Работа над притчами.
Оценка 4.6

Работа над притчами.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
28.09.2018
Работа над притчами.
ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Именно нравственность включает такие понятия: душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, т.е. самые ценные и главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежеминутно воспитывать их в наших детях. Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч в цикле бесед по духовно-нравственному воспитанию. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками. Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Именно нравственность включает такие понятия: душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, т.е. самые ценные и главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежеминутно воспитывать их в наших детях. Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч в цикле бесед по духовно-нравственному воспитанию. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками. Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
Работа над притчами..docx
Вопрос духовно­нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе.  Характерными причинами сложной ситуации явились:    отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад  культурно  ­ досуговой  деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной  продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных  человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей  преобладают узколичные, "продовольственно­вещевые по характеру, формируются вредные привычки у  детей. Перед нами  стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать  происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.  Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно­нравственных свойств и качеств  личности школьника. Духовно­нравственное воспитание ­ это сложная, противоречивая, и важнейшая  проблема педагогики. Ведь от того, каким в духовно­нравственном отношении формируется ребёнок,  зависит, состоится ли он вообще как человек. ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души).  Воспитание души (т.е. духовно­нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с  рождения человека и продолжается всю жизнь. Именно нравственность включает такие понятия:  душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, т.е. самые ценные и главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежеминутно воспитывать их в наших детях.  Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ –  использование притч в цикле бесед по духовно­нравственному воспитанию. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное  средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей  думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками. Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои  всходы. В классическом понимании притча (слав. притъка – случай, происшествие) – это краткий  иносказательный, образный рассказ, часто применяемый в религиозно­философских учениях для  изложения назидательных истин. Немного из истории. Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками,  иносказаниями, аллегориями.     В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов  Священного Писания. В истории русской литературы термин «притча» употребляется главным образом  по отношению к библейским сюжетам («Притчи Соломоновы», «евангельские притчи» и т. п.). Притчами  называл свои басни А.П.Сумароков, склонный к «высокому штилю». К числу притч, например, относится стихотворение А.С.Пушкина «Сапожник».    В таких лаконичных историях заключены и малые, и большие законы человеческого мира. Притчи как  жанр переживают настоящее возрождение. Оказалось, что именно сейчас возникла необходимость в  чтении небольших историй, которые легко отвечают на вопросы, на которые не могут ответить ни  философия, ни наука, ни религия, каждая из которых по силе воздействия равна серьезному роману. На  первый взгляд простые рассказы на самом деле могут совершить чудесное превращение в каждом. Суть притч заключается в том, что « в них резюмируется мораль либо прямым текстом, либо  очевидным намеком». Притчи лечат душу и духовно обогащают ее. Каждая притча построена на мудром  изречении. Мудрость в притче оживает и поддерживает читателя своей глубиной и красотой. Она словно алмаз, вставленный в прекрасное украшение, которое мы незримо можем носить всю жизнь.    Многие опытные  воспитатели считают, что главное в воспитании «не потерять высший смысл мелочей, проживаемых ежедневно».    Я полностью поддерживаю эту мысль и считаю, что ни грандиозные проекты, ни планы, составляемые  нами сразу на учебный год, ни задачи, заявляемые в начале года, не являются основой воспитания.  Воспитывают так называемые «мелочи жизни», изо дня в день, из четверти в четверть, из года год. И  человек, находящийся рядом с ребенком, хочет он этого или нет, являет собой и орудие воспитания, и  пример воспитания. Дети на уровне интуиции чувствуют, как к ним относишься, их не обманешь. Для  них очень страшно равнодушие старших. Контакт начнется или не начнется с того момента, как мы  (взрослые) поздороваемся. И как только «есть контакт», автоматически включается процесс воспитания. Ведь никто не станет оспаривать, что: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.   Вадим Шефнер.  Конечно, мы работаем на результат, цель которого ­ самореализация, самоопределение ребенка. И я  уверена, он будет положителен, если ребенок будет понимать и чувствовать, что к его деятельности и  состоянию души неравнодушны окружающие.    Наши дети постоянно стремятся познать новое, им интересно все загадочное и неизведанное. Но  разобраться в сложных жизненных вопросах часто бывает нелегко. В притчах же заложена вековая  мудрость поколений, философские размышления и полезные советы. Простой сказочный язык будет  понятен детям, так как ещё с древних времен притчи служили средством нравственного и культурного  воспитания.    Секрет популярности притч кроется не только в специфических особенностях их содержания и  художественной формы, но и в доступности к пониманию для любого слушателя. Язык притч прост,  безыскусен, близок к разговорному: слова и выражения даются в их прямом, непосредственном значении, что способствует ясности и точности смысла. В притче нет указаний на место и время действия. Как  правило, нет характеров. Действующие лица обычно безымянны, схематичны, не имеют ни внешних черт,  ни «характера». Притча не изображает, а скорее сообщает. В самом сообщении звучит мораль, которую  должен усвоить читатель для себя и дать ответ на поставленный вопрос.    Эти небольшие по объему рассказы заставляют не только детей, но и взрослых задуматься о своих  поступках, совести, о вечных ценностях. Истории помогают развивать мышление, память и восприятие,  являясь, по сути, учителем, воспитывающим в детях любовь, порядочность, миролюбие — духовную  красоту. Главное — притчи рассказывают о том, что жизнь многогранна, просторна, и всегда можно  отыскать множество вариантов выхода из любой сложившейся ситуации.    Приходит сын к отцу и говорит: «Папа, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и  проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил,…что мне делать?».    Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил  морковь, в другую – положил яйцо, а в третью – насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из  воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей емкости. «Что изменилось?» ­ спросил он. «Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде» ­ ответил сын. «Нет, ­ сказал отец, ­ это лишь  поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и  податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств ­ кипятка. Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут».  «А кофе?» – спросил сын. «О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой  враждебной среде и изменили ее – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают  их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации».    Магическая сила притчи заключается в том, она создает вокруг человека ауру психологической  защищенности, позволяет увидеть в своей жизни позитивные перспективы, закрепить веру и надежду,  найти жизненные ресурсы. Эффективность использования притч заключается как раз в отсутствии  прямых воспитательных воздействий. При этом учитель может использовать притчу для того, чтобы  ненавязчиво преподнести свою точку зрения, обозначить педагогическую позицию, вызвать к ней  интерес. Притча позволяет удивить, дает возможность посмотреть на проблему с необычной  стороны.    Возможные формы использования притч в деятельности педагога ограничены только фантазией самого  педагога. Вот лишь некоторые способы применения притч: • ее можно рассказать в качестве примера во время свободного общения; • так как содержание ее представлено обычно в аллегорической форме, ее можно представить как бы  иллюстрацией той или иной нравственной идеи; • применить как средство двухминутного отдыха во время урока; • использовать для организации дебатов или дискуссии; • написать на открытке и подарить ребенку, тем самым, отметить и закрепить его успех; • записать в тетради ученика, чтобы поддержать, не позволяя отчаиваться в случае неудачи; • рассказать в начале рабочего дня, формируя атмосферу взаимного доверия, способствуя установлению  контакта; • ею можно завершить день или неделю в летнем оздоровительном лагере, тем самым подвести  своеобразный итог; • ее можно вывесить на стенд  и дать ребятам возможность прочитать самостоятельно и т.п.    Рассказав или прочитав историю, нужно суметь воздержаться от высказывания собственной  интерпретации. Не стоит спрашивать учащихся: «Вы поняли, о чем эта притча?». Нельзя сомневаться в  интеллектуальных способностях своих подопечных и оскорблять их недоверием. Если ваши ученики  совсем не поняли смысла (морали) повествования, то это скорее недоработка педагога: либо притча  слишком сложная для данного возраста, либо педагог плохой рассказчик. Главное помнить, слушатель (и ребенок в том числе) из любого повествования будет извлекать собственный смысл. Будьте  наблюдательны и помните, что подобрать притчу несложно, но важно отобрать среди них близкую и  значимую для конкретного случая, чтобы ее рассказ помог состояться разговору с ребятами «по душам». Я хочу остановиться на нескольких способах использования притч. И я начну с базового метода работы  – ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ И СМЫСЛА ПРИТЧИ. Предлагаю послушать притчу, которая называется «Корзину­то возьми». Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за  престарелым отцом, и решил он от него избавиться. Усадил он отца в корзину и отнёс высоко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался  уходить, как отец окликнул его: ­Сынок, я не в обиде, что ты принёс меня сюда, но корзину – то возьми! ­На что она мне? ­Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда… Дети: Воссоздают образ в своём воображении;  создают картинку, которая вызывает переживание, вопросы, мысли;  думают. анализируют, высказывают мнения 1. О чем эта притча? 2. О чем забыл сын? (обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда родители стареют) 3. В чём заключается ответственность родителей и детей друг перед  другом? 4. Предлагаю поработать в парах. У каждой пары своё задание в конверте. Задание для 1 группы: Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили  герои притчи. Объясните, почему так решили! Я предлагаю вам работать сразу у доски. Задания для работы в паре (группе)  1 группа: ЮНОША Легкомыслие Беззаботность Жестокость Бессердечность Вежливость Жадность Доброжелательность Уважительность Практичность СТАРИК Мудрость Спокойствие Смирение Незлобивость Щедрость Скупость Самоуверенность Благоразумие Страх  Задание для 2 группы: Выберите пословицу, которая точнее других  передает смысл притчи.  Что ты даешь своим родителям – завтра получишь от своих детей.  Что посеешь то и пожнешь.  Не делай другим того, чего не желаешь себе.  Дерево смотри в плодах, а человека в делах.  Жадность подталкивает на подлость 3 группа: Задание для 3 группы: Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче  (выберите только одну историю и  расскажите другим группам). Давайте послушаем выступление групп. 1 группе ­ Вы верно определили и  качества юноши и старика. 2 группе – Я согласна с вашим выбором. А другие пословицы подходят к смыслу притчи? 3 группе – Молодцы, вы хорошо поработали. Интересная история. ИТОГ: Мы сейчас работали над соотнесением смысла притчи с конкретными образами из  жизни.  В работе над смыслом притчи этой  используются разнообразные формы работы.  Приёмы педагога:  Даёт задания для групповой деятельности диагностирует,  как работает группа. Организует выступления детей; диагностирует, что и как понял либо не понял ученик. Дети: Соотносят качества характера человека с персонажем притчи . соотносят пословицы со смыслом притчи. соотносят личный опыт со смыслом притчи.  А теперь хочу предложить  ещё один способ работы над притчей.  Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. Основной приём­это незавершённость повествования. При работе над притчами использую слайдшоу. Музыка и наглядные образы создают дополнительное  эмоциональное воздействие на восприятие ребёнка. На экране «БУМЕРАНГ ДОБРА» ­Как думаете, что может произойти дальше? ­Появилось ли у вас желание оказаться на месте одного из героев? ­На месте того кому помогают или кто помог  сам? Формы и методы работы педагога: Представляет притчу в форме видеосюжета и останавливает (в  середине просмотра); задаёт вопросы; выслушивает ответы детей; выявляет, как поняли смысл данной притчи (диагностирует); призывает к действиям при помощи вопросов. Действия воспитанников:  Смотрят; строят гипотезы; высказывают свои намерения. Ожидаемые результаты деятельности воспитанников: Выявляют смысл притчи  «Делай добро и другие будут делать добро в ответ»; соотносят смысл притчи с конкретными примерами из жизни ­А теперь посмотрите  завершение этого видеосюжета.  Предлагаю фрагмент воспитательного  часа на основе притчи «Близкая и далёкая цель». 1). Знакомство с притчей. Введение в тему классного часа.    Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята по очереди зачитывают ее абзацы, затем хорошо  читающий ученик, либо сам педагог прочитывает притчу заново. (Название притчи иногда умышленно не  дается.) Близкая и далекая цель    Два путника шли через пустыню. Один был учителем, другой — учеником. Они бежали от царского  гнева и не успели взять достаточно воды и еды. Пришлось экономить каждый кусок и каждый глоток. На третий день все припасы кончились. — Терпи, юноша, завтра мы придем в оазис. Там есть колодец, полный воды, — сказал учитель.    Ученик, услышав эти слова, приободрился и двинулся вперед. На следующий день путники не увидели  оазиса, но им удалось утолить жажду с помощью кактуса. — Я не учел, что мы идем слишком медленно. Завтра мы обязательно дойдем до оазиса и до колодца с  водой, — спокойно сказал учитель.    Так учитель говорил в течение многих дней. Каждый раз он уверял юношу, что завтра они найдут  колодец с водой. Иногда им удавалась собрать несколько капель росы с колючего кустарника или найти  съедобный кактус. Но были дни, когда жажда отнимала все силы. Только слова учителя заставляли  юношу идти вперед. Наконец они увидели долгожданный оазис. Хозяин оазиса был другом учителя и  принял двух путников как дорогих гостей. — Как долго ты сюда шел? — спросил хозяин учителя. — Десять дней, как обычно. Моему ученику было тяжело без воды. — Как же ты смог заставить его идти? — удивился хозяин оазиса. — Каждый день я обещал ему, что завтра мы увидим колодец с водой. Жажда терпима — если колодец  не высох. Юноша первый раз попал в пустыню. Он не смог бы дойти до колодца, который находится  далеко, — объяснил учитель. 2). Вопросы и задания: ­Почему учитель не сказал юноше, что оазис находится далеко? ­Одни люди выбирают большую цель и долго трудятся, чтобы достичь ее, другие— выбирают маленькую  цель, чтобы быстро достичь ее. К каким людям относитесь вы? ­Как бы вы поддержали друга в дальней дороге, если  бы у него было мало сил? ­Подумайте, какой цели вы хотите достичь, и нарисуйте большими красивыми буквами слова: «Я  СМОГУ». Чаще повторяйте эти слова, когда хотите чего­то достичь.  Фрагмент  часа общения  на основе притчи «Не обманывай». 1) Знакомство с притчей. Введение в тему классного часа. Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята по очереди зачитывают ее абзацы, затем хорошо  читающий ученик, либо сам педагог прочитывает притчу заново. (Название притчи умышленно не  дается.) *** Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил  шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился  передохнуть. Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная  соломенными шляпами. ­ Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? – спросил крестьянин с повозки. ­ Отдохните немного, ­ предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент.  Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле. Он слукавил немного, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги. «Все равно вперед меня не  успеет», ­ пробормотал юноша. Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь  встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать  дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой. Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу: ­ Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на  ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно  приехал раньше меня. ­ Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам, ­ сказал отец. ­ Я себя не обманывал, ­ удивился сын. ­ Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и  получается, что ты сам себя обманул, ­ объяснил отец. 2) Работа с притчей. ­ Понравилась ли вам эта история? ­ Как вы поняли, о чем она? ­ Как бы вы поступили на месте юноши? ­ В сказках часто тот, кто обманывает, бывает наказан. Как вы думаете, происходит ли так же в жизни? ­ Найдите в тексте слова, отражающие главную мысль притчи? ­ Как вы понимаете выражение «обмануть самого себя»? ­ Какое название можно придумать к этой истории? (Далее педагог раскрывает истинное название притчи.) 3) Психотерапевтическое упражнение к притчи «Соломенная шляпа». Выбирается ведущий. Он надевает на себя соломенную шляпу правды. Остальные по очереди задают ему  любые вопросы. Водящий должен отвечать только правду. Дети по очереди надевают шляпу правды, и  каждому задается по 5 вопросов. Анализ упражнения: ­ Понравилось ли вам упражнение? ­ Сложно ли было отвечать на вопросы? А задавать? ­ Почему человеку бывает так сложно сказать правду? 4) Позитивное закрепление притчи ­ Придумайте хорошее окончание этой истории. Таким образом, ребята знакомятся с нравственными основами по средствам притчи, анализируют  собственные поступки, действия. ­Очень поучительна притча  о прощении. Я её использовала в беседе «Умеем ли мы прощать?». Послушайте внимательно одну историю одну историю. Однажды там, где нужно было слово, встретились молчание и молчание. За один шаг до надвигающейся  беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было  что­то тоскливое. Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись молчание и молчание. Они  увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово. Их силы были на исходе. И осталось ­ не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и  слово родилось: "Прости!" Дети сами пришли к выводу, что же является лекарством от обиды? Как же нужно поступить, чтобы не  дать обиде отравить вас и вашу душу? /на доске появляется ("лекарство" от обиды: разобраться ­  пожалеть ­ простить ­ возвыситься над обидой)./  ­ А если сказать одним словом, надо уметь:../ПРОЩАТЬ/. И есть, на мой взгляд универсальная притча, которая поможет вам разобраться в любой ситуации,  произошедшей в детском коллективе. Притча о старом шляпнике. В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было  много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на  наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью  шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и  не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,­ говорит  второй,­ строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень  любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А  шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем,  анализировать факты и события. Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому­то это нравилось,  кому­то – нет. Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже  нравилось. Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим  помог, хотя некоторые называли его наивным. Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много  талантов, о которых даже и не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл  происходящего и подсказать, куда двигаться дальше. Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп.  Вот перед вами эти 6 шляп с помощью которых мы попробуем разобраться в сложной ситуации. Света принесла в школу мобильный телефон, полученный в подарок накануне. Друзья захотели  посмотреть. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев  это, страшно разозлилась. Итак, Представьте себе, что вы надеваете на себя белую шляпу Расскажите с чего всё началось? Света  принесла в школу мобильный телефон, полученный в подарок накануне Что было дальше? .  Друзья захотели посмотреть.  Чем всё закончилось? Когда очередь дошла до Димы, он случайно  сломал одну из кнопок./ высказывания учащихся/  Чёрная шляпа : Что самое неприятное в этой ситуации?  /сломал Дима кнопку/Какие отрицательные  последствия здесь могут быть? /телефон может перестать работать/ Что самое страшное может  произойти? /новый телефон необходимо нести в ремонт/ ?/ высказывания учащихся/ Красная шляпа: Что чувствовала Света? Света, увидев это, страшно разозлилась. Что чувствовал Дима?  /Дима испугался/?/ высказывания учащихся/ Жёлтая шляпа: Нет ситуаций абсолютно плохих или абсолютно хороших. Что полезного в этой  ситуации для Светы?  /учиться сдерживать свои эмоции/Димы? /проверить настоящим ли  другом  является Света/?/ высказывания учащихся Зелёная шляпа :Давайте придумаем необычный выход из этой ситуации? /Света сказала, что всё  объяснит  своим родителям, те её внимательно выслушают и разрешат эту ситуацию, Света  простила Диму за испорченный телефон/ / высказывания учащихся/ Синяя шляпа: Какой жизненный урок вы извлекли из этой ситуации? Чем могут быть полезны 6  разноцветных шляп?  /учат анализировать свои поступки, поступки окружающих людей, уметь  прощать/?/ высказывания учащихся/ Умелый подбор текстов из сокровищницы народного творчества является мощным средством  воспитания формирующей личности. Интересные беседы на основе включенных в них текстов и  разговорных тем могут сыграть положительную роль в формировании личности школьника, его  нравственно­эстетического воспитания. С этой точки зрения представляется несомненной  необходимость использования текстов из сокровищницы народного творчества. Притча не только знакомит с нравственными нормами жизни, она побуждает к нравственным  поступкам, НО! только при правильном педагогическом воздействии. Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что­то  дать, научить чему­то, в ней заложена какая­то определённая правда, какой­то определённый урок,  маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к  знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство  слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет  внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно. Чтобы нравственные вопросы, которые затрагивает притча не прошли мимо детей, важно завершить  занятие на эмоциональном подъёме.  Абуль­Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и  печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.» Примерный     перечень   нравственности и доброты.   использования   притч   при   проведении   бесед,   уроков Темы мероприятий  О  добре и зле;  О  добрых и плохих поступках  людей;  О  милосердии и сострадании  Воспитай себя сам.  О  мужестве и героизме.  Любовь и уважение к родителям и  близким людям  О жизненных ценностях  О  любви и влюблённости  Об отношениях к братьям нашим  меньшим  Для бесед с родителями Притчи, которые можно использовать «Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два  волка», «Две подруги», «Город Ангелов», «Девять  медалей», «Морские звёзды», «Добрые дела», «О  слепце», «Человек в яме», «Про собаку», «Про мост», «Сердце», «Донор», «На мосту», «Странная женщина  и темнокожий мужчина», «Богадельня». «Гвозди», «Начни с себя», «Всё познаётся в  сравнении», «Урок бабочки», «Позитивное видение»,  «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в  твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике»,  «Семь чудес света», «Об общественном мнении»,  «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости». «Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый  платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост». «Воробей», «Ангел­хранитель. Мама», «Близнецы»,  «О блудном сыне»,  «Отец и сын»,  «Записка»,  «Забери меня, мама», «Мамочка», «Разговор с  мамой»,  «Корзину­ то возьми» «Русская земля», «Богатый и бедный», «Семь чудес  света», «О надежде», «О жизни», «О смысле жизни»,  «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как  изменить мир», «Предназначение», «То, что можно  изменить», «Содержание важнее внешнего вида» «Роза», «Бирюзовый платок», «О любви ветра и  цветка», «Хрупкая мечта», «Венчальная», «Куда  уходит любовь», «Любовь жила», «Любовь и  сумасшествие»,  «Любовь и счастье», «Разум и  чувства», «Про любовь и влюблённость», «Сам слепи  своё счастье», «Улыбка» «Морские звёзды», «Про кота», «Про собаку», «Про  бабочку», «Светлячок» «Наши дети», «Семь чудес света», «Ангел­хранитель.  Мама»,  «Богатый и бедный», «За день до своего  рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях»,  «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок»,  «Записка», «Забери меня, мама», «Почему меня ты,  мама, не родила», «Цепочка хромосомная»,  «Ювенальная юстиция»

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.

Работа над притчами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2018