Работа социального педагога

  • doc
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа социального педагога.doc

Работа социального педагога

с использованием

современных образовательных технологий.

Знание и использование современных образовательных технологий в практике воспитательно-образовательной работы является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей.

В своей работе придерживаюсь социально-педагогической технологии:

1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов

– проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения;

– изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;  
– определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;  
– социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи.

2. Социально-педагогическая защита прав ребенка

– выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

– защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет профилактики, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.).

3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в формировании личности учащегося.

– раннее выявление неблагополучных семей;

– создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;

– пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;

– психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;

– духовно-ценностное просвещение;

– содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.

4. Социально-педагогическое консультирование.

– организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

– консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;
– консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем.

5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.

– раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

– обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета (ПДН, РКДН и ЗП);

– организация превентивно-профилактической работы с учащимися группы риска;

– способствование пропаганде здорового образа жизни;

– повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

– организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учреждений.

6. Поддержка социальной деятельности детей и подростков

– забота о больных, инвалидах ( акция «Милосердие», «Рождественский подарок», «Ветеран живет рядом»);

– благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей

– благоустройство города, двора школы (акция «Чистый сквер»);

– охрана природы и памятников культуры.

7. Организационно-методическая деятельность

– анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
– участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам (
ГО БУ «Боровичский ЦППМС»).

В работе придерживаюсь следующих принципов:

  • взаимопонимания;
  • конфиденциальности;
  • доверия;
  • единства действий;
  • гуманности;
  • разумной требовательности.

           Современные образовательные технологии позволяют мне достичь хороших результатов в своей деятельности. Знаю следующие современные технологии:

         1. Технология развивающего обучения (позволяет воспитаннику опираться на свой потенциал, направлена на его целостное и гармоничное развитие); 

         2. Информационно-коммуникативная технология (способствует активации познавательной деятельности, формирует активную жизненную позицию в обществе);

         3. Здоровьесберегающая технология (формирует у детей здоровый образ жизни, способствует снижению вероятности употребления учащимися ПАВ);

4. Игровая технология (позволяет в игровой форме приобретать и отрабатывать знания, умения и навыки необходимые для продуктивного взаимодействия учащихся с окружающими, помогает эффективно решать личностные  проблемы ребенка, сплачивает коллектив);

5. Субъективные технологии: индивидуальные, групповые (полезная деятельность, тренинги и т.д.) и массовые (массовые акции, праздники и т.д.)

 Групповые делятся: по признаку пола; по возрастному признаку и т.д.;

         6. Технология проблемного обучения (развитие познавательной активности, способности решать проблемные ситуации);

         7. Информационнокоммуникативные технологии (ИКТ) (развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности);

         8. Коммуникативная дидактика (развитие адаптивности к быстро меняющейся социокультурной ситуации, толерантности в отношении с другими людьми, явлениями общественной жизни);

9. Тренинги как виды интерактивных техник (направлены на развитие тех или иных навыков и умений, личностное и профессиональное развитие);

Также в своей работе использую следующие методы:

1. Словесный (является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени. Словесный метод включает в себя: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию);

2. Наглядный (подразумевает применение наглядных пособий, которые тесно связаны с чувственным восприятием, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся. Наглядные методы можно разделить на две группы: иллюстрации (рисунков, таблиц, карт) и демонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов и проведение опытов));

3. Эвристический (частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку перед учащимся вопроса и поиск ответа на него, таким образом, учащиеся активно участвуют в поиске решения).

4. Проблемный (проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения. Проблемное обучение предполагает использование нестандартных способов решения поставленных задач, следовательно, развивает творческие способности учащихся, требует от них проявления интеллектуальной, а также личностной и социальной активности);

5. Исследовательский (суть данного метода в том, что учащиеся должны сами добыть знания в процессе активного исследования поставленной проблемы. Полученные в ходе поиска знания отличаются своей глубиной, а учащиеся проявляют заинтересованность к поставленной проблеме); 

6. Объяснительно-иллюстративный (информация преподносится при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов); 

7. Анкетирование (анкеты социальный педагог может узнать интересы воспитанника, его особенности, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки. Все это помогает составить план педагогической деятельности);

8. Убеждение (особенность использования этого метода заключается в том, что я имею дело с детьми, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же сформированы искаженные понятия об этих нормах. Убеждение — это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. Чтобы метод убеждения достиг своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко — это неотъемлемая часть моей профессиональной деятельности. Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный приме.

9. Наблюдение (дает материал для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, со сверстниками, за его трудом, анализирует школьные документы, характеристики, медицинские выписки);

10. Беседа (дает возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника);

11. Тестирование (чаще всего к этому методу социальный педагог прибегает, чтобы установить, подвергался ли ребенок физическому насилию, как к нему относились взрослые. В комплексе с этим методом используются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие);

12. Интервью (дает возможность получить сведения на заранее продуманные вопросы. Они должны быть точно сформулированы. Исследование ведется в разговорной форме по одной определенной теме).

В настоящий момент в социальной помощи нуждаются не только дети, но и взрослые, которые не могут справиться, либо понять своих детей, в связи с проявлениями у них девиантного поведения. В свою очередь, в такой ситуации, социальный педагог выступает для детей защитником, воспитателем, посредником, координатором, организатором, помощником, духовным наставником, социальным терапевтом, а для взрослых является помощником в воспитательном и образовательном процессах.

В своей работе я выделяю следующие методы и направления:

- изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;

- выявление детей «группы риска»;

- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;

- осуществление правового просвещения учащихся;

- разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;

- взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

- взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;

- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;

- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;

- участие в работе педагогических советов и методических объединений.

В своей работе я использую приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Осуществляю комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите учащихся в школе. Изучаю особенности личности обучающихся  и их микросреды, условия их жизни. Выявляю интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку так же выступаю посредником между обучающимися и специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов: Я использую в работе с обучающимися в целях профилактики и негативных социальных явлений, жестокости в детско-юношеской среде, в целях формирования бесконфликтной среды и внедрения в практику работы образовательной организации восстановительного подхода, медиативного способа урегулирования споров, учитывающегося все особенности участников спора, методические материалы международного дистанционного информационно-образовательного проекта «Медиация в образовании». Так же  определяю задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Принимаю меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся. Организую различные виды социально значимой деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвую в их разработке и утверждении: родительские собрания с замещающими родителями, акции «Милосердие», «Рождественский подарок», «Скажи наркотикам – Нет!».   Способствую установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействую созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Организую разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, использую компьютерные технологии. Обсуждаю с обучающимися актуальные события современности. Осуществляю работу по сопровождению детей из замещающих семей. Взаимодействую с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации, обеспечиваю охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, выполняю правила по охране труда и пожарной безопасности.  

Остановлюсь подробнее на некоторых направлениях и формах своей работы учитывающих особенности обучающихся (возрастные; ограниченные возможности здоровья; выдающиеся способности и т.п.).

Профилактика правонарушений среди учащихся. Осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на различных видах учета, с учетом их особенностей.  Привлекаю к работе в этом направлении соответствующих специалистов, провожу дни «Правовых знаний»  с учетом возрастных особенностей учащихся (по возрастным группам);

Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением.Это направление связано с такими формами деятельности, как:

- учет и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.)

- тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие – помощь в устранении этих причин (при тестировании и интервьюировании учитываются способности учащихся, для детей с ОВЗ создаю специально рекомендованные им условия);

- индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (с учетом особенностей учащихся в беседе могут участвовать родителями, психолог, в ряде случаев – психиатр, невропатолог, нарколог);

- включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его (группа поддержки для ребенка выбирается так же с учетом его возрастных, коммуникативных, ограниченных возможностей);

-   вовлечение учащихся в ЗОЖ (с учётом возрастных особенностей детей использую здоровьесберегающую технологию:  проведение тематических физкультминуток; участие в спортивных соревнованиях школы и района; проведение классных часов по темам: «Режим дня в школе и дома», «Компьютер и ребёнок»; профилактический осмотр врача-нарколога). Моя задача – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы, ребята могли самостоятельно их применять).

- привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка;

- установление контакта с семьей, при необходимости защиты прав ребенка – жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания (в работе  с неблагополучными семьями учитывается тип семьи, эмоциональное, физическое и психическое состояние детей, воспитывающихся в данной семье. В работе с неблагополучными семьями применяются следующие методы работы: наблюдение, убеждение, беседа, словесный, проблемный и др.)

- посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок;

- организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься (выбор мероприятий зависит от возрастных особенностей участника, его состояния здоровья и т.д.);

- совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.

Работа с родителями может принимать различные формы, в том числе:

1. Правовое воспитание родителей (знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка; взаимодействие с сотрудниками МО МВД России, членами комиссии по делам несовершеннолетних; индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях (индивидуальную работу с родителями, так же организую с учетом их особенностей: физических, психологических, социальных и т.д.));

2. Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).

3. Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы.

4. В качестве особого направления выделяются методы работы в молодых семьях и в семьях, имеющих проблемы в семейном воспитании, требующих в силу особенностей своей жизнедеятельности социальной поддержки, помощи, реабилитации, прежде всего это студенческие семьи, семьи мигрантов и беженцев, семьи, имеющие детей-инвалидов и престарелых родителей.

Использование методов обучения и воспитания, учитывающих различные особенности обучающихся способствует повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса у учащихся; психологическому комфорту в образовательном учреждении; эффективности профилактики правонарушений среди учащихся. 

Таким образом, в своей деятельности я использую разнообразные технологии, которые помогают мне учитывать ограниченные возможности здоровья учащихся, возрастные особенности, создаю в индивидуальной работе с учащимися и родителями благоприятный климат. У учащихся возникает чувство удовлетворения. У слабых ребят появляется уверенность в своих силах, создается положительная мотивация к учению. Следовательно, я могу утверждать, что я знаю технологии деятельностного подхода в обучении