Проблема коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития, в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Это связано как с многообразием комбинаций сочетанных патологий, так и с возросшим за последние годы количеством детей, рождающихся с отклонениями в развитии. К одной из таких групп можно отнести детей с нарушением зрения и речи. Основной контингент нашего дошкольного учреждения – воспитанники с косоглазием и амблиопией, т.е. с нарушением бинокулярного зрения.
У таких детей отмечаются не только изменения остроты зрения, но и нарушение зрительного восприятия в целом, что обусловлено Проблемами с анализом изображения воспринимаемого объекта на уровне зрительного центра мозга. Это приводит к формированию неточных или ошибочных представлений, что затрудняет развитие наглядно-образного мышления, ведущего в дошкольном возрасте. Поэтому правомерно говорить о том, что дети с нарушением зрения испытывают сенсорную депривацию, ведь «зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов.
Работа с детьми с нарушением зрения
Проблема коррекционнообразовательной работы с детьми, имеющими
сложные нарушения развития, в настоящее время приобретает всё большую
актуальность. Это связано как с многообразием комбинаций сочетанных
патологий, так и с возросшим за последние годы количеством детей,
рождающихся с отклонениями в развитии. К одной из таких групп можно
отнести детей с нарушением зрения и речи. Основной контингент нашего
дошкольного учреждения – воспитанники с косоглазием и амблиопией, т.е. с
нарушением бинокулярного зрения.
У таких детей отмечаются не только изменения остроты зрения, но и
нарушение зрительного восприятия в целом, что обусловлено Проблемами с
анализом изображения воспринимаемого объекта на уровне зрительного
центра мозга. Это приводит к формированию неточных или ошибочных
представлений, что затрудняет развитие нагляднообразного мышления,
ведущего в дошкольном возрасте. Поэтому правомерно говорить о том, что
дети с нарушением зрения испытывают сенсорную депривацию, ведь «зрение
дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов.
Зрительные ощущения наиболее отдифференцированы от
аффективности, в них особенно силён момент чувственного созерцания.
Зрительные восприятия – наиболее «опредмеченные», объективированные
восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для
познания и для практического действия».
По мнению ведущих психологов, в том числе и А.Г. Литвака, нарушения
зрения приводят не только к сенсорной депривации, но и к эмоциональной и
социальной депривации. Ведь Зрительная депривация обуславливает
нарушения мако и микроориентировки, что объясняет трудности при
усвоении пространственновременных отношений и предложнопадежных
конструкций; осложнение усвоения лексикограмматических категорий,замедляет формирование связной речи, что приводит к отставанию от
сверстников по показателям речевого развития, и, как следствие, к
трудностям в социальной адаптации.
Широкая распространенность зрительных нарушений у детей побуждает
к поиску новых подходов к оказанию им всесторонней помощи и поддержки.
К тому же следует учесть, что, по данным статистики, почти 80% из них
имеют те или иные нарушения речи, включая вербализм и эхолалию,
обусловленные недостатками зрительного восприятия.
Нечеткость узнавания предметов, их форм, внешних признаков создают
изначально неблагоприятные условия для формирования речи.
Специфические трудности в соотнесении слова и образа затрудняют
накопление словаря, формирование обобщающих понятий и в большинстве
случаев приводит к нарушению всех структурных компонентов языка.
Представления ребенка об окружающем мире начинают носить
фрагментарный характер, что, в свою очередь, порождает трудности
образования причинно – следственных связей. Зрительный дефект, таким
образом, становится первичным, влияющим на развитие речевых и неречевых
функций.
Нарушение зрения обычно сопровождается вторичными наслоениями,
природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно
сказывается на нервно – психическом статусе детей, значительно снижает их
двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие
познавательной деятельности и становление общего речевого статуса.
При зрительной работе у таких детей быстро наступает утомление,
снижается работоспособность. Однако, по мнению Л. С. Выготского, развитие
детей с теми или иными отклонениями подчиняется тем же закономерностям,
что и развитие нормально развивающегося ребенка. Из этого следует, что дети
с патологией зрения тоже имеют большой потенциальный ресурс развития при
условии включения их в специальное обучение и воспитание.Таким образом, в связи с множеством указанных аномалий, работа с
данной категорией детей требует знаний в области офтальмологии,
тифлопедагогики, спецпсихологии, логопедии.
вариантом является наличие в таких группах логопеда – дефектолога.
Наиболее оптимальным
Но, учитывая отсутствие подобной возможности, реализовать
коррекционную программу может любой учительлогопед при наличии
сложившейся системы взаимодействия всех заинтересованных сторон:
учителялогопеда, окулиста, учителядефектолога, психолога, музыкального
руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей,
родителей.
Вся эта сложная конструкция работает в рамках коррекции и
компенсации множественных дефектов у детей. Приоритетным направлением
деятельности всех звеньев системы является охрана зрения детей,
профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие
зрительного восприятия. Это – обязательное условие, каркас, на котором
устойчиво держится плодотворная идея возвращения слабовидящих детей в
среду здоровых сверстников.
Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается
в создании и апробации модели взаимодействия специалистов: учителя
дефектолога, учителялогопеда, воспитателей, музыкального руководителя,
медсестрыортоптистки и инструктора по физической культуре в процессе
воспитательнообразовательной деятельности, стимулирующей повышение
эффективности лечебнокоррекционной работы.
Для реализации цели были поставлены задачи:
Создать модель взаимодействия специалистов дошкольного учреждения
как условие успешной коррекционноразвивающей деятельности.
Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно
развивающей деятельности специалистов. Разработать систему работы и формы взаимодействия специалистов в
условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие
повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и
овладение интегрированными способами развития личности ребенка и
коррекции нарушения зрения.
Основу организации такого
взаимодействия определяют следующие принципы:
Системность. Развитие ребенкапроцесс, в котором взаимосвязаны,
взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя
развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по
развитию ребенка.
Комплексность.
(взаимодополняемость) Развитие ребенка –
комплексный подход, в котором развитие одной познавательной
функции определяет и дополняет развитие других функций.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.
Индивидуальная коррекционная программа работы с ребенком должна
строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями
возрастного развития, с учетом факторов риска и особенностями
зрительного дефекта.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в
процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению
эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при
одновременном «подтягивании» дефицитных функций.
Постепенность и систематичность, следование от простых и
доступных заданий к более сложным, комплексным.
Индивидуализация темпа работ переход к новому этапу
коррекционной работы только после полного освоения материала
предыдущего этапа.Комплектация подгрупп учителемлогопедом начинается после того,
как от врачаофтальмолога получены данные обследования зрения детей и
учителемдефектологом определён номер рекомендуемой зрительной
нагрузки. Подгруппы наполняемостью от 2х до 5ти человек, формируются
из детей, имеющих одинаковые логопедические и зрительные нарушения,
желательно также, чтобы у этих детей совпадал номер рекомендуемой
зрительной нагрузки, отвечающий за характеристики предъявляемых ребёнку
наглядных пособий.
Реализуя главный принцип коррекционной педагогики «не навредить»,
учительлогопед на своём занятии должен решать две категории
коррекционных задач: исправление речевых нарушений и коррекция зрения за
счет работы над развитием зрительных функций.
Именно поэтому в разделе Коррекция нарушений речи И.В.
Новичковой, Программ специальных (коррекционных) образовательных
учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад начальная
школа)//под ред. Л.И. Плаксиной параллельно с основными логопедическими
проблемами уделяется внимание и коррекции зрительных функций.
Учитывая трудности работы с детьми с сочетанными нарушениями, в
программе больше времени отводится на индивидуальные занятия. При
подготовке к занятиям учительлогопед должен подобрать дидактический
материал согласно номеру зрительной нагрузки детей.
Для воспитанников с нарушением зрения, прежде всего, рекомендуются
натуральные пособия. При подборе иллюстративного материала, следует
учитывать не только общепедагогические критерии, но также и размер, тон и
интенсивность окраски изображения.
Так, для детей со зрительной нагрузкой № 3 подойдут изображения
желтооранжевых тонов, крупного размера. Также учитывается диагноз
ребенка: при сходящемся косоглазии не рекомендуется работать на столе,необходима наклонная плоскость, чтобы изменить угол обзора, что
способствует лучшему зрительному восприятию при данной патологии.
Данный подход позволяет осуществлять охрану зрения наших
воспитанников.