Работа с текстом.Анализ текста
Оценка 4.6

Работа с текстом.Анализ текста

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русский язык
11 кл
28.10.2019
Работа с текстом.Анализ текста
Актуальность темы: Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понимать, осмысливать, воспроизводить художественный текст. Текст дает возможность не только для развития связной речи учащихся национальной школы, но и способствует расширению их кругозора и эрудиции. Цель: Исследовать способы и приемы развития речи учащихся анализ текста. Творческое задание Напишите подробное изложение. Продолжите изложение размышлениями на тему: «Грамотность − путь к успеху» Комплексного анализа текста.Работа над самостоятельными частями речи. Умение работать с толковыми словарями.
БГ_текст для ПЗ.docx
БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ Берестяными   грамотами   принято   называть   тексты,   начертанные,     процарапанные заостренным костяным стержнем на березовой коре — бересте. Береста   в   качестве   писчего   материала   встречается   у   многих   народов   Евразии   и Северной Америки. Некоторые русские старообрядческие книги написаны на специально обработанной   березовой   коре.   Однако   все   известные   до   недавнего   времени   тексты   на бересте   написаны   чернилами   и   иногда   углем   и   ничем,   кроме   писчего   материала,   не отличаются   от   рукописей,   писанных   чернилами   на   пергаменте   или   бумаге.   И   все   они сравнительно позднего происхождения — не старше XV века. Открытие новгородских берестяных грамот познакомило ученый мир с неожиданным и удивительным явлением древнерусской культуры. Хотя о традициях берестяного письма в Древней Руси до XVI ­ XV веков было известно давно, первая древнерусская берестяная грамота   была   найдена   лишь   в   1951   году   во   время   раскопок   в   Новгороде,   одном   из важнейших культурных центров нашего средневековья. Она сбереглась, потому что состав местной почвы благоприятствует длительному сохранению в ней древесных материалов. При   расширении   археологических   раскопок   последовали   систематические   находки грамот   на   бересте:   в   начале   восьмидесятых   годов   нашего   века   их   число   перевалило   за шестьсот. Берестяные грамоты были обнаружены также в Смоленске, в Старой Руссе под Новгородом,   в   Пскове,   в   Витебске.   Нетрудно   заметить,   что   все   места   находок географически близки к Новгороду и имели сходные условия сохранения этих памятников древнего письма. Сохранению их, конечно же, способствовало то, что они процарапаны, а не писаны   чернилами,   которые   за   сотни   лет   пребывания   в   сырой   земле   должны   были раствориться. Новгородские берестяные грамоты представлены с XI века. В  большинстве своем   они   являются   текстами   разового   использования:   это   частные   письма,   посланные членам семьи, друзьям, соседям или компаньонам в торговых делах, например, с просьбой поскорее что­то прислать, приехать или как­то помочь в деле.   Встречаются  черновики деловых   бумаг,   которые   затем,   видимо,   были   переписаны   на   бумаге   или   пергаменте, памятные заметки «для себя» о долгах, о необходимости что­то сделать.  Ученым известны тексты, созданные учащимися и представляющие собой что­то вроде черновых   упражнений   в   письме.  Исследователями   была,   например,  найдена   целая   серия упражнений в азбуке и рисунков мальчика Онфима и его товарища, живших в Новгороде в XIII   веке.   Естественно,   что   по   прошествии   некоторого   времени   такие   записи   или прочитанные письма за ненадобностью выбрасывались. Большинство   берестяных   грамот   повреждено  временем,  так  что   нередко   читаются лишь фрагменты древнего текста, но есть и такие, где текст сохранился полностью. Грамоты эти   являются   ценнейшим   материалом   для   источников:   они   характеризуют   частную, хозяйственную   и   культурную   жизнь   Древнего   Новгорода,   значительно   обогащая   наши сведения о Древнем Новгороде. Очень велико и их историко­культурное значение: берестяные грамоты подтверждают давнее   предположение   о   широком   распространении   грамотности   на   Руси,   особенно   в средневековом Новгороде, где умение читать и писать было достоянием самых различных слоев населения, в том числе и женщин, являющихся авторами и адресатами некоторых берестяных   грамот,   а   не   только   духовенства   и   переписчиков­профессионалов. Средневековая Западная Европа такого широкого распространения грамотности не знала. (438 слов) Творческое задание Из энциклопедии Напишите подробное изложение. Продолжите изложение размышлениями на тему: «Грамотность − путь к успеху» Задания для комплексного анализа текста 1. Прочитайте текст. Определите его тему. 2. В чём состоит идея текста?  3. Определите стилистическую принадлежность текста. Ответ аргументируйте. 4. Доказательность — одна из характерных черт научного стиля. Подберите факты, что  свидетельствуют   о   высоком   уровне   развития   культуры   в  средневековом Новгороде. 5.   Используя   толковый   словарь,   объясните   значение   слова  «береста». Перечислите   известные   вам   виды   древнего   письма.   В   чём   особенность берестяных грамот? 6.   Объясните   правописание   слова   «берестяные».   Составьте   словарный   диктант, включив   в   него   слова   с   орфограммой   «Одна   и   две   буквы  н  в   суффиксах прилагательных». 7.   Выпишите   из   текста   имена   числительные,   распределив   их   по   разрядам. Просклоняйте одно из числительных по выбору. 8. Найдите и выпишите, где и когда была найдена берестяная грамота. Нанесите на карту места обнаружения.  9. Что способствовало сохранности грамот? Запишите предложение, проанализируйте предложение с точки зрения его построения и объясните постановку двоеточия. 10. Выпишите из текста предложение, повествующее об использовании берестяных грамот, подчеркните однородные члены. Начертите схему.  11. Выпишите причастные обороты из пятого абзаца, укажите их роль. 12.   Укажите   способ   образования   слов: средневековый, летопись. Продолжите ряд подобных слов. 13.   Найдите   в   последнем   предложении   приложение,   объясните   его   правописание. Продолжите ряд подобных приложений.  14.   Дайте   толкование   выражению:  «памятные   заметки   «для   себя».  Как   вы   его понимаете? 15. Выпишите из текста географические названия. Составьте с ними предложения. Одно их слов разберите фонетически.  древнерусский,   старообрядческий,

Работа с текстом.Анализ текста

Работа с текстом.Анализ текста

Работа с текстом.Анализ текста

Работа с текстом.Анализ текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2019