Работа с научно-познавательными произведениями в начальной школе: методические рекомендации
Оценка 4.7

Работа с научно-познавательными произведениями в начальной школе: методические рекомендации

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
чтение +1
1 кл—4 кл
28.12.2018
Работа с научно-познавательными произведениями в начальной школе: методические рекомендации
Адресуется для администрации учреждений образования, учителей начальных классов. В методических рекомендациях представлены приемы обучения, способствующие усвоению младшими школьниками содержания научно-познавательных текстов, памятки по работе с текстами, методы и приемы активного обучения. Приемы обучения, способствующие усвоению младших шкоьников содержания научно-познавательных текстов.
Работа с научно-познавательными произведениями в начальной школе методические рекомендации.docx
Работа с научно­познавательными произведениями в начальной школе: методические рекомендации В   методических   рекомендациях   представлены   приемы   обучения, способствующие   усвоению   младшими   школьниками   содержания   научно­ познавательных  текстов, памятки по работе  с текстами, методы и приемы активного обучения.  Адресуется   для   администрации   учреждений   образования,   учителей начальных классов. Целью   знакомства   учащихся   с   научно­познавательной   литературой является   усвоение   связей   и   основных   признаков   понятия,   факта,   явления (исторического, природоведческого содержания), усвоение элементов этого понятия, обобщенных выводов, составление своего умозаключения по поводу основной мысли данного материала. При   первичном   чтении   научно­познавательных   статей   необходимо вызвать у детей целостное восприятие и понимание содержания прочитанного (о чем этот текст? о чем в нем говорится?), хотя многие детали текста дети сразу понять не смогут. В ходе этой работы определяется тема текста и его общее содержание. После   вторичного   чтения   организуется   серьезная   работа   над содержанием текста и осмыслением прочитанного. На этом этапе учащиеся 2 класса с помощью вопросов учителя и выборочного чтения могут установить последовательность развития событий в тексте, причинные и временные связи. Ученики 3­4­х классов, вооружившись карандашами, могут самостоятельно выделить   в   тексте   главное   –   важные   (опорные)   слова,   словосочетания, предложения,   с   помощью   которых   будет   легче   проследить последовательность развития событий, действий, уяснить суть явления или факта, представленного в тексте. Чтобы разнообразить работу учащихся на уроке, также добиться более полного   усвоения   прочитанного,   на   этом   этапе   может   быть   организована групповая   работа   учащихся.   При   работе   с   объемными   или   сложными   для восприятия учащихся начальных классов текстами может быть организована групповая работа «по конвейеру»: учитель заранее делит текст на части (или использует части, определенные автором в тексте), и каждая группа получает задание,   связанное   с   пониманием   данной   части   текста.   После   окончания работы   каждая   группа   учащихся   знакомит   класс   со   своим   заданием, организуется обсуждение прочитанного, а учитель обобщает ответы детей.  Особое место в работе с научно­познавательными текстами на уроках внеклассного чтения отводится чтению заметок, очерков, статей, рассказов, размещенных   на   страницах   детской   периодической   печати   –   газетах   и журналах, предназначенных для чтения учащихся начальных классов.  Приемы   обучения,   способствующие   усвоению   детьми   содержания научно­познавательных текстов:  рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся;  беседа с целью актуализации знаний учащихся;  комментированное чтение заметок, очерков, статей, рассказов;  вопросы учителя и выборочное чтение учащихся;  коллективное   разъяснение   отдельных   моментов(фрагментов)   в заметке, очерке, статье, рассказе;  выделение   и   разъяснение   главных  (опорных)   слов   в  тексте   статьи, заметки, рассказа;  деление текста на части (под руководством учителя; в паре, группе; с использованием памяток; самостоятельная работа учащихся);  подготовка графического или словесного плана статьи, рассказа;  комментированная демонстрация иллюстраций к тексту;  подготовка собственных иллюстраций к тексту;  подготовка вопросов для других учащихся (групп);  разгадывание загадок, кроссвордов, викторин, ребусов, шарад по теме урока;  самостоятельная   (индивидуальная   или   групповая)   подготовка загадок, кроссвордов, викторин, ребусов, шарад по теме урока;  подбор иллюстраций (фотоиллюстраций) по теме;  изготовление альбомов иллюстраций (фотоиллюстраций);  выборочный пересказ отрывка текста;  подробный пересказ текста или его части;  краткий пересказ текста по плану (под руководством учителя);  подбор дополнительного материала к уроку и др. Для   учащихся   1   класса   на   таких   уроках   рекомендуется   предлагать задания, касающиеся подбора дополнительного материала к уроку:  найти и разучить стихотворение;  подготовить   пересказ   близко   к   тексту   небольшого   по   объему материала;  выполнить задание, размещенное в журнале: найти общее и отличие в двух   рисунках,   придумать   рассказ   по   серии   картинок,   выполнить   свой рисунок к тексту и др.;  подготовить рисунки к теме урока;  составить небольшой рассказ о……, по теме «…» и др. Словарная работа Обязательным этапом каждого урока должна стать словарная работа, так   как   статьи,   очерки,   научно­познавательные   рассказы,   размещенные   в научно­познавательной   литературе,   детских   газетах   и   журналах,   могут содержать слова, не доступные пониманию младших школьников. Для учащихся 1­2­х классов данные слова могут быть найдены в тексте учителем и записаны на доске или на карточках. Сначала дети стараются сами объяснить значение слов, а учитель обобщает и корректирует их ответы. Учащимся   3   класса   можно   предложить   во   время   первичного   чтения текста специальное задание: найдите в тексте слова, которые вам не понятны. Значение данных слов может быть объяснено в процессе фронтальной работы с классом, учитель лишь обобщает и корректирует ответы детей.  Учащимся 4 класса может быть предложено самостоятельно найти в тексте слова, сложные для понимания, а затем отыскать толкование этих слов в специальных словарях. Не следует забывать о том, что в процессе словарной работы должна быть организована познавательная деятельность учащихся – все,   что   ребята   могут   прочитать   и   объяснить   сами,   они   должны   сделать самостоятельно (при умелом руководстве учителя). Неоценимым помощником ребенку могут стать специальные памятки. Для   организации   рефлексии   деятельности   учащихся   на   уроках внеклассного   чтения,   посвященных   чтению   научно­познавательной литературы, можно использовать разнообразные методы и приемы активного обучения. (Заверши фразу; если бы я был …; интервью; ключевое слово и т.д.) Приемы   работы,   способствующие   развитию   и   поддержанию   у   детей интереса к чтению научно­познавательной литературы: ­   включение   научно­познавательной   литературы   в   тематику   уроков внеклассного чтения; ­   включение   в   тематику   уроков   специальных   занятий,   посвященных знакомству детей с детской периодической печатью; ­   включение   научно­художественной   и   научно­познавательной литературы в рекомендательные списки для чтения летом; ­ регулярное использование научно­познавательных текстов на уроках литературного   и   внеклассного   чтения,   курса   «Человек   и   мир»,   русского (белорусского) языка, изобразительного искусства, трудового обучения и др., а также в процессе изучения раздела «Мая Радзіма ­ Беларусь» с указанием источников получения информации; ­   создание   в   классе   специального   места   («Уголка   чтения»,   «Уголка любознательных»),   где   будет   размещена   научно­художественная,   научно­ познавательная   и   справочная   литература,   необходимая   для   проведения различных уроков; ­   создание   в   школе,   школьной   библиотеке   специального   стенда,   на котором   будут   размещены   материалы   периодической   печати   («Это интересно»,   «Любознательные   спрашивают»,   «Удивительное   рядом», «Спрашивайте ­ отвечаем», «Сто тысяч почему» и др.); ­ использование дифференцированных домашних заданий для учащихся на   различных   уроках   (подготовка   сообщений   (по   желанию   учащихся), написание сочинений (мини­сочинений), подбор новых материалов для стенда «Это интересно» и др.); ­   организация   практической   деятельности   учащихся,   для   успешного осуществления   которой   необходимо   обращение   к   научно­познавательной литературе (ведение наблюдений за явлениями природы; уход за комнатными растениями; работа на пришкольном участке; сбор лекарственных растений; экологическая   разведка;   трудовые   десанты;   постановка   опытов   и экспериментов на уроках по учебному предмету «Человек и мир» и др.); ­   проведение   очных   и   заочных   экскурсий,   способствующих ознакомлению учащихся с природой, историей родного края, для познания тайн   которых   необходимо   обратиться   к   научно­познавательной   и   научно­ художественной литературе.

Работа с научно-познавательными произведениями в начальной школе: методические рекомендации

Работа с научно-познавательными произведениями в начальной школе: методические рекомендации

Работа с научно-познавательными произведениями в начальной школе: методические рекомендации

Работа с научно-познавательными произведениями в начальной школе: методические рекомендации

Работа с научно-познавательными произведениями в начальной школе: методические рекомендации

Работа с научно-познавательными произведениями в начальной школе: методические рекомендации

Работа с научно-познавательными произведениями в начальной школе: методические рекомендации

Работа с научно-познавательными произведениями в начальной школе: методические рекомендации

Работа с научно-познавательными произведениями в начальной школе: методические рекомендации

Работа с научно-познавательными произведениями в начальной школе: методические рекомендации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2018