Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Оценка 5

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Оценка 5
Работа в классе
doc
русский язык
9 кл
26.11.2017
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Актуальность данной проблемы обусловлена целями и задачами современного образования, то есть формированию компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни общества. Совершенствование навыков грамотности чтения позволяет современному учителю создать условия для социализации учащихся посредством формирования умений работы с информацией, заключенной в текстах разного типа и формата.Урок русского языка
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения.doc
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения В своем ежегодном Послании Президент РК Нурсултан Назарбаев уделяет   особое   значение   вопросам   воспитания   подрастающего поколения и указывает: «Чтoбы стать развитым конкурентнoспособным государством,   мы   должны   стать   высокообразованной   нацией.   В сoвременном   мире   простой   поголовной   грамотности   уже   явно недостаточно. Необходимо  уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Русский  язык и литература в казахской школе  являются одним из   ведущих   предметов   гуманитарного   цикла   и   призваны  развивать функциональную   грамотность   учащихся.  Я   учитель   с   почти тридцатилетним  стажем работы в школе, сертифицированный  учитель третьего  (базового)  уровня  в  рамках   уровневых  программ   повышения квалификации   педагогических   кадров   Республики   Казахстан,   не   так давно   проходила   курсы   повышения   квалификации   на   тему   «Развитие функциональной   грамотности   чтения   учащихся   в   рамках   проведения международного   исследования   РІSA».   Меня,   как   учителя   новой формации,   очень   заинтересовали   результаты   исследований     в   рамках программы   РІSA. Ведь одним из основных требований к преподаванию русского языка в казахской школе является развитие коммуникативных навыков.   А   развить   коммуникативные   навыки   можно   только   через грамотность   чтения.  Грамотно   читать   ­   это   значит   размышлять    над содержанием   текста,   оценивать   смысл   и   значение   текста   и   научиться излагать   свои   мысли   о   прочитанном.  И   поэтому   передо   мной   встал вопрос: какие виды работ должен применять  учитель на своих уроках, чтобы   довести   до   сознания   каждого     ученика   нужность   и   важность получаемых   знаний,   привить   навыки   применения   этих   же   знаний   в повседневной жизни. Что   требовалось   с   меня,   как   с   учителя?   Я   решила   меньше говорить на уроках, больше слушать своих учеников и старалась больше времени уделять групповой и парной работе учащихся.  Этим навыкам работы   я   научилась   на     курсах     обучения   по   Кэмбриджу.   Я  стала использовать   на   своих   уроках   тексты   с  заданиями    формата  РІSA. Задания   к   текстам   я   стала   придумывать   сама,   этому   способствовали навыки и умения, полученные на курсах повышения квалификации по развитию функциональной грамотности чтения.  Итак,   после  объяснения   грамматической   темы   и   выполнения тренировочных заданий по стратегиям критического мышления, я давала тексты   с  «переделанными»   заданиями,   где   учитывалось  время, возможности и возрастные особенности учащихся. Задания составлялись мной   с   учетом   решения   поисковых,   исследовательских   и   творческих задач, с главной целью ­  заинтересовать ученика, обратить его внимание на проблемы, которые сможет решить человек, вооруженный навыками грамотного чтения. На своих   уроках  я  использую сплошные  и несплошные тексты. Сплошные   тексты   чаще   всего   применяю   на   уроках   русского   языка, потому   что   учащимся   можно   дать   задания   как   грамматического характера,   так   и   задания   формата  РІSA.   А   несплошные   тексты (иллюстрации   с   картин,   фотографии,   информационные   листы   и   т.д.) использую   на   уроках   русской   литературы   в   старших   классах   и литературного   чтения   в   младших   классах.   На   своих   уроках   с применением   заданий   формата  РІSA  я   уделяю   особое   внимание   на полное   понимание   учащимися   текста.   Для   этого,   дополнительно   к тексту,   я   даю   перевод   некоторых   слов   и   выражений.   А   применение стратегий   критического   мыщления   через   чтение   и   письмо   –   это «спасательный   круг»   для   любого   учителя,   будь   это   учитель   новой формации или учитель, лишь владеющий данной технологией.  Итак,   на  уроке   русского  языка   в  9  классе     «Повторение   темы «Сложное   предложение»   учащиеся   работали   над   притчей   «Чем наполнена   душа»   по     стратегии  «Думай   –   обсуждай   с   партнером   – делись».    «Чем наполнена душа» (притча) Однажды несколько человек нарочно громко осуждали мудрого человека,   когда   тот   проходил   по   их   кварталу. Тот   все   слышал,   но ответил им улыбкой и желал здравствовать. Некто спросил его: —  Ты улыбался  и желал этим людям здоровья, неужели ты не испытывал к ним злости? На что мужчина ответил: — Когда я прихожу на рынок, я могу тратить только то, что есть у меня в кошельке. Так же и при общении с людьми – я могу тратить только то, чем наполнена моя душ… Индивидуальная работа учащегося. Задания учащимся: 1. Выразительно прочитай. 2.    О чем этот текст? Выбери правильный вариант ответа. Это текст о воскресной прогулке. Это текст о человеке с доброй  душой. Это текст о человеке с толстым кошелком. Критерии оценивания: 0­1 балл. Работа в паре. 3. Найдите в тексте сложные предложения по данным схемам и определите вид сложных предложений (СП): 1) 2) 3) ‒  [    =  ], но [  =   ]. ‒‒ ‒‒  ], (когда = ).  =   [      ‒  = ),   [ Когда   [  =   =  ], ( что  = ).  Критерии   оценивания    :   за   каждое   правильно   найденное предложение – 1 балл, определение вида СП    П    – 1 балл.  Работа в группе. Выступление спикера группы. 4. Перефразируйте   предложения   из   текста,   заменяя простые   предложения    сложноподчиненны      ми      предложения      ми   и, наоборот,     сложноподчиненные   предложения   переделывая   в простые: Памятка учащимся Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее. Будь добрым к людям! Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается. Помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. Критерии  оценивания: грамотность  изложения  материала­1 балл,   достоверность   –   1        балл,   ораторские   способности   спикера команды ­1       балл. Что дало мне использование   стратегии   «Думай – обсуждай с партнером – делись»  на уроке? Во­первых,  отрабатывалась   выразительность   чтения;   во   – вторых,   параллельно   шла   словарная   работа,   объяснение   значений   в­   третьих, непонятных   слов,   перевод   их   на   казахский   язык;   дополнительно   шло   повторение   пройденных   тем;   в   –   четвертых, каждый   ученик   самостоятельно   делал     выводы   по   теме   рассказа, говорили о воспитанности и добром отношении к людям.          А  задания   по  перефразированию  текста  очень   заинтересовали учащихся.   Обсуждения   в   группах   шли   бурно,   спикеры   записывали переделанные предложения в тетрадь, а один из  одаренных  учеников графически   отобразил     сложное   предложение     в   тетради.   На   мой вопрос,   зачем   это   нужно   было   делать,   он     сказал,   что   так   легче объяснять своим товарищам в группе каким образом было переделано простое предложение в сложное.  Что у меня получилось? Что понравилось учащимся? Какими должны   быть   мои   дальнейшие   действия?   Ответы   на   эти   вопросы   я получила после рефлексии, которую сделали ученики.  Итак,  в будущем я хочу разрабатывать свои вопросы формата РІSA,   где   будут   учтены   возрастные   особенности,   степень   владения русским языком учащихся, а также   возможности и желания каждого ученика. А достичь своих целей я могу, так как у меня  есть огромное желание и большой потенциал для поля  деятельности.   Литература: 1.   Послание   Президента   Республики   Казахстан   Стратегия «Казахстан ­ 2050» 2.   Национальный   план   действий   по   развитию   функциональной грамотности школьников на 2012­2016гг. 3.   Коханец А.И. Качество образования в Республике Казахстан: технология переориентации на результаты, Алматы ­ Астана,  2004 г. 4.Основные результаты международного исследования  образовательных достижений 15­летних обучающихся PISA­2012. А.  Култуманова, Г. Бердибаева, Б. Картпаев, И. Иманбек, К. Шарбанова,  М. Рахимова, Ж. Жумабаева, З. Пирнепесова, Б. Окенова, А. Увалиева.  Астана: НЦОСО, 2013.  5. Ресурсы Интернета. Статья «Краткая информация о  международном исследовании PISA». http://goo.kz/content/view/44/4416

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017