Работа с одарёнными детьми в проектно-исследовательской деятельности по краеведению
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
естествознание +2
Взрослым
05.08.2019
Человек будущего – это всесторонне-развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим. Воспитание экологической культуры учащихся становится одной из важных задач общества и образования.
Цель работы: создание условий каждому ученику класса для доступного, качественного образования, его самореализации через исследовательскую деятельность и в процессе занятий экологии. Задача, как учителя – так выстроить процесс обучения, чтобы он помог раскрыть возможности ребёнка, развивая навыки практических действий, сформировал мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
Любавина_статья с одарёнными детьми.doc
Любавина Л.А.
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «ЗСОШ№6», г.Заинск
Работа с одарёнными детьми
в проектноисследовательской деятельности по краеведению
« Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так
пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных
звуках». В.А.Сухомлинский
Человек будущего – это всестороннеразвитая личность, живущая в гармонии с
окружающим миром и самим. Воспитание экологической культуры учащихся
становится одной из важных задач общества и образования.
Цель моей работы: создание условий каждому ученику класса для доступного,
качественного образования, его самореализации через исследовательскую
деятельность и в процессе занятий экологии. Моя задача, как учителя – так
выстроить процесс обучения, чтобы он помог раскрыть возможности ребёнка,
развивая навыки практических действий, сформировал мыслительную и
познавательную деятельность учащихся.
На уроках и во внеурочной деятельности уделяю большое внимание
экологическому образованию детей как части духовнонравственного
Это и решение задач, экологического характера, на уроках
воспитания.
математики, и работа с текстом на уроках литературного чтения, окружающего
мира и русского языка, творческая работа на уроках технологии и
изобразительного искусства. Во внеурочной деятельности через:
классные часы и экологические праздники: «Как избежать вредных привычек»,
«Чистота – залог здоровья», «Режим дня школьника», «Вредные привычки и мое
здоровье», «В здоровом теле – здоровый дух», «Здоровый сон», «Природа в
опасности», «Здоровым быть модно», КВН «Мы и наше здоровье». «Театр
здоровья» и т.д. участие в конкурсах творческих работ. Мои учащиеся
призёры VII
региональной научнопрактической конференции школьников «Горизонты
поиска и достижений» с проектами «Заинск – наш город!» и «Рябина в жизни
человека»;
исследовательскую и проектную деятельность в конкурсах. Среди учащихся
дипломанты во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих
работ учащихся «Портфолио» с экологическим проектами «Наблюдение за
природой» и «Моя малая Родина»;
дипломант
регионального тура
Всероссийского юношеского конкурса исследовательских работ им.
В.И.Вернадского; дипломант ХII Всероссийского детского конкурса научно
исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» с проектом
«Скорость разложения упаковки и экспериментальное изучение её влияния на
загрязнение почвы»;
участница
II
Республиканского конкурса
исследовательских и творческих работ учащихся 1 – 4 классов «Я познаю мир» с
проектом «Как образовался город Заинск»;
экскурсии в школьный и городской музеи;
природоохранную деятельность по защите памятников природы г.Заинска
(расчистка и благоустройство родников, территории парка Кармалка);
создание условий для сохранения здоровья детей (применение здоровье
сберегающих технологий в процессе образования, ежегодные медицинские
обследования детей; анализ загруженности учащихся; организация горячего
питания для каждого ученика класса; проведение динамических пауз на каждом
уроке, проведение Дней здоровья не менее 4х раз за год, медико
психологические лектории «Познай себя», «Здоровье школьника», «Режим дня»,
«Стресс и как из него выйти», «Экология человека» и другие).
Методы обучения, начиная с первого класса на каждом уроке: проблемный,
частичнопоисковый, исследовательский. В своем арсенале педагогических инноваций применяю исследовательскую,
творческую деятельность, что является одним из способов превращения
ученика в субъект учебной деятельности. Исследовательская деятельность
очень ярко перекликается с экологическим образованием и является ее частью.
Уверена, что начинать нужно с раннего возраста, ведь стремление к
исследованию генетически присуще ребенку; поисковая активность, выраженная
в потребности исследовать окружающий мир, одно из главных и естественных
проявлений детской психики. Но учебноисследовательская деятельность
младших школьников требует хорошо организованной систему обучения
исследованию. Главная цель обучения исследованию – формированию у
ребенка способности творчески осваивать новые способы деятельности в любой
сфере человеческой жизни.
Ученица моего класса, была очень застенчива, не могла пойти на контакт с
другими детьми, не могла логично изложить материал. Работая над
исследованием, раскрепостилась, стала увереннее в себе, сейчас ее просто не
узнать.
Этапы формирования навыка исследовательской деятельности:
В 1 классе дети учатся анализировать, наблюдать, рассуждать, собирать
информацию, выделять главное. А основной метод исследования – наблюдение и
экскурсии.
Во 2 классе дети уже способны собирать информацию не только из устных
источников, но и пользоваться дополнительной литературой, но все же это еще
происходит под руководством учителя, на этом этапе дети могут выбрать тему
самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), сделать выводы о
значимости проекта.
В 3 классе работа над исследованием более расширена. Дети могут работать с
научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию преобразовывать в письменную, делать первоначальный
анализ полученной информации.
В 4 классе работа над исследовательским проектами выходит на новый уровень,
становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать
главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой
информации и из других источников) и оформить готовый проект
самостоятельно.
Для того чтобы научиться добывать самостоятельно знания и проводить
собственные исследования надо овладеть техникой исследовательского поиска
на уроках. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие
школьники овладеют рядом практических умений и навыков, выявляют характер
и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
Самым первым нашим исследованием, было наблюдение за посаженным и
выраженным из семени растением по теме: «Живая и неживая природа».
Каждый из детей посадили семя растения, и наблюдали, что с ним происходит.
Вели дневник, где фиксировали результаты своих наблюдений.
Посещая семью ученицы 1 класса, поинтересовалась лежащей на столе в комнате
Дианы книгой Суббуха Рафикова. Так родилась тема исследования. Оказалось,
что девочка взяла сначала книгу почитать в городской библиотеке и
задумалась, почему наша городская библиотека носит имя Суббуха Рафикова.
На что я ей предложила попытаться это узнать. Так было положено начало
работе «Улицы моего города, названные в честь знаменитых людей», с которой
Диана выступила на муниципальном конкурсе и стала победителем этого
конкурса.
В 1 классе работали над коллективным проектом «Русская культура в
России» и защитили его на школьном методическом объединении. Цель проекта
воспитание духовнонравственной личности на основе приобщения младших
школьников к национальному наследию русской православной культуры. Изучили русские традиции, народные костюмы, христианские праздники. В этом
проекте был задействован весь класс. Дети находили материал в школьной,
городской библиотеках, на сайтах интернета. В защите проекта участие
принимали родители.
Во 2 классе защитили проект «Состояние озеленения кабинета №34». Цель
проекта изучить растения, которые произрастают в кабинете №34 в
зависимости от площади помещения и оценить насколько подходят данные
условия нашего кабинета. Ребята собирали информацию по теме проекта,
создавали каталог комнатных растений, выявили растения, которые
соответствуют правилам в зависимости от попадания дневного света. В
заключение исследования сделали вывод о растениях, которые влияют с
большей пользой на организм человека, а которые с меньшей пользой. Растения,
выделяющие ядовитые вещества и много места занимают по площади, пришлось
переместить в рекреацию школы.
Среди начальных классов проводилась неделя «Спорта и здоровья». Мы
исследовали достижения советского спортсмена, нашего земляка, Симашева
Федора Петровича. Проект наш назывался «Симашев Федор Петрович –
Ребята
знаменитый лыжник Заинского района Татарской АССР».
разделились на пять групп по направлениям исследования. Подводя итоги своей
поисковой работы, узнали, что родился наш земляк, спортсмен, в деревне
Верхний Багряж Заинского района ТАССР. Именно этот лыжник был настоящим
героем зимних олимпийских баталий 1972 года. С 1971 года в Заинске по
инициативе местной администрации проводятся традиционные соревнования
юных лыжников на призы Федора Симашева. В 1997 году в Заинске в 27й раз
были проведены традиционные соревнования по лыжным гонкам на призы
Ф. Симашева. Ежегодно в спортивнооздоровительном центре «ЯлтаЗай»
Заинска проходят традиционные Всероссийские соревнования по лыжным гонкам, посвященные памяти заслуженного мастера спорта, олимпийского
чемпиона Федора Симашева.
Таким образом, правильно организованная работа по обучению детей
способствует формированию у них
исследовательской деятельности,
универсальных учебных действий, позволяет раскрыть их творческий потенциал
и способствовать его реализации. Главное в работе учителя – это найти такие
методы работы, которые позволят максимально использовать потенциал
учебных и внеурочных занятий.
Работа с одарёнными детьми в проектно-исследовательской деятельности по краеведению
Работа с одарёнными детьми в проектно-исследовательской деятельности по краеведению
Работа с одарёнными детьми в проектно-исследовательской деятельности по краеведению
Работа с одарёнными детьми в проектно-исследовательской деятельности по краеведению
Работа с одарёнными детьми в проектно-исследовательской деятельности по краеведению
Работа с одарёнными детьми в проектно-исследовательской деятельности по краеведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.