Работа над развитием деловой письменной речи в специальной
коррекционной школе VIII вида
(из опыта работы) Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида подготовка
умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни, в том числе в
приобретении умений составлять деловые бумаги, что является
необходимостью существования в обществе.
Оканчивая школу, выпускники идут в большую жизнь. Всюду они
сталкиваются с необходимостью оформления деловых бумаг. Школа должна
познакомить учащихся с официальноделовым стилем речи, сформировать у
них навыки делового письма. Программа по русскому языку предполагает
знакомство учащихся с лексикофразеологическими и грамматическими
особенностями официально делового стиля, с образцами документов,
вариантами их композиционной структуры, но изза очень ограниченного
количества часов нет возможности на практике отработать навык грамотного
безошибочного составления деловых бумаг. В реальной жизни у ребят
зачастую возникают вопросы, связанные с оформлением бумаг.
Умение создавать деловой документ в современной жизни необходимое
требование времени. Проводимая работа содействует адаптации учащихся к
окружающей действительности, удовлетворению социальных потребностей
личности.
Деловую речь составляют виды деловых бумаг и документов, благодаря
которым устанавливаются различного рода письменные деловые
взаимоотношения между учреждениями и отдельными лицами. Это –
заявления, автобиографии, объяснительные записки и др.
В «Деловое письмо» включены и такие жанры письменной речи, которые лишь
условно могут быть отнесены к деловой речи. Это – заметки, отзывы о
книгах.
Обучение деловому письму учащихся с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется по двум основным направлениям:
формирование умения оформлять деловые бумаги по образцу
(заполнение бланков, квитанций);
формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно
краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
Деловая речь – это один из видов связной письменной речи. Она
характеризуется некоторыми особенностями стиля, лексики, специфики,
сферы применения. Для документов официального характера общим является требование
чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с
действующими ГОСТами и стандартами, в том числе употребление слов
только в их прямом значении, ясность и точность деловой речи, краткость
изложения.
В деловых бумагах не употребляется эмоционально – оценочная,
просторечная, диалектная лексика. Отличаются деловые бумаги манерой
изложения: официальный тон, точность, ясность, возможная краткость; слова
употребляются только в их прямом значении; изложение материала ведётся в
строгом порядке.
Требования к составлению деловых бумаг:
соблюдение формы;
аккуратность;
грамотность;
разборчивость;
краткость.
Учащиеся знакомятся с основными требованиями, которые необходимо
обязательно соблюдать при составлении деловых бумаг. В этом отношении
работа над деловым письмом ценна тем, что приучает умственно отсталых
детей писать точно, ясно, коротко.
Обучение составлению деловых бумаг обычно объединяется с определёнными
грамматическими темами или событиями.
Например:
обучение написанию объявлений – с именем существительным,
глаголами на –тся, ться;
телеграммы – с простым предложением;
письма – с обращением, местоимением и т.д.
С оформлением некоторых видов деловых бумаг учащиеся знакомятся с 5
класса. От класса к классу возрастает не только количество деловых бумаг,
но и степень сложности их оформления. Содержание делового письма
предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала;
от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы
(заявление), к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей
(заметка, отзыв о книге).
Каждый вид деловой бумаги имеет свои специфические особенности и
состоит из обязательных элементов, присущих данному документу, без
которых он не сможет выполнить своего назначения.
В работе над любым видом деловых бумаг можно выделить
следующие этапы:
1. Твёрдое уяснение, в каких случаях данная деловая бумага
применяется.
2. Анализ стандартного образца, т.е. выявление обязательных элементов,
специфичных только для данного документа.
3. Подражание образцу. Эта работа имеет несколько вариантов:
а) анализ по вопросам учителя документа с новым содержанием;
б) коллективное составление документа после разбора образца;
в) составление документов самостоятельно (на темы, данные учителем
или предложенные учениками).
На этом этапе работы мною используются упражнения различной степени
сложности, которые помогают формированию навыков связной письменной и
устной речи:
по плану разделить текст документа на части;
составление документа из деформированного текста;
исправление неправильно составленных документов;
переделка одного вида деловой корреспонденции в другой;
самостоятельное составление документа на заданную тему;
распространение текста документа;
ответы на вопросы по прочитанному тексту.
Например.
Прочитай автобиографию выпускника школы. Какие сведения даны в ней?
Учащиеся должны учиться отвечать точно по смыслу, но своими словами;
отвечать на вопросы не к одному предложению, а к небольшим частям текста.
И отвечать не одним, а несколькими предложениями. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью
изложения, умением учащихся правильно построить фразу, обосновать вывод.
Важно учить ребят не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно
задавать их. Постановка вопросов самими учениками – одна из форм
выражения речевой активности.
На уроках делового письма использую элементы сюжетноролевых игр. В
основном на этапе закрепления пройденного материала и для формирования
навыков делового общения. При знакомстве с требованиями к составлению
деловых бумаг учащиеся знакомятся со стилями речи, манерой изложения
деловой речи.
Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, в процессе беседы они
применяют усвоенные ими знания и приёмы. Например, при обращении надо
учесть, с кем ты говоришь, кому пишешь и по какому поводу обращаешься.
При этом учителю следует избегать прямых указаний, как поступать в той или
иной ситуации, и стараться ставить учащихся перед необходимостью
самостоятельно принимать решения. Главное, в данном случае, научить ребят
соблюдать речевой этикет – признак культурного человека, даже если не
уважаешь человека.
Работа над деловым документом не только обогащает письменную речь
учащихся, но и является своеобразной формой их подготовки к жизни.
В результате проводимой работы учащиеся узнали:
• виды деловых бумаг (заявление, объявление, автобиография и др.);
• в каких случаях данная деловая бумага применяется;
• обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные
только для данного документа.
Учащиеся научились:
• составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным
словам и образцу (в том числе творческого характера);
• заполнять бланки, квитанции;
• выявлять принадлежность высказывания к определённому типу речи с точки
зрения его назначения (повествование или описание);
• находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные
орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно);
• пользоваться словарём. В 2015 – 2016 учебном году планируется составить пособие для учащихся
(«Деловые бумаги»), где бы находилась вся полезная информация о деловых
бумагах.
Литература:
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной
школе». Учебник для вузов, Москва: Владос, 2004.
Учебники Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской «Русский язык» для 6, 7,
8, 9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида.
Н.Н.Бебешина, Ф.Н.Самсонова «Уроки русского языка во
вспомогательной школе» 58 классы. Пособие для учителей, Москва:
«Просвещение», 1970.
Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева «Русский язык и культура
речи». Учебное пособие для вузов, РостовнаДону: “Феникс”, 2001.
С.Ю.Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с
интеллектуальным недоразвитием». Методическое пособие для педагоговдефектологов и студентов педагогических вузов, Санкт
Петербург: Издательство «Каро», 2006.
С.Н.Комская, Г.В.Малых «Русский язык». Учебник для 9 класса
вспомогательной школы, Москва: «Просвещение», 1990.
Русский язык. Деловая речь. Деловое письмо. Авторсоставитель
И.Н.Кривенкова. Волгоград.
Искусство владеть словом. Авторсоставитель Н.В.Васильченко.
Волгоград.
Хотите быть успешными? Говорите правильно! Авторысоставители
Г.И.Дудина, В.Н.Пташкина. Волгоград.
Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой
Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой
Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой
Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой
Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой
Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой
Работа над развитием деловой письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида (из опыта работы Л.И.Дисеновой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.