Работа со слабоуспевающими: причины и план устранения пробелов в учебном материале
Оценка 4.9

Работа со слабоуспевающими: причины и план устранения пробелов в учебном материале

Оценка 4.9
docx
30.01.2023
Работа со слабоуспевающими: причины и план устранения пробелов  в учебном материале
Работа со слабо обучающимися.docx

  Работу со слабо  обучающимися необходимо проводит как во время урока, так и во внеурочное время. Большое внимание учитель уделяет профилактике неуспеваемости учащихся. В процессе изучения нового материала педагог обращает внимание слабоуспевающих учеников на важные и сложные вопросы изучаемой темы, чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала.

Профилактика неуспеваемости

 

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль за подготовленностью учащихся

 

 Контроль усвоения вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательный анализ и систематизация ошибок, допускаемых учениками в устных ответах, письменных работах, выявление типичных для класса и концентрация внимания на их устранении. Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела обобщение итогов усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявление причин отставания.

Изложение нового  материала

 

Обязательная проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулирование вопросов со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применение средств поддержания интереса к усвоению знаний. Применение разнообразных методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Отбор для самостоятельной работы заданий по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включение в содержание самостоятельной работы упражнений по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктаж о порядке выполнения работы. Стимулирование постановки вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Оказание помощи ученикам в работе, развитие их самостоятельности. Обучение умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 

Самостоятельная работа  вне класса

Обеспечение в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрация внимания на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Организация домашних заданий по работе над типичными ошибками. Чёткая инструкция учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверка степени понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласование объёма домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

 

План работы со слабоуспевающими  учащимися

             

п/п

Мероприятия

Форма

работы с

учащимися

Срок

1.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

    Проведение контрольного среза знаний учащихся классов по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

 

Сентябрь

2.

 Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся

 Беседы со школьными специалистами: классным руководителем, учителями – предметниками, психологом,  врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, с самим ребёнком.

Сентябрь

3.

 Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ.

Индивидуальная работа с учеником; вовлечение ученика в группы поддержки, организованные на уроке.

В течение учебного года.

4.

 Включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. 

Дифференцированный подход.

В течение учебного года.

5.

Использовать на уроках различные виды опроса  для объективности результата.

Устный опрос, письменный, карточки-консультации

В течение учебного года

 

6.

Развивать память, логическое мышление, умения работать с текстом, учить детей навыкам самостоятельной работы.

Через задания на уроке

В течение учебного года

 

7.

Регулярно осуществлять проверку тетрадей.

 

В течение учебного года

 

8.

Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

Индивидуальные беседы с родителями

В течение учебного года.

 

9.

Вести обязательный тематический учёт знаний слабоуспевающих учащихся  

 

В течение учебного года. 

10.

 Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

 

 

В течение учебного года.

11.

Вовлекать в исследовательскую деятельность

Исследовательские задачи

 

 

Система работы учителя по формированию положительного отношения к учению

со стороны слабоуспевающих учащихся

 

Формируемые отношения

Этапы работы

1

2

3

4

Отношение к содержанию учебного материала

Учитель подбирает наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Учитель подбирает занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Учитель подбирает существенный, важный, но непривлекательный материал

 

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остаётся учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учёбе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

 

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

 

 

   Важно, обратить внимание на детей из  «группы риска».

Для этого она  сначала выясняет критерии, по которым ребёнок отнесён к «группе риска», а затем определяет подходы к этим детям. Например:

 

Группы критерий

Критерии, определяющие «группу риска»

Действия учителя

Медицинские

  1. Имеют хронические заболевания внутренних органов        
  2. Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи Часто и длительно болеют          
  3. Состоит на учете у психоневропотолога          
  4. Перенесли сложные медицинские операции          
  5. Перенесли стрессы          
  6. Леворукие дети (левша)             

Беседа с родителями

Индивидуальные консультации, дополнительные занятия

Социальные

  1. Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку          
  2. Живут в малообеспеченной семье          
  3. В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)          
  4. Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса.
  5. Самовольный уход из дома                   

Постоянный контроль

Индивидуальные беседы с ребёнком

Привлечение ребёнка к участию в социально-значимых мероприятиях

Разъяснение прав и обязанностей ребёнку

Проявление учителем понимания и доброты

Учебно-педагогические

  1. Имеют стойкую неуспеваемость         
  2. Пропуски занятий без уважительных причин         

Выяснение причин

Беседы с родителями

Беседы с ребёнком

Подключение социального педагога, психолога

В случае необходимости подключить помощь администрации

Поведенческие

  1. Нарушение поведения          
  2. Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями
  3.  Повышенная тревожность          
  4. Употребление наркотических веществ
  5. Табакокурение         
  6. Токсикомания          
  7. Гиперактивность                   

Беседы с родителями

Беседы с ребёнком

Постоянный контроль

Вовлечение в спортивные секции

Вовлечение в организацию и проведение классных мероприятий на соответствующие темы

 


 

Работу со слабо обучающимися необходимо проводит как во время урока, так и во внеурочное время

Работу со слабо обучающимися необходимо проводит как во время урока, так и во внеурочное время

Сентябрь 3.

Сентябрь 3.

Отношение к себе, к своим силам

Отношение к себе, к своим силам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2023