Работа социального педагога с родителями и лицами их заменяющими
Понимание, великодушие, милосердие,
терпимость и вера в ребёнка -
вот наши главные лекарства.
И ещё – полнокровная, радостная,
яркая, наполненная трудом,
общением и заботой о других, жизнь.
.
Идеалом, к которому стремится семья, учебные заведения, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
Семья в современных условиях нуждается в социальной поддержке, которую может оказать социально – психологическая служба. В нашей работе приходится сталкиваться с разными типами семей, но особое внимание обращают на себя неблагополучные семьи. Это семьи, где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители употребляют алкогольные напитки и наркотические вещества, хронически больные, инвалиды, лица с ОВЗ, пенсионеры по возрасту. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Социальный педагог при работе с семьей выступает в роли советника, который информирует о важности и возможности взаимодействия между членами семьи, дает педагогические советы по воспитанию, в качестве консультанта помогает в вопросах семейного законодательства, межличностного взаимодействия в семье, информирует о существующих методах поддержки семьи на уровне города и области (соц. защита, КДН и ЗП и другие), разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального общения с ребенком в семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям. Мы в своей работе выступаем посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением. Социальный педагог при совместной работе с мастером п/о и классным руководителем стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений.
Для этого составляется социальный паспорт группы который включает в себя определённый перечень вопросов.
Основными
формами работы социального педагога с родителями и законными представителями
являются:
Индивидуальная;
Групповая;
Наглядно - агитационная.
Рассмотрим эти формы
подробнее:
К индивидуальным формам работы с родителями
можно отнести: индивидуальные консультации, беседы, посещения по месту
жительства.
- Индивидуальные консультации проводится по инициативе родителей или по
инициативе классного руководителя и мастера производственного обучения. Поводом
для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений
педагога за студентом, проблемы в общении с группой и педагогами,
конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией. На
индивидуальную консультацию родителей я приглашаю изучив проблему. Готовясь к встрече,
определяю ряд вопросов, ответы на которые помогут планировать организацию
воспитательной работы со студентом. В процессе доверительной беседы стараюсь
как можно больше узнать об индивидуальных особенностях ребенка.
Каждая индивидуальная консультация заканчивается
советами родителям по взаимодействию между членами семьи. В индивидуальных
консультациях может участвовать не только социальный педагог, но и если в этом
есть необходимость, то и психолог, и педагоги, и представители администрации.
- Огромное значение в
воспитательном арсенале соц. педагога имеет беседа.
Беседу лучше всего проводить в целях
предупреждения конфликтных ситуаций для налаживания взаимоотношений между
родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать
беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы выявить трудные точки
соприкосновения.
Индивидуальные
консультации и беседы фиксируются в журнале
- Посещение обучающегося на дому — это крайняя мера, хотя, порой, необходимая.
Именно при посещении семьи можно выявить реально существующие проблемы и
противоречия в воспитании.
По результатам посещения составляется акт
жилищно-бытовых условий, который необходим для обращения в соответствующие
органы и учреждения (КДН и ЗП, органы управления опеки и попечительства) для
решения вопроса о судьбе ребенка и привлечения родителей и законных
представителей к исполнению своих обязанностей.
- К групповым формам
взаимодействия относятся родительские собрания.
на первом родительском собрании: рассказываю о
принципах своей работы, ю информацию о б органах и учреждениях, оказывающих
социально-правовую помощь.
- Наглядно - агитационное просвещение родителей
позволяет в краткой и яркой форме донести до них способы решения возникающих
проблем.
В заключении мне хочется процитировать известного педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть образовательная организация, как представительница государственного воспитания".
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.