РАБОТА ДОУ ПО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО

  • Работа с родителями
  • docx
  • 05.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. В настоящее время увеличивается сложность социальной среды. Отмечается тенденция роста деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, тревожность), она имеет свои истоки в дошкольном детстве и связана с недостаточной социальной адаптацией детей. Статистические исследования показывают, что 20% детей имеют опыт употребления наркотических средств; смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%; детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения. Поэтому одним из приоритетных направлений дошкольного образования является социально-личностное развитие, о чем говорится в ФГОС ДО. Вместе с тем, несмотря на остроту ситуации, отмечается дефицитарность научно обоснованных технологий решения проблемы социальной адаптации дошкольников.
Иконка файла материала Статья Работа ДОУ по успешн. соц. адапт....docx
РАБОТА ДОУ ПО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО  (из опыта работы) В дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости ребенка, определяя   траектории   развития   и   успешной   адаптации   в   меняющемся социуме.   В   настоящее   время   увеличивается   сложность   социальной   среды. Отмечается   тенденция   роста   деструктивных   явлений   (жестокость, повышенная   агрессивность,   отчужденность,   тревожность),   она   имеет   свои истоки   в   дошкольном   детстве   и   связана   с   недостаточной   социальной адаптацией детей. Статистические исследования показывают, что 20% детей имеют   опыт   употребления   наркотических   средств;   смертность   от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%; детско­ подростковая   преступность,   особенно   по   тяжким   и   групповым преступлениям,   растет   быстрее,   чем   преступность   взрослого   населения. Поэтому   одним   из   приоритетных   направлений   дошкольного   образования является   социально­личностное   развитие,   о   чем   говорится   в   ФГОС   ДО. Вместе с тем, несмотря на остроту ситуации, отмечается дефицитарность научно обоснованных технологий решения проблемы социальной адаптации дошкольников. В   этой   связи   назрела   необходимость   специального   исследования  процесса формирования   социальных   навыков   детей   в   условиях   ДОУ  и   разработки программы   социальной   адаптации   дошкольников,   с  целью   усвоения   ими определенной   системы   знаний,   норм,   ценностей,   позволяющей   ребенку становиться личностью, способной функционировать в данном обществе, реализовать   свои   возможности,   способности,   вступать   во взаимоотношения с другими людьми.  Педагогическим коллективом МБДОУ №386 под руководством Надеждиной Е.А.   в   рамках   проектной   деятельности   было   создано   программно­методическое     обеспечение     работы,   направленной  на повышение  уровня   трудовой, социальной   адаптации   дошкольников   средствами   коммуникативной,   игровой     деятельности   в   процессе   взаимодействия   с педагогами и родителями.  Результатами проектной деятельности стали:   систематизированный   и   апробированный   диагностический   материал  по выявлению уровня социальной адаптации в соответствии с возрастными особенностями   дошкольников.   Разработанные   качественные   показатели социальной адаптации дошкольников и балльная система оценок;   модель   социальной   адаптации   детей   дошкольного   возраста   в   условиях ДОУ   на   основе   требований   системного   подхода,   включающая подсистемы: целеполагания, оценочную;   содержательную,   организационную,  определение   педагогических   условий   успешного   функционирования модели   социальной   адаптации   дошкольников:   организация   социального опыта средствами общения со сверстниками и в др. видах деятельности; формирование   нравственных   качеств   личности   с опорой на социокультурные   ценности;   разработка   продуктивного   взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги) и др.;  содержание научно­методического сопровождения социальной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;  реализация   уровневого   подхода   к   формированию   социальных   навыков: знать, уметь, использовать в практической деятельности;  разработка примерного плана взаимодействия с родителями по реализации программы   и   плана   организации   совместной   деятельности   детей   ивзрослых в различных видах деятельности (трудовая, коммуникативная, игровая); • программа   «Социальная   адаптация   дошкольников   средствами универсальных форм деятельности.  Педагогами   ДОУ   совместно   с   музыкальным   руководителем,   педагогом­ психологом, учителем­логопедом разработаны и рекомендованы для проведения в   дошкольных   учреждениях:  межгрупповые   развлечения  (фестиваль   народов Поволжья  «Мы на Волге живем!», дефиле фартуков  «Вместе с бабушкой», международный день родного языка и др.); проекты («Тепло семейного очага», «Мы  на  Волге   живем»,  «О  чем  может  рассказать    маленькая  бусинка», «Фантазии   на тему шляп», «Фартуки – наши фантазии для чего и кому нужны!»);   авторские   программы  («Здравствуй,   сказка!»  (с   элементами сказкотерапии), «Разноцветная бусинка» (бисероплетение), «Волшебная нить» (сухое валяние). Анализ результатов проектной деятельности в ДОУ показал: • У 94% воспитанников ДОУ социальная адаптация к окружающему миру соответствует оптимальному уровню. • 96%   родителей   понимают   важность   и   значение   проблемы   успешной социальной адаптацией дошкольников и готовы взаимодействовать с ДОУ. • 100% педагогов готовы к работе по социальной адаптации дошкольников к окружающему миру средствами универсальных форм деятельности. • 96%   детей   вступают     в   контакт   с   детьми   легко   и   быстро,   проявляют заинтересованность   в   нем,   умеют   поддерживать   взаимоотношения   со сверстниками; основная потребность дошкольника в общении со взрослым — стремление ко взаимопониманию и уважению со стороны взрослого.• 95%     детей     чаще   ставят   цель   сами,   чем   принимают   от   взрослого, обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя или   других.   Самостоятельно   без   вмешательства   взрослого   организуют рабочее   место, рациональными способами, проверяют работу по ходу и  окончанию ее.    действуя   в   правильной   последовательности   и • 96%   умеют   оценивать   свою     работу   ­   оценка   адекватна,   развернута, самостоятельна. • Все эти проявления самостоятельны, не требуется поддержка со стороны взрослых. Таким образом, экспериментальная деятельность  в ДОУ  позволила дать основу детям   для   приобретения   опыта   социальных   отношений   в   сотрудничестве   с окружающими   людьми;   способствовала   активному   вовлечению   семей воспитанников   в   образовательное   пространство   детского   сада;   обеспечила систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги). Литература 1. Густомясова А. Воспитание социальной компетентности// Дошкольное воспитание. ­ 2008. ­ №5. ­ С. 106 ­111. 2. Иванова Н.В., Бардинанова Е.Ю., КалининаА.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. ­ М.: ТЦ Сфера, 2008. ­ 128с.  3. Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников:   метод   проектов//   Справочник   старшего   воспитателя дошкольного учреждения. ­ 2007.­ №4. ­ С.66 ­72. 4. Шипицина   Л.М.   и   др.  Азбука   общения:   Развитие   личности   ребенка, навыков общения со взрослыми и  сверстниками. – «Детство ­ Пресс», 2010. ­ 384 с.