Работа социального педагога с неблагополучными семьями.
Оценка 4.6

Работа социального педагога с неблагополучными семьями.

Оценка 4.6
docx
29.08.2020
Работа социального педагога с неблагополучными семьями.
Работа социального педагога с неблагополучными семьями.docx

Мишутина Наталья Николаевна, социальный педагог,

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36»

 

 

Работа социального педагога с неблагополучными семьями.

    Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные.

Психологические проблемы в этих семьях, возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и обще социальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

   Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

   Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

   Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

                                  Типы проблемных семей.

Выделяют следующие типы проблемных семей:

-Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь, родители имеют повторный брак. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта. В работе с такой семьёй необходимо расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

-Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. В этом случае надо терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

-Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей. Поэтому психолог должен формировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

-Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют. Психолог должен пытаться изменить жизненную ориентацию родителей. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

-Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими. В этом случае надо доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

-Дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);

Семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и др.).      

Семья с больным ребенком. Семья с больным ребенком превращается    в проблемную в том случае, когда бо­лезнь становится единственным стабилизатором, сохраняю­щим брак. Внутренние проблемы членов семьи будут маскироваться преувеличенной заботой о ребенке, поддержи­вая в нем желание остаться навсегда больным.

  Проблемные семьи, как и зрелые, также имеют много общего, независимо от проблем.

В семейных отношениях существует пять проблемных сфер, это:

·     домашнее хозяйство,

·     распределение бюджета,

·     воспитание ребенка (детей),

·     проведение совместного досуга,

·     общение.

     Проблемная семья видна сразу. Она холодная в отношениях друг с другом, дискомфортная. В такой семье каждому члену семьи одиноко, грустно и тоскливо. В такой семье чувствуется напряжение. При этом они могут быть по отношению друг к другу вежливыми и предупредительными. Это происходит потому, что все источники жизни блокированы. В таких семьях не расположены по отношению друг к другу, как будто они вместе живут случайно. В таких семьях много назидания и контроля и совсем нет дружеской беседы, времени для приятного совместного времяпровождения. Члены семьи либо цепляются друг к другу, чем пытаются обозначить общность совместной жизни, либо все чаще задерживаются на работе, занимаются своими делами и интересами и совсем не уделяют время своим близким.

 

 


 

Мишутина Наталья Николаевна, социальный педагог,

Мишутина Наталья Николаевна, социальный педагог,

Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение

Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2020