Формирование физических качеств дошкольника посредством использования игровых технологий
«Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры»
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РК
реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно
одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение
закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти
на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в
процессе жизнедеятельности ,так как спортивная деятельность –одна из важнейших
моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.
Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена
старательно формировали в общественном сознании представление о том.что одаренные
дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и
других ученых показали что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко
опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды
одаренности :умственная ,социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании
спортивной одаренности является определение возможностей Моторной организации
человека и его психических способностей которые Могут быть врожденными так
и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно
определить как сочетание врожденных антропометрических ,морфологических,
психологических, физиологических и биохимических особенностей человека
,однонаправлено влияющих на успешность какоголибо вида двигательной
деятельности. Для выявления двигательной одаренности используется комплексная
диагностика двигательной активности и длительная идентификация во времени и разных
ситуациях. Проявления одаренности включает любые модели поведения в которых
проявляется взаимодействия трех основных групп чертспособностей выше среднего
уровня, высокой степени увлеченности задачей и высокого уровня креативности .Человек
у которого проявляется совокупность этих свойств нуждается нуждается в
дополнительных возможностях и образовательных услугах, которые обычно не
предусмотриваются традиционной программой обучения. Соответственно задача учителя
состоит в том чтобы создать такую ситуацию которая максимально нагружала бы ведущую
способность данного ребенка – в данном случае его спортивную активность в соответствии
с дидактической парадигмой или создать образовательную среду для развития уже
проявившихся способностей, условий для раскрытия творческого потенциала, на
удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе мы используем следующие признаки одаренности для диагностикибыстрое
освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности
,проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности,
устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов,анализ реальных
достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение. При выборе
содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем ,что каждому
возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Для подросткового периода (1115 лет) ведущим видом деятельности выступает
социальнокоммуникативная деятельность –совместная предметная
деятельность:соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования
самооценки, Яконцепции, самоактуализации. Мы стараемся включать одаренных детей в
соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими поскольку
конкуренция идаже опыт поражения дает хорошие результаты. Источник склонности к
соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих средние
возможности ребенка к высоко дифференцированной оценке.В общении со сверстниками
одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр,поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской
деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований. В урочной работе
используем форму селективной дифференциации, опережающее обучение и привлекаем
детей к внеурочным занятиям в спортивных кружках и секциях где с ними будет
проводиться индивидуальноориентированная работа. Для старшего возраста (1617
лет)ведущим типом деятельности является проектноисследовательская деятельность как
необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования»
для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и
спрогнозировать у себя такие свои способности которые необходимы для успешной
социализации ребенка в самостоятельной жизни. В 1011 классе по разделу спортивная
гимнастика, оздоровительнорекреационная деятельность одаренные дети создают
индивидуальные проекты тренировочных или концертных программ соответственно
уровню и виду своей одаренности, привлекаются к участию в соревнованиях и конкурсах,
участвуют в работе научноисследовательских конференциях учащихся в школе,
предметных олимпиадах различного уровня. Обобщая все выше сказанное можно сказать,
что подбирая или разрабатывая образовательную технологию в работе с классом мы
ориентируемся на специфику контингента обучающихся –повышенная готовность к
обучению(легко осваивают упражнения повышенной трудности), наличие одаренности к
определенному виду спорта(футбол, волейбол),определяем какие цели и задачи являются
приоритетными:обучающие,развивающие,обучающееразвивающее,развитие уже явно
выраженных способностей или напротив недостаточно выраженных .Определить принципы
обучения(дифференциация, предельной трудности, сочетание индивидуальных и
групповых форм обучения),определить методы обучения (игровые, соревновательные,
обучающие, развивающие)и конечно учитывать тип образовательного учреждения.