Работа по обобщению опыта.

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Опыт заключается в поэтапном введении комплекса ВФСК ГТО (Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс « Готов к труду и обороне»)в физкультурное образование школы, как полноценной программы и нормативной основы физического воспитания населения страны, нацеленной на развитие массового спорта и оздоровление нации. Исходя из выше изложенного целью данной работы является формирование основных направлений в работе учителя физической культуры по поэтапному внедрению комплекса ГТО в образовательный процесс школы. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Иконка файла материала rabota_po_obobshcheniyu_opyta_lesnyak_e.a.doc
Обобщение опыта работы по теме                                                                          Учитель физической культуры       1 квалификационной категории :  Добрышев С.А                                                 2017 год СОДЕРЖАНИЕ: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Введение. Новизна опыта. Цели и задачи опыта. Теоретическая база опыта. Технология опыта. Проведение мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности учащихся. 3 3 3­4 4­8 8­10 10­11           Средства и методы Результативность опыта. Взаимодействие с родителями.           Мониторинг уровня физического развития.           Результаты участия учащихся  в ВСФК ГТО      Заключение. 11­14 14­15 15­16 16­18 18­20 2013.      Список литературы. 21 214.      Приложения 22­66 Введение. Актуальность. Формирование установки современного человека на здоровый  образ жизни приобретает исключительную актуальность в наше время, так как  современное общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее  ухудшение состояния здоровья населения в целом и учащихся образовательных  учреждений, в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По  данным Министерства здравоохранения РФ, у подростков в 95 случаев из 100  зарегистрированы различные заболевания, которые впоследствии ограничивают  учащихся в выборе будущей профессии. Значительная часть нарушения здоровья у  детей вызвана неправильным образом жизни и недостатком двигательной активности. Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение  3здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему  здоровью. Современная медицина, косметология, диетология, психология, способны  предложить огромное количество средств, которые позволят человеку поддерживать  и совершенствовать себя. Но в истории нашей страны существуют яркие примеры  явлений физического, психологического и социального совершенствования, к  которым относится система ГТО. Возрождение системы ГТО может реально  повлиять на повышение уровня как психического, так и физического здоровья нации. Новизна опыта Опыт   заключается   в   поэтапном   введении   комплекса   ВФСК   ГТО (Всероссийский физкультурно­спортивный комплекс « Готов к труду и обороне»)в физкультурное   образование   школы,   как  полноценной   программы   и нормативной основы   физического   воспитания   населения   страны,   нацеленной   на развитие массового спорта и оздоровление нации.                                            Цели и задачи опыта Исходя   из   выше   изложенного  целью  данной   работы   является   формирование основных   направлений   в   работе   учителя   физической   культуры   по   поэтапному внедрению комплекса ГТО в образовательный процесс школы. Для достижения данной цели необходимо решение следующих  задач: 1.  Повышение уровня двигательной активности учащихся; 2. Создание комфортной среды для обучения, воспитания  и оздоровления учащихся; 3. Активное и успешное участие в выполнении  нормативов комплекса ВФСК ГТО; 4.   Увеличение   числа   учащихся,   активно   занимающихся   и   пропагандирующих физическую   культуру   и   спорт,   участвующих   в   оздоровительных   и   спортивных мероприятиях школы, города, района, края; 5.  Активизация внеурочной деятельности учащихся; 6.  Улучшение здоровья учащихся. Теоретическая база опыта Проблема двигательного режима, физического развития и здоровья подростков всегда является ключевой для любой страны, и слова Ф.И. Достоевского "…ибо из подростков создаются поколения" являются яркой иллюстрацией этого утверждения. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50 % приходится на образ жизни человека. По 4данным   Ю.П.   Лисицына,   Ю.М.   Комарова (1) таблица факторов,   влияющих   на здоровье, выглядит так: 50 % ­ образ жизни 20­25 % ­ экология 20 % ­ наследственность 10 % ­ здравоохранение. С.Г. Добротворская (2) основную причину неблагополучия в здоровье человека определяет   именно   в   неправильном   образе   жизни.   Поэтому   способствовать профилактике   здоровья   должен,   прежде   всего,   определенный   образ   жизни, формирование   потребности   в  его   соблюдении,  воспитание   у   молодого   поколения определенной системы ценностной ориентации. Что подразумевается под понятием «здоровый образ жизни»? По этому вопросу можно встретить различные определения. Академик Ю.П. Лисицын (1) считает, что под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют   резервные   возможности   организма,   обеспечивая   тем   самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций.  Мы под понятием «здоровый образ жизни» подразумеваем также определенный способ переживания смысла жизни и соответствующие этому переживанию формы поведения,   способствующие   сохранению   здоровья.   В   понятие   «здоровый   образ жизни»   можно   также   включать   систему   поведенческих   стереотипов, способствующих, сохранению здорового долголетия. При этом самые разные стороны образа жизни влияют на здоровье, например, на двигательную  активность, поведение, особенности питания и т.д. Среди   факторов   здорового   образа   жизни   трудно   выделить   главные   и второстепенные,   так   как   только   в   комплексе   они   могут   оказывать   желаемый оздоровительный эффект, формировать здоровье подростка. Тем не менее, нельзя не выделить   такой   фактор   нашего   образа   жизни,   как   двигательная   активность подростка,   его   привычный   двигательный   режим,   от   особенностей   которого   в значительной   степени   зависит   здоровье,   т.е.   гармония   физического   развития, функциональное состояние организма. По мнению Ф.Ф. Харисова (3), физическая культура и спорт являются мощным фактором   воздействия   на   физическое   и   духовное   развитие   человека.   В   качестве 5наиболее   важных   результатов   физической   культуры   рассматриваются:   здоровье, степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, телосложение, состояние физиологических функций, обеспечивающих определенный уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений – того, что называется физическим состоянием человека. В мире существует множество философских систем здорового образа жизни, много научной литературы по этому вопросу, но очень мало конкретных действий в системе образования нашей страны по практическому использованию научных идей и положений.   Замечательный   педагог   В.А.   Сухомлинский   в   книге   «Сердце   отдаю детям»  (4) исходя из своего опыта убеждал нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих   учеников   главная   причина   отставания   в   учебе   ­   плохое   состояние здоровья, какое­нибудь недомогание или заболевание. Начинать нужно с ученика, его семьи, учебного заведения. 2.2 В настоящее время делаются попытки исправить сложившуюся ситуацию. 1 сентября 2011   года   начата   работа   по   введению   Федерального   государственного образовательного   стандарта    на   ступени   начального   общего   образования,   а   с   1 сентября   2015   года   на   ступени   основного   общего   образования.   Разработана Концепция образования. физкультурного     модернизации   В Концепции   говорится, что изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей: ­   развитие   основных   физических   качеств   и   способностей,   укрепление   здоровья, расширение функциональных возможностей организма; ­ формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями   с   общеразвивающей   и   корригирующей   направленностью; приобретение   навыков   в   физкультурно­оздоровительной   и   спортивно­ оздоровительной деятельности; ­   воспитание   устойчивых   интересов   и   положительного   эмоционально­ценностного отношения   к   физкультурно­оздоровительной   и   спортивно­оздоровительной деятельности; ­   освоение   знаний   о   физической   культуре   и   спорте,   их   истории   и   современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. 6Ключевой   попыткой   стало   введение   в   действие   с   1   сентября   2014   г.   в Российской Федерации Всероссийского физкультурно­оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (6), главной целью данной меры является охват всего   населения   страны   общим   физкультурно­спортивным   движением.  Комплекс ГТО   является   важным   этапом   в   развитии   системы   физического   воспитания, способствующим   дальнейшему   внедрению   физической   культуры   в   повседневную жизнь людей.  Предполагается, что нормы нового «ГТО» будут сдавать и взрослые и дети. Однако начато внедрение именно в системе общего образования (7). Внедрение комплекса преследует следующие цели и задачи:         йй йй эффективности использования возможносте   физическо йй   повышение культуры   и   спорта в   укреплении   здоровья,   гармоничном   и   всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения;   увеличение   числа   граждан,   систематически   занимающихся   физическойй культуро  и спортом в Российской Федерации;  повышение   уровня   физической   подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации;  формирование   у   населения   осознанных   потребностей в   систематических занятиях   физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;   физической   культурой   и   спортом,   повышение   общего   уровня   знаний   населения   о   средствах, методах   и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;   модернизация   системы   физического   воспитания   и   системы   развития массового,   детско­юношеского,   школьного   и   студенческого   спорта в образовательных   организациях,   в   том   числе   путем   увеличения   количества спортивных клубов. Всероссийский   физкультурно­спортивный   комплекс состоит   из   следующих    основных разделов (8):   виды   испытаний   (тесты),   позволяющие   определить   уровень   развития физических   качеств   и   прикладных   двигательных   умений   и   навыков (подразделяются на обязательные испытания (тесты) и испытания по выбору) и нормативы, позволяющие оценить разносторонность (гармоничность) развития 7основных физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека; требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта;   рекомендации   к   недельному   двигательному   режиму   (предусматривают минимальный   объем   различных   видов   двигательной   деятельности, необходимый для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья). Мальчики и девочки от 6 до 8 лет. То же от 9 до 10 лет. То же от 11 до 12 лет. Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных четырех   в   зависимости   от   пола   и   возраста.   Кроме   того,   для   каждой   ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму. 1. 2. 3. 4. Юноши и девушки от 13 до 15 лет. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Виды испытаний (тесты) и нормативы включают в себя: То же от 16 до 17 лет. Мужчины и женщины от 18 до 29 лет. То же от 30 до 39 лет. То же от 40 до 49 лет. То же от 50 до 59 лет. То же от 60 до 69 лет. То же старше 70 лет. а) виды испытаний (тесты), позволяющие определить уровень развития физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков; б) нормативы, позволяющие  оценить  разносторонность  (гармоничность) развития основных   физических   качеств   и   прикладных   двигательных   умений   и   навыков   в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека. Виды испытаний (тесты) подразделяются на обязательные испытания (тесты) и   испытания   по   выбору.   Обязательные   испытания   (тесты)   в   соответствии   со ступенями   структуры   Всероссийского   физкультурно­спортивного   комплекса подразделяются на: а) испытания (тесты) по определению уровня развития скоростных возможностей; 8б) испытания (тесты) по определению уровня развития выносливости; в) испытания (тесты) по определению уровня развития силы; г) испытания (тесты) по определению уровня развития гибкости. Испытания   (тесты)   по   выбору   в   соответствии   со   ступенями   структуры Всероссийского физкультурно­спортивного комплекса подразделяются на: а)   испытания   (тесты)   по   определению   уровня   развития   скоростно­силовых возможностей; б)   испытания   (тесты)   по   определению   уровня   развития   координационных способностей; в) испытания (тесты) по определению уровня овладения прикладными навыками. В нашем регионе проект начал действовать с 1 сентября 2014 года. Краевое министерство образования и науки выбрало 39 общеобразовательных организаций, которые первыми начали поэтапно внедрять комплекс ГТО. Наша школа вошла в этот   список.   В   связи   с   этим   назрела   необходимость   изменить   и   направить образовательный   процесс   в   нашей   школе   по   предмету   «физическая   культура»   в современное русло, дающее возможность каждому ученику проявить себя, показать свои   возможности,   приблизиться   к   идеалу,   стать   физически   здоровым,   сильным, выносливым,   получить   удовлетворенность   от   занятий   спортом   и   в   награду   за старания знак отличия «золотой», «серебряный», «бронзовый». Технология опыта Работа по поэтапному внедрению ГТО в нашей школе началась прежде всего с приказа директора школы «О внедрении Всероссийского физкультурно­спортивного комплекса ГТО». (Приложение№1). Затем с целью оценки готовности обучающихся к внедрению комплекса ГТО, коллективом учителей физической культуры школы было проведено анкетирование. Для   этого   ими   была   разработана     анкета   для   обучающихся   5−11­х   классов «Об отношении   обучающихся   к введению   комплекса   ГТО».   В   анкетировании принимали участие 296 человек (Приложение №2).  Нам необходимо было понять, насколько   респонденты   знакомы   с содержанием   комплекса.   Им было   предложено по четырехбалльной   системе   оценить   свой   уровень   знакомства   с содержанием комплекса ГТО (Приложение №3).  Полученный результат можно признать вполне 9обнадеживающим:   больше   половины учеников   в большей   или   полной   мере   были знакомы с содержанием комплекса ГТО.  Однако можно многое знать и ничего не делать.  Готовность   учащихся   к освоению   комплекса   ГТО   анализировалась   через отношение  личности  к явлению:  больше половины  (55,9%) опрошенных позитивно относятся к возрождению комплекса и только 6% — отрицательно. При этом уже сегодня   необходимо   осознавать:   успешность   процесса   будет   во многом   зависть от будущей   позиции   многочисленной   группы   учащихся   (38,1%),   которые   сегодня нейтрально   настроены   по отношению   к физической   культуре.   Более   того,   при переходе   от теории   (отношение   к ГТО)   к практике   (готовность   учащегося   к сдаче комплекса)   доля   респондентов,   настроенных   позитивно,   сокращается   вдвое   ! (Приложение   №4).  Без   сомнения,   ситуацию   необходимо   переламывать,   менять психологию, пробуждать заинтересованность обучающихся. Оказывается,   информацию   о комплексе   ГТО   52,2%   учащихся   получили от учителей, а на второй позиции с большим отставанием (17% опрошенных) назвали Интернет.   Возможно,   это   единственный   пример,   когда   школе   удалось   успешно конкурировать с Всемирной сетью.  Анкетирование   учащихся   5−11­х   классов   показало,   что   почти   60% старшеклассников   позитивно   относится   к нововведению   и только   6%   — отрицательно. Более того, 28,7% старшеклассников с нетерпением ожидают старт сдачи норм ГТО. Однако необходимо учитывать и тот факт, что более 30% учащихся будут сдавать нормы ГТО только в том случае, если их заставят, 32% обучающихся видят   в комплексе   в первую   очередь   способ   укрепления   собственного   здоровья, и столько же   воспринимают   комплекс   как   дополнительное   преимущество   при поступлении в вуз. Только для 7,7% опрошенных обучающихся введение ГТО ничего не значит. Результаты   анкетирования   мотивировали   нас   на   более   детальный   подход   в организации   физкультурно­оздоровительной   работы   с   учащимися.   Нами   была разработана программа «ГТО – путь к здоровью!», которая вошла в Воспитательную компоненту школы, утвержденную директором 30 августа 2014 года. Цель программы: формирование разносторонней физически развитой личности,  способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и  сохранения здоровья через привлечение к сдаче норм ВФСК «ГТО».  Задачи программы: 1. Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией  о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране. 102. Формирование   у   школьников   осознанных   потребностей   в   систематических   физическом   физической   культурой   и   занятиях самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни. спортом, 3. Повышение уровня физической подготовленности учащихся. 4. Регулярное отслеживание состояние здоровья учащихся. План мероприятий по реализации программы « ГТО – путь к здоровью!» № Сроки выполнения 1.  сентябрь 2. сентябрь ­ май 3. 4. 5. Сентябрь­ май Сентябрь­май Сентябрь ­ май Мероприятие Внести коррективы в образовательные программы  по предмету «Физическая культура» Активизировать работу по здоровьесбережению: ­ провести мониторинг заболеваемости учащихся; ­   организовать   работу   специальной   медицинской группы; ­   разработать   системы   кружковой,   внеурочной   и внеклассной работы по формированию ЗОЖ; ­   привлечь   учащихся,   родителей,   социальных партнеров школы к физической культуре и спорту различными физкультурно­ оздоровительной работы. Организовать работу комитета здоровья и спорта – объединение  учащихся,  способствующее  развитию физической культуры,спорта и туризма в школе. Оформить информационный  стенд «Сдаем нормы ГТО!». Организовать   процесс   участия   обучающихся   в выполнении нормативов комплекса ВФСК ГТО. формами     Ожидаемые результаты : 1. Увеличение числа учащихся регулярно занимающихся физической культурой и спортом. 2. Положительная динамика выполнения нормативов ВФСК ГТО учащимися школы. 3. Укрепление здоровья и улучшение физической подготовки учащихся. Проведение мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности учащихся Реализуя данную программу прежде всего мы внесли изменения в свои рабочие программы   по   предмету   «Физическая   культура».   Изменения   вносили   с   учетом методических рекомендаций Министерства образования Российской Федерации. Поскольку   к   выполнению   нормативов   комплекса   ГТО   и   соревнованиям допускаются только здоровые дети, состоящие в основной медицинской группе, нам 11необходимо   было  определить   уровень   здоровья   занимающихся   физической культурой в нашей школе и выявить  возможный  контингент участников ГТО.  По медицинским заключениям участковых педиатров  был произведен отбор учащихся в группы   здоровья.   Оказалось,   что  22   человека   из   305   ­   это   дети   отнесенные   по состоянию   здоровья   в   специальную   медицинскую   группу,   172   –   учащиеся   имеют незначительные   отклонения   в   здоровье   (подготовительная   группа)   и   всего   111­ здоровых ребят, составляющих основную группу ( возможные участники ГТО). Из диаграммы видно, какими заболеваниями чаще всего страдают наши учащиеся.  Эти показатели позволили учителям физической культуры определять уровень, степень и характер нагрузки предлагаемой учащимся на уроках физкультуры. Итак мы выявили, что 111 учащихся могу принять участие в ВФСК ГТО. Это не малое количество, но всели они будут участвовать в выполнении нормативов комплекса? Ведь участие в нем –дело добровольное! Именно от того, насколько правильно будет спланирован   образовательный   и   воспитательный   процесс   физического   воспитания ребенка, будет зависеть его активность в данном комплексе. Средства и методы Первоочередной задачей при решении этого вопроса стала активная пропаганда комплекса   ВФСК   ГТО   среди   учащихся   нашей   школы   их   родителей   (законных представителей)   и   учителей.   Вместе   с   учащимися,  учителя   физической   культуры принялись   за   оформление   информационного   стенда,   который   поможет   каждому ребенку  в школе   самостоятельно  определить   его  возрастную  ступень,  количество нормативов   необходимых   для   получения   того   или   иного   знака,   перечень   этих нормативов,   а   также   информацию   о   дате   и   месте   проведения   очередного тестирования. 12Работа   по   пропаганде   продолжилась   проведением   тематических     классных часов:   «А   ты   готов   к   ГТО?»,   «Что   ты   знаешь   о   ГТО?»,   «Мы   с   ГТО!», информационных бесед «Зачем нам ГТО?», общешкольных и классных родительских собраний.   В   школе   регулярно   проводились:   декада   ГТО,   неделя   ГТО,   конкурсы плакатов, кроссвордов по данной   тематике, различные спортивные мероприятия и конкурсы. Огромную   помощь   в   работе   оказывал   созданный   в   2014   году   ученический спортивный  комитет. В него вошли представители  от каждого класса. Совсем не обязательно было иметь, отличное здоровье и высокие спортивные заслуги, чтобы стать   его   членом.   Главным   критерием   было   желание   заниматься   общественной работой связанной со спортивным движением. Каждый представитель должен был уметь работать в команде, проявлять свои способности, творчески мыслить, учиться толерантности, проявлять способности к самообучению, что по ФГОС обеспечивает успешность личности, ее рост, самореализацию и развитие. Для привлечения более широкой аудитории к нашей работе на сайте школы была   создана   страничка   «ГТО»,   где   размещена   информация   о   комплексе, историческая   справка.   На   страничке   «   Жизнь   школы»,   мы   постоянно   размещаем фото отчеты о проделанной нами работе. В   целях   укрепления   здоровья   детей   и   подростков,   улучшения   физического развития   школьников,   отнесенных   по   состоянию   здоровья   к   специальной медицинской   группе,   формирования   интереса   к   регулярным   и   самостоятельным 13занятиям физической культурой, пропаганды здорового образа жизни в нашей школе были организованы занятия специальной медицинской группы. Обучение   проводилось   по   отдельной   рабочей   программе,   разработанной   на основе   федерального   компонента   государственного   стандарта   по   физической культуре, а также на основании авторской программы под редакцией А.П. Матвеева, с  учетом  нормативных  документов (Письмо  министерства   образования  России  от 14.05.1999г.   №   717/11­12   «О   преподавании   физической   культуры»).   Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год). Комплектование СМГ проводится на основании приказа директора школы в начале учебного года (Приложение №5). Так на 1 сентября 2014 – 2015 учебного года в СМГ состояло 22 обучающихся с 5 по 11 класс.   В   соответствии   с   «Положением   о   врачебном   контроле   над   лицами, занимающимися   физической   культурой   и   спортом»   учащиеся,   занимающиеся   по государственным   программам   физического   воспитания,   проходят   медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в течение учебного года у врачей,   обслуживающих   учебные   заведения.  Правильное   распределение   детей   по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы учителя физкультуры. К сожалению двигательная активность детей разного возраста находится на очень низком уровне. Среднесуточный ее объем у большинства школьников, ниже гигиенических   норм   на   30­35%.   Три   урока   физической   культуры   в   школе компенсируют всего 11% необходимой двигательной активности.  В связи с этим мы активизировали работу по внеурочной деятельности. Составили план мероприятий. (Приложение №6). Для   учащихся   5­6   классов   были организованы внеурочные занятия «Оздоровительные виды гимнастики» (учитель ФК Лесняк   Е.А(  Приложение   №7),   «Спортивные   игры»   (учитель   ФК     Макина   К.В.), «Казачьи забавы» (учитель ФК и ОБЖ Комарова Т.А). Для учащихся 7­11 классов велись секции по баскетболу и волейболу (учителя ФК Макина К.В., Лесняк Е.А.).  Педагогический   коллектив   школы   активно   сотрудничает   с   тренерским коллективом стадиона «Локомотив». Наши ребята посещают на базе спортивного комплекса   кружки:   «Черлидинг»,   «Футбол»,   «Тяжелая   атлетика»,   «Хоккей». Активная просветительская работа и насыщенный план мероприятий по пропаганде комплекса   ВФСК   ГТО,   дал   свои   первые   результаты.   По   классным   журналам   мы отследили занятость учащихся МБОУ СОШ № 20 в кружках и секциях за 2013­14, 2014­2015    и  2015­16учебный год. Нами было отмечено, увиличение  количество учащихся посещающих спортивные секции.В 2013­14 учебном году их было 21,53 %, а в 2015­16 ­29,22%. Диаграмма показывает нам результативность нашего исследования по каждому из видов кружковой деятельности.  14Нельзя не заметить и то, что самыми не востребованными остались: кружок по шахматам и секция каратэ. Их учащиеся стали посещать меньше. Результативность опыта Результатами   работы   являются     выступления   наших   учащихся   в   школьных, районных и краевых соревнованиях по разным видам спорта, а также в школьном, муниципальном   и   региональном   этапах   олимпиады   по   физической   культуре (Приложение  №8). С 2014 по 2016 год в муниципальном этапе олимпиады по ФК участвовали 81 человек.  Это   увлеченные   спортом   ребята,   активно   пропагандирующие   олимпийское движение. Среди них Карпова Елена, ученица 11 класса, в 2016 году заняла второе место на муниципальном этапе   Всероссийской олимпиады школьников и получила возможность   участия   в   региональном   этапе   олимпиады   по   физической   культуре. Сейчас   Елена   получает   высшее   педагогическое   образование   по   специальности учитель ОБЖ и физической культуры. В 2016­17 учебном году в нашу школу на должность учителя ФК пришла наша выпускница Макина К.В, которая тоже в свое время   была   призером   муниципального   этапа   олимпиады   и   активным   участником спортивно – оздоровительных мероприятий города, района и края.  Галютин Игорь, ученик 9 класса и Задворная Анастасия, ученица 10 класса в этом   году   представляли   нашу   школу   на   муниципальном   этапе   Всероссийской олимпиады   школьников   и   заняли   третье   место.   Наши   ученики   становятся победителями   и   призерами   районных   спортивных   соревнований   по   разным   видам 15спорта. Так Ташлыкова Полина, ученица 9 класса, уже несколько лет становится победителем турнира по настольному теннису. Сборная команда девочек последние три года побеждала в районных соревнования по волейболу. Команда школы № 20 в 2015­16 учебном году была признана лучшей в районных соревнованиях по лыжным гонкам   в   рамках   выполнения   нормативов   ВФСК   ГТО.В   апреле   2016   года   в спортивно­оздоровительных   соревнованиях   «Губернаторские   состязания»   команда школы   №20   выставила   два   состава   и   заняла   почетное   второе   и   третье   место.   В Новогоднем фестивале ГТО в 2016 году – общекомандное 2 место.   Наши ученики Сайганов Вадим и Муратова Арина в 2015­16 учебном   году были   отобраны,   по   результатам   районных   соревнований,   в   сборную   Вяземского района на «летний и зимний фестиваль ГТО», проходивший в городе Хабаровске. Эти ученики вернулись с медалями за третье место. Летом 2015 года сборная команда учащихся МБОУ СОШ №20 отправилась на краевой   этап   «Президентских   спортивных   игр,   где   заняла   четвертое   место   в командном зачете по выполнению нормативов комплекса ГТО (Приложение №9).  А   также   наши   ученики   в   2014году   принимали   участие   в   педагогическом фестивале «Шаг к успеху», направление «Спортивное шествие», после чего были приглашены с этим выступлением на открытие новой спортивной площадки возле ДЮСШ,   в   качестве   показательных   выступлений   (Видео   приложение   №1). Коллективом учителей ФК МБОУ СОШ №20 активно ведется   работа по обмену опытом.   В   2015   году   учителям   и   учащимся   школ   города   был   дан   мастер   класс «Применение   элементов   художественной   гимнастики   и   фитнес   технологий   в физкультурном образовании учащихся МБОУ СОШ №20» (учитель ФК Лесняк Е.А). (Видео приложение №2). В 2016 году для методического объединения учителей физической культуры проведены открытые мероприятия: урок на тему «Обучение верхнему   и нижнему приему и верхней и нижней передаче мяча в волейболе» (5 класс, учитель ФК Лесняк Е.А.) и внеурочное занятие «Подвижные игры для детей» (1 класс, учитель Малый А.Д.) (Приложение№10).  Взаимодействие с родителями 16Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны знать и  видеть, как развивается их ребенок, чему он учится в школе. А где, как не на совместно проведенных спортивных праздниках, они смогут убедиться в хорошей организации и результатах образовательного процесса своего ребенка. У нас в школе стали уже традиционными Дни открытых дверей. В этот день школу могут посетить родители,   бабушки   и   дедушки   наших   учеников,   послушать   лекции   «Режим   дня ребенка», «Пагубное влияние  вредных привычек  на растущий организм», принять участие в шахматном турнире, а также вместе с детьми попробовать свои силы в мастер классе по фитнесу.  Активно  участвуют  родители  и  в  спортивных  праздниках «Папа,  мама, я  – спортивная   семья!»,   «День   для   мам»,   посвященный   8   марта,   а   также   «С   днем защитника отечества!», проводимый на 23 февраля (Приложение № 11). Участвуют вместе   с   родителями,   учениками   и   учителя.   Такое   сотрудничество   среди   всех участников   образовательного   процесса,   благотворно   влияет   на   развитие   ребенка, раскрывает его сущность, формирует правильное представление о здоровом образе жизни, повышает мотивацию к занятиям физической культуры и спортом, укрепляет здоровье.     Мониторинг уровня физического развития физической Совершенно ясно, что на всех этапах жизни ребенка необходимо наблюдение, анализ,   оценка   и   прогноз   состояния   физического   развития,   изучение   динамики показателей подготовленности. Один   из   компонентов     мониторинга   является   определения     уровня     физической подготовленности   обучающихся   с   1   по   11   класс.   В   нашей   школе   оценка   уровня развития   двигательных   качеств   обучающихся   и   оценка   их   физической подготовленности проводится 2 раза  в учебном году (в начале сентября и в конце апреля ­ начале мая)  с помощью тестов: ­ удержание туловища в висе на согнутых руках на высокой перекладине; ­ прыжок в длину с места; ­ сгибание и разгибание рук в упоре лежа; ­ бег 30 м; ­ наклоны вперед из положения сидя (гибкость); ­  бег 1000 м. ­ поднимание туловища из положения лежа за 30 сек. 17Сопоставление   результатов,   достигнутых   в   начале   и   в   конце   учебного   года, позволяет   судить   об   эффективности   процесса   обучения,   роста   технической   и физической  подготовленности обучающихся. Предлагаемые тесты просты, объективны, надёжны, не требуют для проведения специального оборудования, не сложны по технике и доступны для каждого учащегося. Применение одних и тех же тестов в течение всех лет пребывания обучающихся в школе позволяет проследить за динамикой их физической подготовленности с 1 по 11 класс и таким   образом,   вести   систематический   контроль,     за   уровнем   физической подготовленности.(Приложение №12). По  таблице в зависимости от возраста ученика и   показанного   им   результата   по   каждому   тесту     выставляются   отметки   и определяются уровни физической подготовленности:   «5» ­ высокий;  «4» ­ выше среднего;  «3» ­ средний;  «2» ­ ниже среднего. Оценка физической подготовленности ученика определяется как средняя из 7 тестов, определённых по таблице с учетом возраста обучающихся. Складывая все общие отметки и разделив на количество учеников класса, мы получим оценку физической подготовленности класса; складывая все общие оценки классов   и   разделив   на   классы­комплекты,   получим   оценку   физической подготовленности школы. Контрольные   испытания   по   тестам   в   конце   учебного   года   (в   апреле)   дают возможность   учителю   определить   улучшение,   величину   сдвига   (в   процентах) физической   подготовленности   каждого   ученика,   сравнивая   исходный   показатель (начало   учебного   года).   На   конец   2015­16   учебного     года     выявлен   уровень физической подготовленности в МБОУ СОШ № 20 в 5­11 классах. В мониторинге участвовало 305 человек.(Приложение № 13). Анализируя   таблицу можно сделать вывод, что с выполнением всех нормативов справились 8,10,11 – е классы. Процент выполнения – 100% Процент  выполнения  нормативов по школе  ­ 99%.  Все   обучающиеся   выполнили   тесты:   наклон   вперед,   прыжок   в   длину, поднимание туловища из положения лежа, бег 1000 метров ­ (100 % выполнение). Самый низкий процент выполнения по сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа ­ (98%), процент выполнения в беге на 30 метров и удержанию туловища в висе равен 99%.  Самый   высокий   процент   качества   по   нормативам:   поднимание   туловища   из положения лежа за 30 секунд (91 %), прыжок в длину с места (89 %), наклон вперед из положения сидя (88 %). Наименьший % по тестам: удержание туловища в висе (67 %) и сгибание и разгибание рук в упоре лежа (69%). Средние показатели по тестам: бег 30 метров ­71% и бег 1000 метров ­85 %  (Приложение №14).  Самый высокий уровень   физической   подготовленности     в   6­ых     классах   (4,3),   самый   низкий     у 18обучающихся 8 – 9 классов (3,7), в 5 классах ­ 3,9, в 7 классах – 3,8, в 10 – 4,0, в 11 – 4,1.  Уровень физической подготовленности обучающихся 6,10,11 классов ­   выше среднего, 5,7,8,9 – средний. Оценка физической подготовленности по всем  нормативам – уровень средний. Выше показатели в наклоне вперед, прыжке в длину, поднимании туловища, в беге на 1000 метров, самый низкий показатель – удержание туловища в висе (3,1)  (Приложение №15). В результате проведенного мониторинга было выявлено:  Уровень   физической   подготовленности   обучающихся  5­11  классов   школы  – средний.  Оценка всех нормативов по физической подготовленности – выше среднего или средняя.  Обучающиеся 8­9   классов слабо развиты физически, большинство относятся ко 2 и 3 группе здоровья,  у ряда обучающихся есть отклонения в состоянии здоровья:   болезни   костно­мышечной   системы,   органов   пищеварения, эндокринной системы, зрения, болезни органов дыхания, нервной системы.  По результатам тестирования видна эффективная   и систематическая работа учащихся   в   10,11   классах,   которые   показали   самый   высокий   уровень физической подготовленности (100% выполнения всех тестов). В сравнении с 2013­14учебным годом, по­прежнему остаются слабо развитые, силовые качества 3,1 – удержание туловища на согнутых руках в висе, 3,2 – сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Но все же показатели в этом году подросли. В 2013 – 2014 году они равнялись 2,9 в висе и 3,0 в сгибании и разгибании рук. Увеличились и показатели   гибкости,   так   в   2013   –   2014   году   –   3,6,   а   в   2015   ­2016   году   –   4,0. Показатели выносливости тоже имеют небольшой прирост – 2013­2014 – 4,0, в 2015­ 2016 году – 4,1. Результаты проведенной диагностики показывают положительную динамику. В развитии физических качеств, а как следствие готовность учащихся к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Результаты участия учащихся  в ВСФК ГТО Следующим   этапом   работы   была   организация   участия   в   тестировании. Реализовать свои физические возможности в 2015  году изъявили желание 8человек из 111, которые вошли в основную группу здоровья. Да, процент не большой. Но эти ребята   были   первыми,   а   как   правило,   первыми   идут   наиболее   подготовленные   и уверенные в своих силах.  Пройти регистрацию на  сайте  WWW   .  ru    не составило труда. Далее ребята приступили к выполнению нормативов. В центре тестирования, 19  .  gtoрасположенном на стадионе «Локомотив» были созданы все условия, для успешного выполнения нормативов. Прием упражнений комплекса осуществлялся по заранее запланированному   графику.   Судейская   коллегия   состояла   из   профессиональных судей, прошедших специальное обучение на курсах по подготовке судейских бригад к   принятию   нормативов   комплекса   ВФСК   ГТО   в   г.   Хабаровске.     Результаты тестирования   заносились   в   протоколы   соревнований,   а   затем   отправлялись   в центральный офис для обработки информации. После чего результаты появлялись на личных страничках участников ГТО   сайта  WWW   .  ru   .  Награждение участников осуществлялось по приказам  Министерства спорта РФ, если был получен золотой знак и приказами и распоряжениями Министерства спорта и молодежной политики Хабаровского края, если были получены серебряные и бронзовые знаки.  .  gto  Результаты первой группы участников способствовали повышению интереса у учащихся к данному процессу и уже в   2016 году к ним присоединилось еще 16 участников, так же успешно в дальнейшем выполнивших нормативы комплекса. В 2016­17 учебном году заявки на выполнение комплекса подали 26 человек. Диаграмма   показывает   результативность   участия   в   выполнении   комплекса   ВФСК ГТО. На золотой знак в 2015 году никто не выполнил испытания, а в 2016 году справился с нормативами один ученик 9 класса Циолик Леонид. Серебряный знак получили в 2015 году – 5 человек, в 2016 – 8. Бронзовым знаком были награждены в 2015   году­3   человека,   в   2016   –   7   человек   (Приложение   №16).  Наблюдается положительная динамика.  Мы убеждены в том, что работая по программе «ГТО – путь к здоровью!» мы придем к стопроцентному участию в выполнении нормативов ВФСК ГТО. Итогом   нашей   работы   явились   результаты   конкурса   «Лучшая   физкультурно­ оздоровительная   организация»,   проводимого   отделом   по   молодежной   политике   и спорту при администрации Вяземского района в 2016 году. МБОУ СОШ № 20 заняла 20первое место. Поэтапное внедрение комплекса ВФСК ГТО в образовательный процесс МБОУ СОШ   № 20  показало   положительную  динамику.  Это  значит,  что   мы   движемся  в правильном   направлении.   Активная   популяризация   здорового   образа   жизни   через проведение   спортивных   мероприятий,   вовлечение   детей   в   кружки   и   секции, организацию     ученического   комитета,   активизацию   работы   по   выполнению нормативов   ВФСК   ГТО   ведет   к   повышению   мотивации   к   занятиям   физической культурой   и   спортом,   возникновению   потребности   в   двигательной   активности. Здоровый образ жизни, спортивный азарт, самоутверждение – вот для чего нужен комплекс ГТО. Эту мысль мы и будем передавать нашим ученикам.  Традиционная система   обучения   на   сегодняшний   день   устарела   и   не   давала   положительных результатов.   Слабая   заинтересованность,   отсутствие   элементарных   знаний   у учащихся, привело к плачевным результатам (низкий уровень здоровья). Мы нашли выход из создавшейся ситуации, и наш опыт возможно станет полезен   для других образовательных организаций.   Заключение Проблема   состояния   физического   здоровья   подрастающего   поколения достаточно актуальна. Включение детей в физкультурно­спортивную деятельность даст возможность детям участия в демонстрации своих физических способностей посредством   выполнения   нормативов   Всероссийского   физкультурно­   спортивного комплекса.   Идея   внедрения   комплекса   поддержана   педагогической общественностью. Реализация Всероссийского физкультурно­спортивного комплекса в системе образования позволит оптимизировать процесс физического воспитания. Комплекс может стать системно­образующим элементом физического воспитания в образовательных   учреждениях,   послужит   привлечением   детей   к   систематическим занятиям   физической   культурой   и   спортом,   что   очень   важно   для   исправления создавшейся   ситуации   среди   обучающихся   в   школе.   Для   школьника   понятны критерии оценки его физической подготовленности, это смотивирует на улучшение своих физических возможностей и систематические занятия физической культурой и спортом. 21Список литературы. 1. Лисицын Ю.П. Основной вопрос медицины. Образ жизни. Общественное здоровье.  Санология / Ю.П. Лисицын. – М., 1987. – С. 27. 2.  Добротворская С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый  образ жизни / С.Г. Добротворская. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.  – С. 6. 3. Харисов Ф.Ф. Образование и здоровье / Ф.Ф. Харисов. – М.: ООО Издательство  «Весь мир», 2003. ­ С. 145. 4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – 5­е изд. – Киев:  «Рад. Школа», 1974. ­ С. 12. 5. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и  укреплению здоровья школьников. Методические рекомендации. Серия «Библиотека федеральной программы развития образования». ­ М.: Издательский дом «Новый  учебник», 2003. ­ С. 170. 6. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О  Всероссийском физкультурно­спортивном комплексе "Готов к труду и обороне"  (ГТО)" 7. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540 "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно­спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" 8. интернет ресурс WWW.gto.ru 2223Приложение №1  Приказ директора школы «О внедрении комплекса ВФСК ГТО» 24