Работу со слабо обучающимися необходимо проводит как во время урока, так и во внеурочное время. Большое внимание учитель уделяет профилактике неуспеваемости учащихся. В процессе изучения нового материала педагог обращает внимание слабоуспевающих учеников на важные и сложные вопросы изучаемой темы, чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала.
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока |
Акценты в обучении |
Контроль за подготовленностью учащихся
|
Контроль усвоения вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательный анализ и систематизация ошибок, допускаемых учениками в устных ответах, письменных работах, выявление типичных для класса и концентрация внимания на их устранении. Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела обобщение итогов усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявление причин отставания. |
Изложение нового материала
|
Обязательная проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулирование вопросов со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применение средств поддержания интереса к усвоению знаний. Применение разнообразных методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
Самостоятельная работа учащихся на уроке |
Отбор для самостоятельной работы заданий по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включение в содержание самостоятельной работы упражнений по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктаж о порядке выполнения работы. Стимулирование постановки вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Оказание помощи ученикам в работе, развитие их самостоятельности. Обучение умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
Самостоятельная работа вне класса |
Обеспечение в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрация внимания на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Организация домашних заданий по работе над типичными ошибками. Чёткая инструкция учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверка степени понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласование объёма домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
План работы со слабоуспевающими учащимися
№ п/п |
Мероприятия |
Форма работы с учащимися |
Срок |
1. |
а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. |
Проведение контрольного среза знаний учащихся классов по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
|
Сентябрь |
2. |
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся |
Беседы со школьными специалистами: классным руководителем, учителями – предметниками, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, с самим ребёнком. |
Сентябрь |
3. |
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ. |
Индивидуальная работа с учеником; вовлечение ученика в группы поддержки, организованные на уроке. |
В течение учебного года. |
4. |
Включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. |
Дифференцированный подход. |
В течение учебного года. |
5. |
Использовать на уроках различные виды опроса для объективности результата. |
Устный опрос, письменный, карточки-консультации |
В течение учебного года
|
6. |
Развивать память, логическое мышление, умения работать с текстом, учить детей навыкам самостоятельной работы. |
Через задания на уроке |
В течение учебного года
|
7. |
Регулярно осуществлять проверку тетрадей. |
|
В течение учебного года
|
8. |
Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. |
Индивидуальные беседы с родителями |
В течение учебного года.
|
9. |
Вести обязательный тематический учёт знаний слабоуспевающих учащихся |
|
В течение учебного года. |
10. |
Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
|
|
В течение учебного года. |
11. |
Вовлекать в исследовательскую деятельность |
Исследовательские задачи |
|
Система работы учителя по формированию положительного отношения к учению
со стороны слабоуспевающих учащихся
Формируемые отношения |
Этапы работы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Отношение к содержанию учебного материала |
Учитель подбирает наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости |
Учитель подбирает занимательный материал, касающийся сущности изучаемого |
Учитель подбирает существенный, важный, но непривлекательный материал |
|
Отношение к процессу учения (усвоение знаний) |
Действует учитель – ученик только воспринимает |
Ведущим остаётся учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса |
Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
Ученик действует самостоятельно |
Отношение к себе, к своим силам |
Поощрение успехов в учёбе, работе, не требующей усилий |
Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий |
Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий |
|
Отношение к учителю (коллективу) |
Подчеркнутая объективность, нейтралитет |
Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие |
Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
|
Важно, обратить внимание на детей из «группы риска».
Для этого она сначала выясняет критерии, по которым ребёнок отнесён к «группе риска», а затем определяет подходы к этим детям. Например:
Группы критерий |
Критерии, определяющие «группу риска» |
Действия учителя |
Медицинские |
|
Беседа с родителями Индивидуальные консультации, дополнительные занятия |
Социальные |
|
Постоянный контроль Индивидуальные беседы с ребёнком Привлечение ребёнка к участию в социально-значимых мероприятиях Разъяснение прав и обязанностей ребёнку Проявление учителем понимания и доброты |
Учебно-педагогические |
|
Выяснение причин Беседы с родителями Беседы с ребёнком Подключение социального педагога, психолога В случае необходимости подключить помощь администрации |
Поведенческие |
|
Беседы с родителями Беседы с ребёнком Постоянный контроль Вовлечение в спортивные секции Вовлечение в организацию и проведение классных мероприятий на соответствующие темы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.