Работа с родителями ребёнка-инвалида. Лечебная педагогика А.А. Дубровского

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семья, в которой есть дети-инвалиды особый объект внимания. Получив информа-цию о такой семье, составив план оказания ей помощи, разрабаты¬ваются рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации составляется совместно с детским врачом на каждого ребенка-инвалида. Чаще всего с ребенком рабо-тают психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре. Учитывая, что эти дети плохо ориентируются
Иконка файла материала Работа с родителями ребёнка.doc
Работа с родителями ребёнка­инвалида. Лечебная педагогика А.А. Дубровского Семья, в которой есть дети­инвалиды особый объект внимания. Получив информацию о   такой   семье,   составив   план   оказания   ей   помощи,   разрабатываются   рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации составляется совместно с детским врачом на каждого ребенка­инвалида. Чаще всего с ребенком рабо­ тают   психолог,   невропатолог,   психоневролог,   логопед,   массажист,   дефектолог   и инструктор по лечебной физкультуре. Учитывая,   что   эти   дети   плохо   ориентируются   в   жизни,   составляются   программы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится в личности ребенка,   его   личному   поведению   («Личная   гигиена»,   «Я   в   быту»)   и   часть  —  к   его поведению в обществе («Я в трамвае», «Я в магазине» и т.д.). Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде. Для преодоления трудностей общения детей­инвалидов со  здоровыми   детьми  социальный  педагог  составляет   программу,  по которой  ребе  нок подготавливается к такому общению. Это может быть участие в конкурсах, проведения дней рождения, обсуждение книг и фильмов. Включение детей­инвалидов в трудовую деятельность (фото, пошив одежды, ремонт обуви, работы по дереву)  —  также предмет особой заботы социального педагога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договора, по и научить ребят профессии, дать им необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах,   разбирались   в   вопросах   экономии,   планирования   труда,   умели   содержать инструменты в надлежащем состоянии и т.д. Важно, чтобы эти дети в процессе труда могли проявлять свои способности. Для этого нужно   научить   ребенка   рисовать,   лепить,   познакомить   его   с   народным   творчеством, рассказать о национальной росписи тканей, деревянных и глиняных игрушек, привлечь к росписи ребят. Выставки работ детей, их участие в праздниках, концертах и спектаклях помогают в утверждении каждого из них как личности. Творческая   работа   сопровождается   чтением   книг,   созданием   библиотеки,   что развивает ребенка, расширяет его кругозор. Исследователи отмечают, что 10% подростков страдают какими­либо заболеваниями, 5%  имеют   психические   отклонения.   Важно,   чтобы   больной   ребенок   не   раздражал остальных  членов семьи.  Оранжерейное  отношение к такому ребенку приводит  к фор­ мированию   иждивенца,   опасна   и   другая   крайность,   когда   родителей   или   окружающих раздражает болезнь ребенка, что также усугубляет его состояние. Долг родителей  —  успокоить ребенка, облегчить его переживания, создать в семье атмосферу оптимизма. В этом семье может помочь только социальный педагог. Говоря   о   детях­инвалидах,   следует   обратиться   к   лечебной   педагогике А.А.Дубровского. В своей книге «Жемчужина России» автор рассказывает о лечении детей в санаторном пионерском лагере у моря. Покажется   незначительным   его   посадка   деревьев   так,   что,   по   его   мнению,   они оказывают и лечебное, и эмоциональное воздействие на ребенка. Он пишет, как ребята тянутся   к   платанам,   считая   их   своими   друзьями.   Все   это   потому,   что   на   детей   с нарушенной заторможенной психикой благоприятно влияют деревья с крупными кронами конической или пирамидальной формы и заостренной вершиной (тополь, ель, пихта). В парке   были   посажены   щадяще­успокаивающие   деревья,   с   раскидистыми,   повислыми, зонтикообразными, шарикообразными, плакучими кронами, с бледной окраской листвы.Дубровский   пишет,   что   дети   любили   собираться   под   платанами,   так   как   он притягивает, потому что «имеет кругленькие, на длинной ножке, мягкие пушистые шарики. Шаровидная,   округлая,   овальная   форма   всегда   успокаивает.   И   недаром   люди   для устроения добрых дел садятся за круглый стол». Успех   лечения,   пишет   он,   зависит   от   того,   как   оно,   будет   организовано.   Важно построить работу так, чтобы преодолеть одиночество и подавленность ребенка. На первом этапе — это доверительная беседа с ним, из которой воспитатель выясняет «главные желания ребенка».  Первостепенной является задача педагога отвлечь ребенка от «ухода в болезнь» и поверить в свое выздоровление. «Нередко   причиной болезни,  —  пишет Дубровский,  —  и болезненного  состояния являются   неразвитость   души,   безделье,   скука,   праздность,   черствость   и   бездушие, грубость   и   взаимонепонимание,   холодность   и   безразличие,   ограниченность   и агрессивность. Поэтому мы и видим основную свою задачу в том, чтобы уважением и доверием к ребенку помочь ему научиться стать человеком и жить среди людей. Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка  —  вот наши главные лекарства. И еще  —  полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением   и   заботой   о   других,   жизнь.   Только   так   больной   ребенок   сможет почувствовать   себя   полнокровным   человеком.   «Учись   быть   активным,   невзирая   на болезнь, не сосредоточивайся на болезни, и она отступит!» — внушаем мы постоянно детям» Придавая   особенное   значение   в   лечебной   педагогике   труду,   он   пишет   о   «труде­ заботе»,   которым   увлечен   весь   санаторий,   каждый   ребенок,   о   традициях,   рожденных совместным трудом, которые выливались в желание всем поговорить, попеть, помечтать. Он   пишет   о   «труде­радости»,   мероприятиях,   которые   вносят   в   жизнь   больных   детей романтику.   Встречи   с   легендарными   людьми,   игры   и   общественно­полезная   работа, комната размышлений, где сформулированы заповеди этического поведения детей. Цель комнаты   размышлений  —  побудить   ребенка   к   осмыслению   себя,   своего   отношения   к людям, проверке своего поведения моральными заповедями. Лечебная   педагогика   А.А.   Дубровского   направлена   на   то,   чтобы   помочь   ребенку справиться с болезнью, выйти из нее стойким, умеющим жить среди людей. Он ставит задачи  —  увлечь   больных   детей   возможностью   самосовершенствования   и   «творения добра», привить любовь к природе, развивать творчество и самовоспитание. Решать эти задачи можно, по его мнению, только вовлекая детей в труд и общение. Дубровский   формулирует   основные   направления   работы   социального   педагога   с больными детьми. Это: — проведение этических бесед; — организация детского самоуправления; — обязательное участие детей в труде, занятие гимнастикой; — сотрудничество детей и воспитателей. Кроме того, социальному педагогу надлежит: — организовать для всего коллектива содержательные игры; — помочь ребенку заняться творчеством; —  организовать   отдых:   на   стадионе,   в   комнате   сказок,   картинной   галерее,   парке, библиотеке и др.; — создать «Комнату размышлений»; — проводить занятия психотерапией и аутогенной тренировкой.