В дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. В настоящее время увеличивается сложность социальной среды. Отмечается тенденция роста деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, тревожность), она имеет свои истоки в дошкольном детстве и связана с недостаточной социальной адаптацией детей. Статистические исследования показывают, что 20% детей имеют опыт употребления наркотических средств; смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%; детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения. Поэтому одним из приоритетных направлений дошкольного образования является социально-личностное развитие, о чем говорится в ФГОС ДО. Вместе с тем, несмотря на остроту ситуации, отмечается дефицитарность научно обоснованных технологий решения проблемы социальной адаптации дошкольников.
            
        
        
        
                    
                
                    РАБОТА ДОУ ПО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО
 (из опыта работы)
В дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости ребенка,
определяя   траектории   развития   и   успешной   адаптации   в   меняющемся
социуме.   В   настоящее   время   увеличивается   сложность   социальной   среды.
Отмечается   тенденция   роста   деструктивных   явлений   (жестокость,
повышенная   агрессивность,   отчужденность,   тревожность),   она   имеет   свои
истоки   в   дошкольном   детстве   и   связана   с   недостаточной   социальной
адаптацией детей. Статистические исследования показывают, что 20% детей
имеют   опыт   употребления   наркотических   средств;   смертность   от
самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%; детско
подростковая   преступность,
  особенно   по   тяжким   и   групповым
преступлениям,   растет   быстрее,   чем   преступность   взрослого   населения.
Поэтому   одним   из   приоритетных   направлений   дошкольного   образования
является   социальноличностное   развитие,   о   чем   говорится   в   ФГОС   ДО.
Вместе с тем, несмотря на остроту ситуации, отмечается дефицитарность
научно обоснованных технологий решения проблемы социальной адаптации
дошкольников.
В   этой   связи   назрела   необходимость   специального   исследования  процесса
формирования   социальных   навыков   детей   в   условиях   ДОУ  и   разработки
программы   социальной   адаптации   дошкольников,   с  целью   усвоения   ими
определенной   системы   знаний,   норм,   ценностей,   позволяющей   ребенку
становиться личностью, способной функционировать в данном обществе,
реализовать   свои   возможности,
  способности,
  вступать   во
взаимоотношения с другими людьми. 
Педагогическим коллективом МБДОУ №386 под руководством Надеждиной
Е.А.   в   рамках   проектной   деятельности   было   создано   программнометодическое     обеспечение     работы,   направленной  на повышение  уровня
  трудовой,
социальной   адаптации   дошкольников   средствами  
коммуникативной,   игровой     деятельности   в   процессе   взаимодействия   с
педагогами и родителями. 
Результатами проектной деятельности стали: 
 систематизированный   и   апробированный   диагностический   материал  по
выявлению уровня социальной адаптации в соответствии с возрастными
особенностями   дошкольников.   Разработанные   качественные   показатели
социальной адаптации дошкольников и балльная система оценок; 
 модель   социальной   адаптации   детей   дошкольного   возраста   в   условиях
ДОУ   на   основе   требований   системного   подхода,   включающая
подсистемы: целеполагания,
оценочную;
 
содержательную,
 
организационную,
 определение   педагогических   условий   успешного   функционирования
модели   социальной   адаптации   дошкольников:   организация   социального
опыта средствами общения со сверстниками и в др. видах деятельности;
формирование   нравственных   качеств   личности   с опорой на
социокультурные   ценности;   разработка   продуктивного   взаимодействия
между участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги)
и др.;
 содержание научнометодического сопровождения социальной адаптации
детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
 реализация   уровневого   подхода   к   формированию   социальных   навыков:
знать, уметь, использовать в практической деятельности;
 разработка примерного плана взаимодействия с родителями по реализации
программы   и   плана   организации   совместной   деятельности   детей   ивзрослых в различных видах деятельности (трудовая, коммуникативная,
игровая);
• программа   «Социальная   адаптация   дошкольников   средствами
универсальных форм деятельности. 
Педагогами   ДОУ   совместно   с   музыкальным   руководителем,   педагогом
психологом, учителемлогопедом разработаны и рекомендованы для проведения
в   дошкольных   учреждениях:  межгрупповые   развлечения  (фестиваль   народов
Поволжья  «Мы на Волге живем!», дефиле фартуков  «Вместе с бабушкой»,
международный день родного языка и др.); проекты («Тепло семейного очага»,
«Мы  на  Волге   живем»,  «О  чем  может  рассказать    маленькая  бусинка»,
«Фантазии   на тему шляп», «Фартуки – наши фантазии для чего и кому
нужны!»);   авторские   программы  («Здравствуй,   сказка!»  (с   элементами
сказкотерапии), «Разноцветная бусинка» (бисероплетение), «Волшебная нить»
(сухое валяние).
Анализ результатов проектной деятельности в ДОУ показал:
• У 94% воспитанников ДОУ социальная адаптация к окружающему миру
соответствует оптимальному уровню.
• 96%   родителей   понимают   важность   и   значение   проблемы   успешной
социальной адаптацией дошкольников и готовы взаимодействовать с ДОУ.
• 100% педагогов готовы к работе по социальной адаптации дошкольников
к окружающему миру средствами универсальных форм деятельности.
• 96%   детей   вступают     в   контакт   с   детьми   легко   и   быстро,   проявляют
заинтересованность   в   нем,   умеют   поддерживать   взаимоотношения   со
сверстниками; основная потребность дошкольника в общении со взрослым
— стремление ко взаимопониманию и уважению со стороны взрослого.• 95%     детей     чаще   ставят   цель   сами,   чем   принимают   от   взрослого,
обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя
или   других.   Самостоятельно   без   вмешательства   взрослого   организуют
рабочее   место,
рациональными способами, проверяют работу по ходу и  окончанию ее. 
  действуя   в   правильной   последовательности   и
• 96%   умеют   оценивать   свою     работу      оценка   адекватна,   развернута,
самостоятельна.
• Все эти проявления самостоятельны, не требуется поддержка со стороны
взрослых.
Таким образом, экспериментальная деятельность  в ДОУ  позволила дать основу
детям   для   приобретения   опыта   социальных   отношений   в   сотрудничестве   с
окружающими   людьми;   способствовала   активному   вовлечению   семей
воспитанников   в   образовательное   пространство   детского   сада;   обеспечила
систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного
процесса (дети, родители, педагоги).
Литература
1. Густомясова А. Воспитание социальной компетентности// Дошкольное
воспитание.  2008.  №5.  С. 106 111.
2. Иванова Н.В., Бардинанова Е.Ю., КалининаА.М. Социальное развитие
детей в ДОУ: Методическое пособие.  М.: ТЦ Сфера, 2008.  128с. 
3. Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и
воспитанников:   метод   проектов//   Справочник   старшего   воспитателя
дошкольного учреждения.  2007. №4.  С.66 72.
4. Шипицина   Л.М.   и   др.  Азбука   общения:   Развитие   личности   ребенка,
навыков общения со взрослыми и  сверстниками. – «Детство  Пресс»,
2010.  384 с.