Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой
Оценка 5

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой

Оценка 5
Конкурсы
docx
русский язык
9 кл
03.03.2018
Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой
Текст для слайдов.docx
Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы) Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида ­ подготовка  умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни, в том числе в  приобретении умений составлять деловые бумаги, что является  необходимостью существования в обществе. Оканчивая школу, выпускники идут в большую жизнь. Всюду они  сталкиваются с необходимостью оформления деловых бумаг. Школа должна  познакомить учащихся с официально­деловым стилем речи, сформировать у  них навыки делового письма. Программа по русскому языку предполагает  знакомство учащихся с лексико­фразеологическими и грамматическими   особенностями официально делового стиля, с образцами документов,  вариантами их композиционной структуры, но из­за очень ограниченного  количества часов нет возможности на практике отработать навык грамотного  безошибочного составления деловых бумаг. В реальной жизни у ребят  зачастую возникают вопросы, связанные с оформлением бумаг. Умение создавать деловой документ в современной жизни ­ необходимое  требование времени. Проводимая работа содействует адаптации учащихся к  окружающей действительности, удовлетворению социальных потребностей  личности. Деловую речь составляют виды деловых бумаг и документов, благодаря  которым устанавливаются различного рода письменные деловые  взаимоотношения между учреждениями и отдельными лицами. Это –  заявления, автобиографии, объяснительные записки и др.  В «Деловое письмо» включены и такие жанры письменной речи, которые лишь условно могут быть отнесены к деловой речи. Это – заметки, отзывы о  книгах.   Обучение деловому письму учащихся с ограниченными возможностями  здоровья осуществляется по двум основным направлениям:   формирование умения  оформлять деловые бумаги по образцу  (заполнение бланков, квитанций);  формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно  краткого изложения своих мыслей в письменной форме.  Деловая речь – это один из видов связной письменной речи. Она  характеризуется некоторыми особенностями стиля, лексики, специфики,  сферы применения. Для документов официального характера общим является  требование  чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с  действующими ГОСТами и стандартами, в том числе употребление слов  только в их прямом значении,  ясность и точность деловой речи, краткость  изложения. В деловых бумагах не употребляется эмоционально – оценочная,  просторечная, диалектная лексика. Отличаются деловые бумаги манерой  изложения: официальный тон, точность, ясность, возможная краткость; слова  употребляются только в их прямом значении; изложение материала ведётся в  строгом порядке. Требования к составлению деловых бумаг:  соблюдение формы;  аккуратность;  грамотность;  разборчивость;  краткость.  Учащиеся знакомятся с основными требованиями,  которые необходимо  обязательно соблюдать при составлении деловых бумаг. В этом отношении  работа над деловым письмом ценна тем, что приучает умственно отсталых  детей писать точно, ясно, коротко. Обучение составлению деловых бумаг обычно объединяется с определёнными грамматическими темами или событиями.  Например:  обучение написанию объявлений – с именем существительным,  глаголами на –тся, ­ться;   телеграммы – с простым предложением;   письма – с обращением, местоимением и т.д. С оформлением некоторых видов деловых бумаг учащиеся знакомятся с 5  класса.  От класса к классу возрастает не только количество деловых бумаг,  но и степень сложности их оформления.  Содержание делового письма  предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала;  от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы  (заявление), к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей  (заметка, отзыв о книге). Каждый вид деловой бумаги имеет свои специфические особенности и  состоит из обязательных элементов, присущих данному документу, без  которых он не сможет выполнить своего назначения.  В работе над любым видом деловых бумаг можно выделить  следующие этапы: 1. Твёрдое уяснение, в каких случаях данная деловая бумага  применяется. 2. Анализ стандартного образца, т.е. выявление обязательных элементов, специфичных только для данного документа. 3. Подражание образцу. Эта работа имеет несколько вариантов: а) анализ по вопросам учителя документа с новым содержанием; б) коллективное составление документа после разбора образца; в) составление документов самостоятельно (на темы, данные учителем  или предложенные учениками). На этом этапе работы мною используются упражнения различной степени  сложности, которые помогают формированию навыков связной письменной и  устной речи:   по плану разделить текст документа  на части;   составление документа из деформированного текста;  исправление неправильно составленных документов;   переделка одного вида деловой корреспонденции в другой;   самостоятельное составление документа на заданную тему;     распространение текста документа;   ответы на вопросы по прочитанному тексту.   Например.  Прочитай автобиографию выпускника школы. Какие сведения даны в ней? Учащиеся должны учиться отвечать точно по смыслу, но своими словами;  отвечать на вопросы не к одному предложению, а к небольшим частям текста.  И отвечать не одним, а несколькими предложениями. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью  изложения, умением учащихся правильно построить фразу, обосновать вывод. Важно учить ребят не  только отвечать на вопросы, но и самостоятельно  задавать их. Постановка вопросов самими учениками – одна из форм  выражения речевой активности. На уроках делового письма использую элементы сюжетно­ролевых игр. В  основном  на этапе закрепления пройденного материала и для формирования  навыков делового общения. При знакомстве с требованиями к составлению  деловых бумаг  учащиеся знакомятся со стилями речи, манерой изложения  деловой речи. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, в процессе беседы они  применяют усвоенные ими знания и приёмы. Например, при обращении надо  учесть, с кем ты говоришь, кому пишешь и по какому поводу обращаешься.  При этом учителю следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться ставить учащихся перед необходимостью  самостоятельно принимать решения. Главное, в данном случае, научить ребят  соблюдать речевой этикет – признак культурного человека, даже если не  уважаешь человека. Работа над деловым документом не только обогащает письменную речь  учащихся, но и является своеобразной формой их подготовки к жизни. В результате проводимой работы учащиеся узнали: • виды деловых бумаг (заявление, объявление, автобиография и др.); • в каких случаях данная деловая бумага применяется; • обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа. Учащиеся научились:  • составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным  словам и образцу (в том числе творческого характера); • заполнять бланки, квитанции; • выявлять принадлежность высказывания к определённому типу речи с точки зрения его назначения (повествование или описание); • находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно); • пользоваться словарём. В 2015 – 2016 учебном году планируется  составить пособие для учащихся  («Деловые бумаги»), где бы находилась вся полезная информация о деловых  бумагах. Литература:  Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной  школе». Учебник для вузов, Москва: Владос, 2004.  Учебники Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской «Русский язык» для 6, 7,  8, 9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.  Н.Н.Бебешина, Ф.Н.Самсонова «Уроки русского языка во  вспомогательной школе» 5­8 классы. Пособие для учителей, Москва:  «Просвещение», 1970.  Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева  «Русский язык и культура  речи». Учебное пособие для вузов, Ростов­на­Дону: “Феникс”, 2001.  С.Ю.Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с  интеллектуальным недоразвитием». Методическое пособие для педагогов­дефектологов и студентов педагогических вузов,  Санкт­ Петербург:  Издательство «Каро», 2006.  С.Н.Комская, Г.В.Малых «Русский язык». Учебник для 9 класса  вспомогательной школы, Москва: «Просвещение», 1990.  Русский язык. Деловая речь. Деловое письмо.   Автор­составитель  И.Н.Кривенкова. Волгоград.   Искусство владеть словом. Автор­составитель Н.В.Васильченко.  Волгоград.  Хотите быть успешными? Говорите правильно! Авторы­составители  Г.И.Дудина, В.Н.Пташкина. Волгоград.

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой

Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018