Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Оценка 5

Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
3 кл—9 кл
15.10.2018
Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
В данном материале представлен опыт работы по теме «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся». Наблюдается снижение уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня. А требование общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Содержание опыта работы по теме «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» помогает преодолеть вышеназванное противоречие.
Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.docx
Н.И. Коновалова,  учитель русского языка и литературы  МБОУ Аннинской СОШ №1 Работа с текстом как средство  формирования коммуникативной компетенции учащихся (из опыта работы) Актуальность и обоснование выбора методической темы.  Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений  во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных  проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано  с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации  образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель  образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых  компетентностей является коммуникативная компетентность.  Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться  с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в  себе.  По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек  должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения,  уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.  Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и  совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу,  быть тактичным и убедительным в дискуссии ­ одно из самых важных направлений в развитии  речемыслительной деятельности учащихся.  Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у  учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение  языку как средству общения.  В 2008/ 2009 учебном году, работая в среднем звене ( в 5 классе), я обратила внимание на то, что у  детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли свободно  аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно  общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной  житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята  затруднялись в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускали большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.  В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением  уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие  языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать  собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на  практике. Содержание опыта работы по теме «Работа с текстом как средство формирования  коммуникативной компетенции учащихся» помогает преодолеть вышеназванное противоречие.  Для реализации поставленной цели ­ формирования коммуникативной компетенции учащихся через  работу с текстом ­ я поставила перед собой следующие задачи:  1) внедрение на уроках русского языка  и литературы форм и методов работы с текстом,  способствующих развитию речи учащихся;  2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков  анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых  единиц;  3) вовлечение во внеурочную, внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих  способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей; .  Для  решения проблемы наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и  методы организации работы с текстом:  • комплексная работа с текстом; • лингвостилистический анализ текста; • «самодиктанты»;  • сочинение­рассуждение; • редактирование текста; • различные виды диктантов;  • интеллектуально­лингвистические упражнения; • работа с текстами­миниатюрами;  • составление синквейнов,  кластеров, инсертов к тексту; • коммуникативные и игровые ситуации.  В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом.  Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения  орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические  конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г.  Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно  анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об  особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного  произведения как творческой деятельности.  Опыт работы по теме «Работа с текстом  как средство формирования коммуникативной компетенции  учащихся» потребовал внести коррективы в содержание образования по преподаваемому предмету:  • анализ и освоение новых учебно­методических комплектов по русскому языку под редакцией  М.М.Разумовской и П.А. Леканта, А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой, включение их опыта и  рекомендаций в свою систему работы;  •разработка рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ООО по русскому языку,  литературе, учебному курсу  «Смысловое чтение и работа с информацией», по «Риторике»  (внеурочная деятельность); • углубление знаний учащихся по предмету через учебный курс «Смысловое чтение и работа с  информацией» и  внеурочную деятельность («Риторика»), внеклассную работу;  • изменение в организации учебного процесса (введение ФГОС ООО);  •применение современных методов и приёмов обучения  • творческое комплексное применение известных педагогических технологий П.Я.Гальперина, Т.М.  Пахновой, Л.С. Выготского и др. .  Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные  педагогические технологии ( например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную  информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к  изучаемому материалу.  Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практике работы такой урок  (урок­исследование, урок словесности, деловая игра, уроки – лаборатории и т. п.) состоит из  следующих этапов:  • целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные  инструкции по выбору и выполнению задания;  • планирование ( школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом  выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают  план действий);  • исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);  • дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои  наблюдения);  • итоговая творческая работа.  Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о  средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения­миниатюры, оформляют свои  размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Учитель оценит не только  результат, но и процесс работы.  Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и  инструктивным сопровождением  На всех видах вышеназванных уроков учителем создается особая образовательная ситуация, когда  через общение ученик­учитель, ученик ­ ученики происходит осмысление и усвоение теоретических  знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности. Общение становится обязательным условием  учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются  приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется  применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения,  интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных  технологий), неурочных форм организации деятельности.  Одно из важных условий применения данного опыта­ переход от традиционного обучения к  личностно­ориентированному. Такой подход требует становления педагога как профессионала, легко  ориентирующегося в инновациях.  Внесенные изменения в содержание образования и в организацию педагогического процесса – одно из  условий успешности данного педагогического опыта.  Степень новизны и содержание необходимых изменений Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании  педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении  традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение  традиционной структуры урока) , возрастных особенностей и психологии, индивидуально­творческих  возможностей и мотивов учащихся.  Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:  • у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и  литературы;  • более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся,  формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое  развитие;  Различные формы и методы работы с текстом применяю не только на уроках, но и на внеурочных  занятиях «Риторика» (например, ситуативные упражнения, дидактические игры, синквейны  способствуют развитию творческих способностей учащихся). Уже есть опыт участия в творческих  конкурсах.  Вышеизложенный опыт по работе с текстом применим как на отдельно взятом уроках русского языка  и литературы или их части, так и в системе уроков. С  успехом может использоваться не только  учителями русского языка и литературы, но и педагогами начальной школы с учетом возрастных  особенностей младшего школьного возраста.  Заключение  «Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка.  Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент  формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное  изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого  поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям  и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?» Поэтому особую важность приобретает  формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка  и литературы.  Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает  подготовиться к успешной сдаче ОГЭи ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой  личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых  динамичных социально­экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным  обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность  к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и  письменной речью в различных сферах применения языка.

Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2018