Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Оценка 5
Работа в классе
doc
русский язык
9 кл
26.11.2017
Актуальность данной проблемы обусловлена целями и задачами современного образования, то есть формированию компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни общества. Совершенствование навыков грамотности чтения позволяет современному учителю создать условия для социализации учащихся посредством формирования умений работы с информацией, заключенной в текстах разного типа и формата.Урок русского языка
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения.doc
Работа с текстом как основной способ развития функциональной
грамотности чтения
В своем ежегодном Послании Президент РК Нурсултан Назарбаев
уделяет особое значение вопросам воспитания подрастающего
поколения и указывает: «Чтoбы стать развитым конкурентнoспособным
государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В
сoвременном мире простой поголовной грамотности уже явно
недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной
грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это
важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Русский язык и литература в казахской школе являются одним
из ведущих предметов гуманитарного цикла и призваны развивать
функциональную грамотность учащихся.
Я учитель с почти
тридцатилетним стажем работы в школе, сертифицированный учитель
третьего (базового) уровня в рамках уровневых программ повышения
квалификации педагогических кадров Республики Казахстан, не так
давно проходила курсы повышения квалификации на тему «Развитие
функциональной грамотности чтения учащихся в рамках проведения
международного исследования РІSA». Меня, как учителя новой
формации, очень заинтересовали результаты исследований в рамках
программы РІSA. Ведь одним из основных требований к преподаванию
русского языка в казахской школе является развитие коммуникативных
навыков. А развить коммуникативные навыки можно только через
грамотность чтения. Грамотно читать это значит размышлять над
содержанием текста, оценивать смысл и значение текста и научиться
излагать свои мысли о прочитанном. И поэтому передо мной встал вопрос: какие виды работ должен применять учитель на своих уроках,
чтобы довести до сознания каждого ученика нужность и важность
получаемых знаний, привить навыки применения этих же знаний в
повседневной жизни.
Что требовалось с меня, как с учителя? Я решила меньше
говорить на уроках, больше слушать своих учеников и старалась больше
времени уделять групповой и парной работе учащихся. Этим навыкам
работы я научилась на курсах обучения по Кэмбриджу. Я стала
использовать на своих уроках тексты с заданиями формата РІSA.
Задания к текстам я стала придумывать сама, этому способствовали
навыки и умения, полученные на курсах повышения квалификации по
развитию функциональной грамотности чтения.
Итак, после объяснения грамматической темы и выполнения
тренировочных заданий по стратегиям критического мышления, я давала
тексты с «переделанными» заданиями, где учитывалось время,
возможности и возрастные особенности учащихся. Задания составлялись
мной с учетом решения поисковых, исследовательских и творческих
задач, с главной целью заинтересовать ученика, обратить его внимание
на проблемы, которые сможет решить человек, вооруженный навыками
грамотного чтения.
На своих уроках я использую сплошные и несплошные тексты.
Сплошные тексты чаще всего применяю на уроках русского языка,
потому что учащимся можно дать задания как грамматического
характера, так и задания формата РІSA. А несплошные тексты
(иллюстрации с картин, фотографии, информационные листы и т.д.)
использую на уроках русской литературы в старших классах и
литературного чтения в младших классах. На своих уроках с применением заданий формата РІSA я уделяю особое внимание на
полное понимание учащимися текста. Для этого, дополнительно к
тексту, я даю перевод некоторых слов и выражений. А применение
стратегий критического мыщления через чтение и письмо – это
«спасательный круг» для любого учителя, будь это учитель новой
формации или учитель, лишь владеющий данной технологией.
Итак, на уроке русского языка в 9 классе «Повторение темы
«Сложное предложение» учащиеся работали над притчей «Чем
наполнена душа» по стратегии «Думай – обсуждай с партнером –
делись».
«Чем наполнена душа» (притча) Однажды несколько человек нарочно громко осуждали мудрого
человека, когда тот проходил по их кварталу. Тот все слышал, но
ответил им улыбкой и желал здравствовать. Некто спросил его:
— Ты улыбался и желал этим людям здоровья, неужели ты не
испытывал к ним злости?
На что мужчина ответил:
— Когда я прихожу на рынок, я могу тратить только то, что есть
у меня в кошельке. Так же и при общении с людьми – я могу тратить
только то, чем наполнена моя душ…
Индивидуальная работа учащегося.
Задания учащимся:
1. Выразительно прочитай.
2.
О чем этот текст? Выбери правильный вариант ответа.
Это текст о воскресной прогулке.
Это текст о человеке с доброй душой.
Это текст о человеке с толстым кошелком.
Критерии оценивания: 01 балл.
Работа в паре.
3. Найдите в тексте сложные предложения по данным схемам и
определите вид сложных предложений (СП):
1)
2)
3)
‒
[
= ], но [ = ].
‒‒ ‒‒ ], (когда = ).
=
[
‒
= ),
[ Когда
[ = = ], ( что = ).
Критерии оценивания
: за каждое правильно найденное
предложение – 1 балл, определение вида СП
П – 1 балл.
Работа в группе. Выступление спикера группы. 4. Перефразируйте предложения из текста, заменяя
простые предложения
сложноподчиненны
ми
предложения
ми и,
наоборот,
сложноподчиненные предложения переделывая в
простые:
Памятка учащимся
Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От
этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
Будь добрым к людям!
Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается.
Помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
Критерии оценивания: грамотность изложения материала1
балл, достоверность – 1
балл, ораторские способности спикера
команды 1
балл.
Что дало мне использование стратегии «Думай – обсуждай с
партнером – делись» на уроке? Вопервых,
отрабатывалась выразительность чтения; во –
вторых, параллельно шла словарная работа, объяснение значений
в третьих,
непонятных слов, перевод их на казахский язык;
дополнительно шло повторение пройденных тем; в – четвертых,
каждый ученик самостоятельно делал выводы по теме рассказа,
говорили о воспитанности и добром отношении к людям.
А задания по перефразированию текста очень заинтересовали
учащихся. Обсуждения в группах шли бурно, спикеры записывали
переделанные предложения в тетрадь, а один из одаренных учеников
графически отобразил сложное предложение в тетради. На мой
вопрос, зачем это нужно было делать, он сказал, что так легче
объяснять своим товарищам в группе каким образом было переделано
простое предложение в сложное.
Что у меня получилось? Что понравилось учащимся? Какими
должны быть мои дальнейшие действия? Ответы на эти вопросы я
получила после рефлексии, которую сделали ученики.
Итак, в будущем я хочу разрабатывать свои вопросы формата
РІSA, где будут учтены возрастные особенности, степень владения русским языком учащихся, а также возможности и желания каждого
ученика. А достичь своих целей я могу, так как у меня есть огромное
желание и большой потенциал для поля деятельности.
Литература:
1. Послание Президента Республики Казахстан Стратегия
«Казахстан 2050»
2. Национальный план действий по развитию функциональной
грамотности школьников на 20122016гг.
3. Коханец А.И. Качество образования в Республике Казахстан:
технология переориентации на результаты, Алматы Астана, 2004 г.
4.Основные результаты международного исследования
образовательных достижений 15летних обучающихся PISA2012. А.
Култуманова, Г. Бердибаева, Б. Картпаев, И. Иманбек, К. Шарбанова,
М. Рахимова, Ж. Жумабаева, З. Пирнепесова, Б. Окенова, А. Увалиева.
Астана: НЦОСО, 2013.
5. Ресурсы Интернета. Статья «Краткая информация о
международном исследовании PISA». http://goo.kz/content/view/44/4416
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.