В дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. В настоящее время увеличивается сложность социальной среды. Отмечается тенденция роста деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, тревожность), она имеет свои истоки в дошкольном детстве и связана с недостаточной социальной адаптацией детей. Статистические исследования показывают, что 20% детей имеют опыт употребления наркотических средств; смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%; детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения. Поэтому одним из приоритетных направлений дошкольного образования является социально-личностное развитие, о чем говорится в ФГОС ДО. Вместе с тем, несмотря на остроту ситуации, отмечается дефицитарность научно обоснованных технологий решения проблемы социальной адаптации дошкольников.
РАБОТА ДОУ ПО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО
(из опыта работы)
В дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости ребенка,
определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся
социуме. В настоящее время увеличивается сложность социальной среды.
Отмечается тенденция роста деструктивных явлений (жестокость,
повышенная агрессивность, отчужденность, тревожность), она имеет свои
истоки в дошкольном детстве и связана с недостаточной социальной
адаптацией детей. Статистические исследования показывают, что 20% детей
имеют опыт употребления наркотических средств; смертность от
самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%; детско
подростковая преступность,
особенно по тяжким и групповым
преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения.
Поэтому одним из приоритетных направлений дошкольного образования
является социальноличностное развитие, о чем говорится в ФГОС ДО.
Вместе с тем, несмотря на остроту ситуации, отмечается дефицитарность
научно обоснованных технологий решения проблемы социальной адаптации
дошкольников.
В этой связи назрела необходимость специального исследования процесса
формирования социальных навыков детей в условиях ДОУ и разработки
программы социальной адаптации дошкольников, с целью усвоения ими
определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющей ребенку
становиться личностью, способной функционировать в данном обществе,
реализовать свои возможности,
способности,
вступать во
взаимоотношения с другими людьми.
Педагогическим коллективом МБДОУ №386 под руководством Надеждиной
Е.А. в рамках проектной деятельности было создано программнометодическое обеспечение работы, направленной на повышение уровня
трудовой,
социальной адаптации дошкольников средствами
коммуникативной, игровой деятельности в процессе взаимодействия с
педагогами и родителями.
Результатами проектной деятельности стали:
систематизированный и апробированный диагностический материал по
выявлению уровня социальной адаптации в соответствии с возрастными
особенностями дошкольников. Разработанные качественные показатели
социальной адаптации дошкольников и балльная система оценок;
модель социальной адаптации детей дошкольного возраста в условиях
ДОУ на основе требований системного подхода, включающая
подсистемы: целеполагания,
оценочную;
содержательную,
организационную,
определение педагогических условий успешного функционирования
модели социальной адаптации дошкольников: организация социального
опыта средствами общения со сверстниками и в др. видах деятельности;
формирование нравственных качеств личности с опорой на
социокультурные ценности; разработка продуктивного взаимодействия
между участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги)
и др.;
содержание научнометодического сопровождения социальной адаптации
детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
реализация уровневого подхода к формированию социальных навыков:
знать, уметь, использовать в практической деятельности;
разработка примерного плана взаимодействия с родителями по реализации
программы и плана организации совместной деятельности детей ивзрослых в различных видах деятельности (трудовая, коммуникативная,
игровая);
• программа «Социальная адаптация дошкольников средствами
универсальных форм деятельности.
Педагогами ДОУ совместно с музыкальным руководителем, педагогом
психологом, учителемлогопедом разработаны и рекомендованы для проведения
в дошкольных учреждениях: межгрупповые развлечения (фестиваль народов
Поволжья «Мы на Волге живем!», дефиле фартуков «Вместе с бабушкой»,
международный день родного языка и др.); проекты («Тепло семейного очага»,
«Мы на Волге живем», «О чем может рассказать маленькая бусинка»,
«Фантазии на тему шляп», «Фартуки – наши фантазии для чего и кому
нужны!»); авторские программы («Здравствуй, сказка!» (с элементами
сказкотерапии), «Разноцветная бусинка» (бисероплетение), «Волшебная нить»
(сухое валяние).
Анализ результатов проектной деятельности в ДОУ показал:
• У 94% воспитанников ДОУ социальная адаптация к окружающему миру
соответствует оптимальному уровню.
• 96% родителей понимают важность и значение проблемы успешной
социальной адаптацией дошкольников и готовы взаимодействовать с ДОУ.
• 100% педагогов готовы к работе по социальной адаптации дошкольников
к окружающему миру средствами универсальных форм деятельности.
• 96% детей вступают в контакт с детьми легко и быстро, проявляют
заинтересованность в нем, умеют поддерживать взаимоотношения со
сверстниками; основная потребность дошкольника в общении со взрослым
— стремление ко взаимопониманию и уважению со стороны взрослого.• 95% детей чаще ставят цель сами, чем принимают от взрослого,
обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя
или других. Самостоятельно без вмешательства взрослого организуют
рабочее место,
рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.
действуя в правильной последовательности и
• 96% умеют оценивать свою работу оценка адекватна, развернута,
самостоятельна.
• Все эти проявления самостоятельны, не требуется поддержка со стороны
взрослых.
Таким образом, экспериментальная деятельность в ДОУ позволила дать основу
детям для приобретения опыта социальных отношений в сотрудничестве с
окружающими людьми; способствовала активному вовлечению семей
воспитанников в образовательное пространство детского сада; обеспечила
систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного
процесса (дети, родители, педагоги).
Литература
1. Густомясова А. Воспитание социальной компетентности// Дошкольное
воспитание. 2008. №5. С. 106 111.
2. Иванова Н.В., Бардинанова Е.Ю., КалининаА.М. Социальное развитие
детей в ДОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128с.
3. Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и
воспитанников: метод проектов// Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения. 2007. №4. С.66 72.
4. Шипицина Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка,
навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство Пресс»,
2010. 384 с.