Семья, в которой есть дети-инвалиды особый объект внимания. Получив информа-цию о такой семье, составив план оказания ей помощи, разрабаты¬ваются рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации составляется совместно с детским врачом на каждого ребенка-инвалида. Чаще всего с ребенком рабо-тают психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре.
Учитывая, что эти дети плохо ориентируются
Работа с родителями ребёнкаинвалида. Лечебная педагогика
А.А. Дубровского
Семья, в которой есть детиинвалиды особый объект внимания. Получив информацию
о такой семье, составив план оказания ей помощи, разрабатываются рекомендации
родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации составляется
совместно с детским врачом на каждого ребенкаинвалида. Чаще всего с ребенком рабо
тают психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и
инструктор по лечебной физкультуре.
Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, составляются программы,
которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится в личности
ребенка, его личному поведению («Личная гигиена», «Я в быту») и часть — к его
поведению в обществе («Я в трамвае», «Я в магазине» и т.д.).
Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения и навыки
общения в окружающей его среде. Для преодоления трудностей общения детейинвалидов
со здоровыми детьми социальный педагог составляет программу, по которой ребе нок
подготавливается к такому общению. Это может быть участие в конкурсах, проведения
дней рождения, обсуждение книг и фильмов.
Включение детейинвалидов в трудовую деятельность (фото, пошив одежды, ремонт
обуви, работы по дереву) — также предмет особой заботы социального педагога. Здесь
нужно не только подготовить и заключить договора, по и научить ребят профессии, дать им
необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных
процессах, разбирались в вопросах экономии, планирования труда, умели содержать
инструменты в надлежащем состоянии и т.д.
Важно, чтобы эти дети в процессе труда могли проявлять свои способности. Для этого
нужно научить ребенка рисовать, лепить, познакомить его с народным творчеством,
рассказать о национальной росписи тканей, деревянных и глиняных игрушек, привлечь к
росписи ребят.
Выставки работ детей, их участие в праздниках, концертах и спектаклях помогают в
утверждении каждого из них как личности.
Творческая работа сопровождается чтением книг, созданием библиотеки, что
развивает ребенка, расширяет его кругозор.
Исследователи отмечают, что 10% подростков страдают какимилибо заболеваниями,
5% имеют психические отклонения. Важно, чтобы больной ребенок не раздражал
остальных членов семьи. Оранжерейное отношение к такому ребенку приводит к фор
мированию иждивенца, опасна и другая крайность, когда родителей или окружающих
раздражает болезнь ребенка, что также усугубляет его состояние.
Долг родителей — успокоить ребенка, облегчить его переживания, создать в семье
атмосферу оптимизма. В этом семье может помочь только социальный педагог.
Говоря о детяхинвалидах,
следует обратиться к лечебной педагогике
А.А.Дубровского. В своей книге «Жемчужина России» автор рассказывает о лечении детей
в санаторном пионерском лагере у моря.
Покажется незначительным его посадка деревьев так, что, по его мнению, они
оказывают и лечебное, и эмоциональное воздействие на ребенка. Он пишет, как ребята
тянутся к платанам, считая их своими друзьями. Все это потому, что на детей с
нарушенной заторможенной психикой благоприятно влияют деревья с крупными кронами
конической или пирамидальной формы и заостренной вершиной (тополь, ель, пихта). В
парке были посажены щадящеуспокаивающие деревья, с раскидистыми, повислыми,
зонтикообразными, шарикообразными, плакучими кронами, с бледной окраской листвы.Дубровский пишет, что дети любили собираться под платанами, так как он
притягивает, потому что «имеет кругленькие, на длинной ножке, мягкие пушистые шарики.
Шаровидная, округлая, овальная форма всегда успокаивает. И недаром люди для
устроения добрых дел садятся за круглый стол».
Успех лечения, пишет он, зависит от того, как оно, будет организовано. Важно
построить работу так, чтобы преодолеть одиночество и подавленность ребенка.
На первом этапе — это доверительная беседа с ним, из которой воспитатель выясняет
«главные желания ребенка». Первостепенной является задача педагога отвлечь ребенка
от «ухода в болезнь» и поверить в свое выздоровление.
«Нередко причиной болезни, — пишет Дубровский, — и болезненного состояния
являются неразвитость души, безделье, скука, праздность, черствость и бездушие,
грубость и взаимонепонимание, холодность и безразличие, ограниченность и
агрессивность. Поэтому мы и видим основную свою задачу в том, чтобы уважением и
доверием к ребенку помочь ему научиться стать человеком и жить среди людей.
Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка — вот наши
главные лекарства. И еще — полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом,
общением и заботой о других, жизнь. Только так больной ребенок сможет
почувствовать себя полнокровным человеком. «Учись быть активным, невзирая на
болезнь, не сосредоточивайся на болезни, и она отступит!» — внушаем мы постоянно
детям»
Придавая особенное значение в лечебной педагогике труду, он пишет о «труде
заботе», которым увлечен весь санаторий, каждый ребенок, о традициях, рожденных
совместным трудом, которые выливались в желание всем поговорить, попеть, помечтать.
Он пишет о «трудерадости», мероприятиях, которые вносят в жизнь больных детей
романтику. Встречи с легендарными людьми, игры и общественнополезная работа,
комната размышлений, где сформулированы заповеди этического поведения детей. Цель
комнаты размышлений — побудить ребенка к осмыслению себя, своего отношения к
людям, проверке своего поведения моральными заповедями.
Лечебная педагогика А.А. Дубровского направлена на то, чтобы помочь ребенку
справиться с болезнью, выйти из нее стойким, умеющим жить среди людей. Он ставит
задачи — увлечь больных детей возможностью самосовершенствования и «творения
добра», привить любовь к природе, развивать творчество и самовоспитание.
Решать эти задачи можно, по его мнению, только вовлекая детей в труд и общение.
Дубровский формулирует основные направления работы социального педагога с
больными детьми. Это:
— проведение этических бесед;
— организация детского самоуправления;
— обязательное участие детей в труде, занятие гимнастикой;
— сотрудничество детей и воспитателей.
Кроме того, социальному педагогу надлежит:
— организовать для всего коллектива содержательные игры;
— помочь ребенку заняться творчеством;
— организовать отдых: на стадионе, в комнате сказок, картинной галерее, парке,
библиотеке и др.;
— создать «Комнату размышлений»;
— проводить занятия психотерапией и аутогенной тренировкой.