 |
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет выбирать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, приобретая социально – нравственный опыт. Она заставляет думать, строить умозаключения, принимать решения на основе самостоятельно полученной информации для приобретения первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
В процессе обучения у обучающихся формируется мотивация, поэтому, чаще всего на уроках литературного чтения, я стараюсь в системе использовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности, которая обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на трех основных этапах: 1 – до чтения; 2 – во время чтения; 3 – после чтения.
Современный обучающийся должен владеть высокой техникой чтения, понимать прочитанное, различать литературные жанры, уметь ориентироваться в книгах и находить нужную информацию с помощью книги.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2011. – 48 с.
2. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек,– 2 – е изд. дораб. М.: Просвещение, 2011.- 223 с
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Просвещение. Москва,2011год..
4. Пособие для учителя /.- М.: Баласс, 2011.
5. Эксперимент и инновации в школе 2014/5
6. Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст [Текст]/Учебно-методическое издание (Мастерская учителя); практикум для учащихся: 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2007.
7. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. — 9-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 223 с. : ил. — (Школа России).
8. Карельская. Г. «Растим говорунов».[Текст]/ Методическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Дрофа, 2007.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.