Работа с детьми с нарушением зрения

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития, в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Это связано как с многообразием комбинаций сочетанных патологий, так и с возросшим за последние годы количеством детей, рождающихся с отклонениями в развитии. К одной из таких групп можно отнести детей с нарушением зрения и речи. Основной контингент нашего дошкольного учреждения – воспитанники с косоглазием и амблиопией, т.е. с нарушением бинокулярного зрения. У таких детей отмечаются не только изменения остроты зрения, но и нарушение зрительного восприятия в целом, что обусловлено Проблемами с анализом изображения воспринимаемого объекта на уровне зрительного центра мозга. Это приводит к формированию неточных или ошибочных представлений, что затрудняет развитие наглядно-образного мышления, ведущего в дошкольном возрасте. Поэтому правомерно говорить о том, что дети с нарушением зрения испытывают сенсорную депривацию, ведь «зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов.
Иконка файла материала Работа с детьми с нарушением зрения.doc
Работа с детьми с нарушением зрения Проблема  коррекционно­образовательной работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития, в настоящее время приобретает всё большую актуальность.   Это   связано   как   с   многообразием   комбинаций   сочетанных патологий,   так   и   с   возросшим   за   последние   годы   количеством   детей, рождающихся с отклонениями  в развитии. К одной из таких групп можно отнести   детей   с   нарушением   зрения   и   речи.   Основной   контингент   нашего дошкольного учреждения – воспитанники с косоглазием и амблиопией, т.е. с нарушением бинокулярного зрения.  У таких детей отмечаются не только изменения остроты зрения, но и нарушение зрительного восприятия в целом, что обусловлено  Проблемами с анализом   изображения   воспринимаемого   объекта   на   уровне   зрительного центра   мозга.   Это   приводит   к   формированию   неточных   или   ошибочных представлений,   что   затрудняет   развитие   наглядно­образного   мышления, ведущего в дошкольном возрасте. Поэтому правомерно говорить о том, что дети с нарушением зрения испытывают сенсорную депривацию, ведь «зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные   ощущения   наиболее   отдифференцированы   от аффективности,   в   них   особенно   силён   момент   чувственного   созерцания. Зрительные   восприятия   –   наиболее   «опредмеченные»,   объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия». По мнению ведущих психологов, в том числе и А.Г. Литвака, нарушения зрения приводят не только к сенсорной депривации, но и к эмоциональной и социальной   депривации.   Ведь   Зрительная   депривация   обуславливает нарушения   мако­   и   микроориентировки,   что   объясняет   трудности   при усвоении   пространственно­временных   отношений   и   предложно­падежных конструкций;   осложнение   усвоения   лексико­грамматических   категорий,замедляет   формирование   связной   речи,   что   приводит   к   отставанию   от сверстников   по   показателям   речевого   развития,   и,   как   следствие,   к трудностям в социальной адаптации. Широкая распространенность зрительных нарушений у детей побуждает к поиску новых подходов к  оказанию им всесторонней помощи и поддержки. К тому же следует учесть, что, по данным статистики, почти 80% из них имеют   те   или   иные   нарушения   речи,   включая   вербализм   и   эхолалию, обусловленные недостатками зрительного восприятия. Нечеткость узнавания предметов, их форм, внешних признаков создают изначально   неблагоприятные   условия   для   формирования   речи. Специфические   трудности   в   соотнесении   слова   и   образа   затрудняют накопление словаря, формирование обобщающих понятий и в большинстве случаев приводит к нарушению всех структурных компонентов языка. Представления   ребенка   об   окружающем   мире   начинают   носить фрагментарный   характер,   что,   в   свою   очередь,   порождает   трудности образования   причинно   –   следственных   связей.   Зрительный   дефект,   таким образом, становится первичным, влияющим на развитие речевых и неречевых функций.  Нарушение зрения обычно сопровождается вторичными  наслоениями, природа   которых   разнообразна.   Глубокое   нарушение   зрения   отрицательно сказывается на нервно – психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и становление общего речевого статуса.  При   зрительной   работе   у   таких   детей   быстро   наступает   утомление, снижается работоспособность. Однако, по мнению Л. С. Выготского, развитие детей с теми или иными отклонениями подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормально развивающегося ребенка. Из этого следует, что дети с патологией зрения тоже имеют большой потенциальный ресурс развития при условии включения их в специальное обучение и воспитание.Таким образом, в связи с множеством указанных аномалий, работа с данной   категорией   детей   требует   знаний   в   области   офтальмологии, тифлопедагогики,   спецпсихологии,   логопедии. вариантом является наличие в таких группах логопеда – дефектолога.    Наиболее   оптимальным Но,   учитывая   отсутствие   подобной   возможности,   реализовать коррекционную   программу   может   любой   учитель­логопед   при   наличии сложившейся   системы   взаимодействия   всех   заинтересованных   сторон: учителя­логопеда, окулиста, учителя­дефектолога, психолога, музыкального руководителя,   инструктора   по   физической   культуре,   воспитателей, родителей.  Вся   эта   сложная   конструкция   работает   в   рамках   коррекции   и компенсации множественных дефектов у детей. Приоритетным направлением деятельности   всех   звеньев   системы   является охрана   зрения   детей, профилактика   дальнейших   зрительных   нарушений   и   развитие зрительного восприятия. Это – обязательное условие, каркас, на котором устойчиво держится плодотворная идея возвращения слабовидящих детей в среду здоровых сверстников. Исходя из этого, мы поставили перед собой цель,  которая заключается в   создании   и   апробации   модели   взаимодействия   специалистов:   учителя­ дефектолога,   учителя­логопеда,   воспитателей,   музыкального   руководителя, медсестры­ортоптистки  и инструктора по физической культуре в процессе воспитательно­образовательной   деятельности,   стимулирующей   повышение эффективности лечебно­коррекционной работы. Для реализации цели были поставлены задачи:  Создать модель взаимодействия специалистов дошкольного учреждения как условие успешной коррекционно­развивающей деятельности.  Обозначить   основные   направления   взаимодействия   коррекционно­ развивающей деятельности специалистов. Разработать систему работы и формы взаимодействия специалистов в условиях   дошкольной   образовательной   среды,   обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции   нарушения   зрения.  Основу   организации   такого взаимодействия определяют следующие принципы:  Системность.  Развитие   ребенка­процесс,   в   котором   взаимосвязаны, взаимозависимы   и   взаимообусловлены   все   компоненты.   Нельзя развивать   лишь   одну   функцию,   необходима   системная   работа   по развитию ребенка.  Комплексность.  (взаимодополняемость)   Развитие   ребенка   – комплексный   подход,   в   котором   развитие   одной   познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.  Соответствие   возрастным   и   индивидуальным   возможностям. Индивидуальная коррекционная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного   развития,   с   учетом   факторов   риска   и   особенностями зрительного дефекта.  Адекватность   требований   и   нагрузок,  предъявляемых   ребенку   в процессе   занятий,   способствует   оптимизации   занятий   и   повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном «подтягивании» дефицитных функций.  Постепенность   и   систематичность,   следование   от   простых   и доступных заданий к более сложным, комплексным.  Индивидуализация   темпа   работ   ­  переход   к   новому   этапу коррекционной   работы   только   после   полного   освоения   материала предыдущего этапа.Комплектация   подгрупп   учителем­логопедом начинается после   того, как от врача­офтальмолога получены данные обследования зрения детей и учителем­дефектологом   определён   номер   рекомендуемой   зрительной нагрузки. Подгруппы наполняемостью от 2­х до 5­ти человек, формируются из   детей,   имеющих   одинаковые   логопедические   и   зрительные   нарушения, желательно   также,   чтобы   у   этих   детей   совпадал   номер   рекомендуемой зрительной нагрузки, отвечающий за характеристики предъявляемых ребёнку наглядных пособий.  Реализуя главный принцип коррекционной педагогики «не навредить», учитель­логопед   на   своём   занятии   должен   решать   две   категории коррекционных задач: исправление речевых нарушений и коррекция зрения за счет работы над развитием зрительных функций.  Именно   поэтому   в   разделе   Коррекция   нарушений   речи   И.В. Новичковой,   Программ   специальных   (коррекционных)   образовательных учреждений   IV   вида   (для   слабовидящих   детей)   (ясли   –   сад   ­   начальная школа)//под ред. Л.И. Плаксиной параллельно с основными логопедическими проблемами уделяется внимание и коррекции зрительных функций. Учитывая трудности работы с детьми с сочетанными нарушениями, в программе   больше   времени   отводится   на   индивидуальные   занятия.   При подготовке   к   занятиям   учитель­логопед   должен   подобрать   дидактический материал согласно номеру зрительной нагрузки детей.  Для воспитанников с нарушением зрения, прежде всего, рекомендуются натуральные   пособия.   При   подборе   иллюстративного   материала,   следует учитывать не только общепедагогические критерии, но также и размер, тон и интенсивность окраски изображения.  Так, для детей со  зрительной   нагрузкой  № 3 подойдут  изображения желто­оранжевых   тонов,   крупного   размера.   Также   учитывается   диагноз ребенка: при сходящемся косоглазии не рекомендуется работать на столе,необходима   наклонная   плоскость,   чтобы   изменить   угол   обзора,   что способствует лучшему зрительному восприятию при данной патологии. Данный   подход   позволяет   осуществлять   охрану   зрения   наших воспитанников.