Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад «Алёнка»
ДОКЛАД
«Использование дидактических игр
по математике в игровой деятельности»
Воспитатель Язынина И.В.
р.п. Дмитриевка
2017 год
К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность детей, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе ребенка, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. Обучение в форме игры может и должно быть интересно, занимательным, но никогда развлекающим».
Дидактическая игра – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С рождения ребенок познает, интересуется происходящим. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, позволяют узнать о признаках предметов. Обучение ребенка точным наукам, таким как математика, является сложным процессом, требующим немало усилий, как со стороны педагога, так и воспитанника. Чтобы дошкольники могли свободно, в игровой форме овладеть основами математики, было введено использование разнообразных дидактических игр.
Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что игра проходит в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
- Игры на количество и счет: «Сколько было? Сколько стало? Сколько всего?», «Узнай цифры», «Много-мало» и т. п. Задачи этих игр – способствовать закреплению количества предметов.
- Игры на закрепление формы предмета: «Из каких фигур состоит предмет?», «Геометрическое лото», «Три квадрата» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- Игры на закрепление величины предмета: «Что изменилось?», «Раз, два, три-ищи», «У кого хвост длиннее» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
- Игры на ориентировку в пространстве: «Где находится?», «Угадай где», «Положи куда скажу» и т. п. Эти игры направленны на определение положения предмета по отношению к себе, развивают умение двигаться в заданном направлении.
- Игры на ориентировку во времени: «Когда это бывает?», «Вчера-сегодня-завтра», «День-ночь» и т. п. Эти игры расширяют представление о частях суток, их последовательности. Учат ориентироваться в последовательности названий ближайших дней.
- Д/игры «Магазин», Зоопарк», «Бензозаправочная станция» «Концертный зал» и т.п. Эта игра повышает уровень умения самостоятельно применять полученные на занятиях математические знания в условиях дидактической игры.
Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов используются не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы - режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).
Варианты заданий:
I. Одевание (раздевание) на (с) прогулку:
• предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к другу;
• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация);
II. После сна:
• застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;
• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные);
III. Прием пищи:
• попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом;
Прогулка:
• собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие) ;
• во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;
• «Найди, что покажу» - искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;
• «Найди, что назову» - искать предметы по описанию;
• постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы;
• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;
• наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;
• играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста.
Таким образом, дидактическая игра – это средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.