«Работа над музыкальными произведениями разного жанра в ансамбле»
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
искусство +1
Взрослым
09.06.2017
Одна из главных задач педагога - увлечение учащихся желанием познать музыку, звукоизвлечением и самовыражением. Учителю необходимо создать доверительную обстановку на уроке, способствующую эмоциональной закрепощенности ученика, его творческому самовыражению. Именно при таком общении с самого начала создаются благоприятные предпосылки для установления контакта педагога и ученика появляется заинтересованность творческим процессом.
На начальном этапе урока следует обратить внимание на посадку учащихся и постановку рук. Необходимо так расположить стулья, на которых сидят учащиеся, чтобы партнеры постоянно находились в поле видимости друг друга.
Цель -повышение познавательного интереса к музыкальным произведениям разного жанра;
0657_Ped_Art_2014.doc
«Работа над музыкальными произведениями разного жанра в ансамбле»
1.Введение. Теоретическое обоснование темы.
Одна из главных задач педагога увлечение учащихся желанием познать
музыку, звукоизвлечением и самовыражением. Учителю необходимо создать
доверительную обстановку на уроке, способствующую эмоциональной
закрепощенности ученика, его творческому самовыражению. Именно при таком
общении с самого начала создаются благоприятные предпосылки для
установления контакта педагога и ученика появляется заинтересованность
творческим процессом.
На начальном этапе урока следует обратить внимание на посадку учащихся и
постановку рук. Необходимо так расположить стулья, на которых сидят
учащиеся, чтобы партнеры постоянно находились в поле видимости друг друга.
Цель повышение познавательного интереса к музыкальным
произведениям разного жанра;
Тема : "Работа над музыкальными произведениями разного жанра в
ансамбле", поэтому необходимо напомнить и объяснить определение жанра.
Музыкальный жанр многозначительное понятие, характеризующее виды и
направления музыкального творчества. В более широком смысле это оперный,
симфонический и т.д., в узком понятии это симфонии, арии, танцы, песни и
мн.др.
Хоровод (от др.греч. "хорос"групповой танец и общеславянского "вод"
водить. У восточных славян хороводом назывались молодежные игры на
открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца по кругу. Обычно начало
таких игр было в конце весны, иногда проводились они и осенью. Можно
вспомнить знаменитую музыку из оперы "Снегурочка" русского композитора
Н.А. РимскогоКорсакова.
Наигрыш это инструментальная мелодия, обычно народная, которая
сочетает в себе знакомую мелодию с импровизацией. Говорят: "свирельный
наигрыш пастуха", "знакомый наигрыш скрипки" и т.д. Наигрыш флейты,
кларнета и фагота звучит в сцене ярмарки в балете И. Стравинского
"Петрушка".
Вальс танец, произошел от менуэта примерно в 1800 году. Это общее
название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется в
закрытой позиции. Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов
Европы. Самым близким предшественником является австрийский лендлер.
Впервые стал популярен в Вене в 80х годах 18 в. в последующие годы
распространился во многие страны.
1 Вальс, снискавший наибольшую популярность во все времена, связан
навечно с именами двух Иоганнов Штраусов, отца и сына.
Народная песня наиболее распространенный вид народной музыки,
продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа,
обычаи, исторические события и т.п. Образуется стихийно, как язык. И
функционально, т.е. в связи с какойто житейской необходимостью: укачать
ребенка; выразить радость или горе; вымолить у природы дождь или солнце,
урожай, тепло: облегчить себе однообразный физический труд; приворожить
любимого и т.д. Сборники народных песен, собранных Балакиревым и Н.А.
РимскимКорсаковым, долгое время служили ценным материалом для многих
композиторов.
2. Работа над пьесами.
1.Из сюиты А.Доренского "Хоровод и наигрыш", "Мамин вальс"
2.Р.н.п. "Во кузнице" обработка И.Обликина
Задача: "Хоровод" работа над гибкой, "дышащей" мелодией, постоянным
уровнем звуковой насыщенности, создание слухового ощущения двух играющих
инструментов (одного солирующего, другого аккомпанирующего).
"Наигрыш" работа над более динамичным проведением темы из
"Хоровода". Четкое соблюдение ритмического рисунка 2ой партии.
Метод: Варьирование ритма.
Варьирование ритма.
Существо работы над ритмом: найти художественно наиболее
выразительный ритм, добиться точности и четкости ритмического рисунка ,
овладеть самыми трудными метроритмическими построениями, сделав ритм
гибким и живым.
В процессе исполнения более плавного "Хоровода" необходимо точно
определить и мысленно подготовить вступление более быстрого и ритмичного
"Наигрыша".
В произведениях А. Доренского ритмический рисунок довольно просто
изложен.
Прежде всего следует проанализировать структуру музыкального
произведения, членя ритмический рисунок на отдельные характерные фигуры.
"Мамин вальс".
Задача передача партнерами друг другу "из рук в руки" пассажей мелодии
аккомпанемента и т.д. Ансамблисты должны научиться "подхватывать"
незаконченную фразу и передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани.
Соблюдать фразировку и естественность дыхания.
Метод: Динамическое равновесие, единство фразировки и
естественность дыхания.
2 Динамика (изменение силы громкости звучания) является одним из самых
действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает
раскрыть общий характер музыки ее эмоциональное содержание и показать
конструктивные особенности формы произведения.
Если у учащихся возникают трудности с выполнением динамических
оттенков необходимо точно и ясно проработать общий динамический план
произведения. Нужно определить его кульминацию. Постепенное усиление или
уменьшение громкости внезапные контрастные силы звучания существенно
влияют не только на фразировку, но и на композицию произведения в целом.
Особо важное значение приобретает в сфере фразировки поразному
поставленные логические акценты кардинально меняют смысл музыкального
построения.
В наиболее ответственные моменты конец звучания может быть "подсказан"
одним из исполнителей. Синхронность вступления и снятия звука достигается
значительно легче, если партнеры правильно чувствуют темп еще до начала игры.
Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения, ему
предшествующие, когда музыканты волевым усилием сосредотачивают свое
внимание на выполнении художественной задачи.
Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом
одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать
исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет
не меньшее значение, чем его возникновение. Не вместе снятый аккорд
производит такое же неприятное впечатление, как и не взятый.
2."Во кузнице".
Задача умение ощущать как постепенную так и резкую смену звука,
создавая фактор напряжения.
Метод: Метод развития представлений учеником при помощи ассоциации
динамического развития с оркестровым звучанием, способствует более яркому в
динамическом и тембровом отношении звучанию произведения.
Основные формы организации индивидуальной деятельности учащихся
заключаются в организации правильной домашней работы, где наряду с
техническими задачами, стоят задачи слуховые: создание эпизодов лирического
характера при постоянном уровне звуковой насыщенности. В этом произведении
музыкальные образы настолько правдивы, что при исполнении их учении их
учащиеся могут ощутить себя частью происходящего.
3.Изучение нового учебного материала.
1.И.Розас "Над волнами" обр. В.Мотова;
И.Розас мексиканский композитор. Впервые произведение прозвучало в
Америке в 1884 году. Вскоре оно стало популярным . В России впервые вальс
"Над волнами" прозвучал в первой постановке чеховского "Вишневого сада"
3 Задача создание музыкального образа различными средствами музыкальной
выразительности с помощью осмысленного воспроизводства гармонической
вертикали.
Методы: Определение темпа и характера
1ая часть вальса имеет менее оживленный темп, чем вторая.
Основными положениями нового учебного материала стали громкость
звука, высотное интонирование, густота фактуры, разно плановость звуковой
палитры.
Во избежание формализма в выполнении динамических оттенков педагог
раскрывает перед учеником смысл динамических указаний, исходя из содержания
музыки.
Немалую роль играет словесная характеристика нужного звучания,
сделанная педагогом. Яркие образные ассоциации, удачно найденные сравнения,
метафоры будут воздействовать на слуховое воображение ученика. Можно
использовать сравнение со звучанием других инструментов. Учащиеся должны
представить как звучит тот или иной инструмент и попытаться передать характер
этого звучания на баяне.
4.Прослушивание записи.
Во время урока можно предложить послушать записи ансамбля, состоящего
из инструментов как бы несочетающихся между собой. Это такие инструменты:
фортепиано, скрипка и баян.
А.Пьяцолла "Либертанго" в исполнении Ф.Липса(баян), С.
Липса(фортепиано), В.Иголинский(скрипка).
Также можно вспомнить прослушивание более классического ансамбля
народных инструментов "Теремквартета": баян, домра малая, домраальт,
балалайкаконтрабас. Пьеса написана в оперном жанре. Увертюра Дж.Россинни из
оперы "Севильский цирюльник"
Задача: Повышение интереса к предлагаемому учебному материалу.
5.Чтение с листа.
Цель: Облегчить работу над новыми произведениям, особенно в классе
ансамбля и оркестра, расширить кругозор музыкального репертуара.
Задачи: воплощение характера произведения песенного жанра.
6.Закрепление учебного материала.
Главным методом закрепления учебного материала является его повторение
и отработка по заданию в дневнике. Цели и задачи, поставленные на этом уроке
должны быть понятными каждому учащемуся. Критерием степени оценки
усвоения материала становится высокий уровень доступности изложения и
результативности объяснений педагога.
7.Задание на дом.
4 В постановке целей для самостоятельной работы дома необходимо
предложить следующее:
работа над пьесами в техническом и динамическом плане;
фиксирование полученных результатов, проделанной работы;
запись домашнего задания;
оценка уровня знаний учащегося.
Цели и задачи, поставленные на уроке преподавателем должны быть понятны
ученику, дома он должен закрепить этот материал.
8.Заключение.
Работа над музыкальными произведениями разного жанра в ансамбле
представляет собой комплекс различных видов методик, изложенных выше.
Фундамент развивающего обучения в ансамбле образован системой
принципов, декларирующих увеличение объема и ускорение темпов прохождения
музыкальноучебного материала, отказ от сугубо прагматической трактовки
уроков и переход от авторитарного преподавания к максимальной
самостоятельности и творческой инициативе учащегося.
5
«Работа над музыкальными произведениями разного жанра в ансамбле»
«Работа над музыкальными произведениями разного жанра в ансамбле»
«Работа над музыкальными произведениями разного жанра в ансамбле»
«Работа над музыкальными произведениями разного жанра в ансамбле»
«Работа над музыкальными произведениями разного жанра в ансамбле»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.