Выступление учителя начальных классов МБОУ СОШ № 153
Калашниковой Л.П.
Активные формы работы и методы обучения на уроках ОРКСЭ как
средства воспитания культурной идентичности подрастающего
поколения.
Известно, школа является основным звеном духовно
нравственного воспитания
подрастающего поколения.
Образовавшийся духовный вакуум заставляет педагогов
искать пути совершенствования образовательного процесса.
Учителю требуется не только знание предметов и методика их
преподавания, но и умение направить свою деятельность на
духовнонравственное воспитание ребенка. Введение курса
«Основы религиозных культур и светской этики» – это
принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.
В период кризисного состояния современного общества,
когда общий уровень духовной культуры падает, остро стоит
проблема культурной идентификации подрастающего
поколения.
В Федеральном государственном стандарте начального
общего образования в качестве важнейших качеств, которым
должен обладать современный выпускник,
названы
самостоятельность,
духовность,
инициативность,
толерантность,
мобильность. Показательно, что на первое местo поставлены
те черты, котoрые в российском сознании всегда почитались
как главные.
нравственность,
предприимчивость,
Культурная идентичность – единство культурного мира
человека (социальной группы) с определенной культурой,
культурной традицией, культурной системой,
характеризующееся усвоением и принятием ценностей, норм,
содержательного ядра данной культуры и форм ее выражения.
Культура особый духовный опыт человеческих
сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения кпоколению, содержанием которого являются ценностные
смыслы, выраженные в специфических языках и знаковых
системах.
Почему этот курс ОРКСЭ, для одних необходим, а для
других – нет. Причина кроется в мощном потенциале этого
курса, от которого зависит слишком многое в нашей жизни.
Опыт преподавания курса «ОРКСЭ» по всей стране и за
рубежом показал, что он является очень эффективным
средством повышения качества базового образования,
творческого, интеллектуального, художественно
эстетического и духовнонравственного развития, а также
напрямую влияет на воспитание культурной идентичности
подрастающего поколения.
Сегодняшний учебный процесс включает в себя
множество установок и методов обучения, направленных на
развитие познавательного интереса у учеников, которые
хорошо зарекомендовали себя на практике, но в то же время
нужно отходить от стандартного урока, вносить чтото новое,
что могло бы привлечь внимание, активизировать
деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать,
действовать. Необходимо создать такие психолого
педагогические условия в обучении, в которых обучаемый
может занять активную личностную позицию, в наиболее
полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности,
свое индивидуальное «Я».
Этому может способствовать применение в процессе
преподавания курса ОРКСЭ активных форм работы и методов
обучения. Они способствуют формированию умения
принимать решения и решать проблемы, формированию
коммуникативных умений и качеств, умения ясно
формулировать мысли, выслушивать и принимать во внимание
разные точки зрения и мнения других людей, лидерские
умения и качества, умение работать в команде.Перечислю активные формы работы и методы обучения,
которые мы используем в учебном процессе.
Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ:
• дискуссии (дебаты, диспуты)
• эвристические беседы
• учебные и социальные проекты
• урокиэкскурсии
• деловые и ролевые игры
• практикумы
• различные викторины
• конкурсы
• творческие мастерские
Методы обучения:
• Метод моральных дилемм и дискуссий
• Эвристические методы
• Проектирование
• Исследовательский метод
Активные формы учебной работы:
• Взаимные вопросы и задания для групп
• Взаимообъяснение
• Беседа эвристического характера
• Интервью
• Драматизация (Театрализация)
• Сквозные виды учебной деятельности:
• Составление словаря терминов и понятий
• Составление галереи образов
• Работа с притчами
Данные методы используют многие коллеги при изучении
курса ОРКСЭ, поэтому не буду останавливаться на
характеристике каждого из них, а поделюсь своим опытом
преподавания курса ОРКСЭ в нашем образовательном
учреждении, особое внимание, уделив модулю «Основымировых религиозных культур», при этом задействую также
опыт своих коллег. Главным в преподавании данного
модуля, на наш взгляд, является не знаниевый компонент.
Безусловно, мы уделяем достаточное внимание изучению
новых понятий, терминологии, но прежде всего, все усилия
мы направляем на развитие у обучающихся представлений о
нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной
культуры России, на понимание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Девиз изучения ОРКСЭ в нашем учреждении:
Главное вместе!
Главное дружно!
Главное с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиды прочь гони!
В начале учебного года с целью создания условий для
изучения ОРКСЭ и формирования представления о Родине
совместно с учителями, родителями и обучающимися на
параллели мы проводим праздничный урок «Россия наша
Родина».
Для поддержания интереса к изучаемому курсу, воспитания
нравственности, уважения к родителям, семье в течение
учебного года проводим праздники «Проводы зимы»,
«Рождественские колядки», «Твори добро», «Семейные
посиделки» Активное участие в организации и проведении
праздников принимают родители обучающихся.
Групповая работа
Одна из задач, стоящих перед учителем при организации
работы в группах, – создание перспективы для получения
индивидуального образовательного результата каждым
учеником. При групповой организации учебной деятельности
младших школьников применяем игровые методики, включаемэлементы состязательности. Руководители групп и их состав
подбираются по принципу объединения школьников разного
уровня знаний, информированности по данному предмету,
совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и
обогащать друг друга. Часто используемые нами формы и
приемы работы в рамках данной технологии:
•Беседа
•Творческие мастерские
•Взаимные вопросы и задания группам
•Практические работы, деловые игры
•Взаимообъяснение
Технологии сотрудничества реализуют равенство,
партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка.
Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель,
содержание, дают оценки, находясь в состоянии
сотрудничества, сотворчества.
Драматизация (театрализация)
Эта форма организации учебной деятельности близка к
игре и обладает большой привлекательностью для младших
школьников, а также предоставляет им возможности для
самопрезентации. Драматизацию включаем в урок в качестве
иллюстративного фрагмента или презентации выполнения
домашнего задания, инсценируем притчи.
Проектирование
Большое внимание при изучении курса уделяем
проектированию, особому виду деятельности, в результате
которого обучающиеся создают конечный продукт их
собственного творчества, учатся анализировать ситуацию,
выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты,
ставить задачи, находить оптимальный способ решения
проблемы, составлять план действий, оценивать и
анализировать свою работу, соотносить полученные
результаты с ожидаемыми.Темы проектов:
Формирование у обучающихся и их родителей
нравственных ценностей
Добро и зло
Возрасти в себе цветок добра
Добро
«Праздник праздников Рождество Христово»
«Моя малая родина»
«Если скажешь слово Родина…»
«Мой дом. Моя семья»
Коллективные проекты:
• «Добрый человек»
• «Милосердные поступки»
• «Мои добрые дела»
• «Мой лучший друг»
• «Семейные традиции»
Надо отметить, что активно включаются в работу над
проектами и родители обучающихся. Каждый обучающийся за
защиту проекта получает благодарность.
Информационнокоммуникационные технологии
Использование информационнокоммуникационных
технологий в учебном процессе – требование современной
методики и ориентация на интересы и возможности учащихся.
Информатизация является также и средством оптимизации
процесса обучения. Каждый обучающийся получил диск
электронное сопровождение к курсу для домашнего
пользования. В настоящее время педагогами к каждому
уроку подобраны мультимедийные презентации, которые не
перегружены материалом и используются по мере
необходимости. На минимальном объеме информации мы
стремимся достичь максимального уровня обобщения.
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнятьдомашние задания более полноценно. В домашнем задании
для обучающихся, у которых есть возможности выхода в
Интернет, используем задания типа:
Найдите иллюстрации к материалу «Священные сооружения
различных религий», «Священные книги религий мира»,
«Храм в жизни верующих», «Религия и искусство».
Найдите пословицы и поговорки о добре и зле у разных
народов мира, о милосердии, о семье, о дружбе и т.д.
Обучающиеся с удовольствием выполняют задания на
компьютере. Кроме этого, использование компьютерных,
информационных технологий на таких уроках позволяет
осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать
приобретаемые на этом занятии навыки в практической
деятельности. Применение средств ИКТ позволяет экономить
время на уроке,
активизировать познавательную
деятельность;
формировать
коммуникативную и информационную компетенции у
обучающихся, так как ученики становится активными
участниками урока. Наша изюминка и находка: использование
на уроках, во внеурочной деятельности мультфильмов «Гора
самоцветов».
Мультсериал поможет познакомиться со
сказками народов России и лучше узнать их культуру и
традиции.
Работа с родителями
Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без
эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи
изучение предмета будет неполноценным и недостаточно
эффективным, так как в воспитании ребенка, особенно в
нравственном воспитании, обращенном непосредственно к
ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно
важную роль играют родители. Поэтому активно привлекаем
родителей в учебный процесс.
возможность
даетНапример, При изучении тем, связанных с бытовым укладом
представителей различных конфессий, обучающиеся
выступают с рассказом о семейных традициях.
Например, как отмечаются в семье традиционные праздники,
какие готовятся любимые блюда, какие подарки
преподносятся детям, и о других интересных и глубоко
индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье,
прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим
фактором в ученическом взаимодействии.
Составление словаря понятий и терминов
Безусловно, мы уделяем большое внимание составлению
словаря понятий и терминов. Эта работа способствует
систематизации и усвоению материала курса. Содержание
словаря составляют понятия, наиболее характерные для
конкретного содержательного модуля, являющиеся
ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной
специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не
только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и
совершенствует навыки работы с источниками информации,
навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания
точных, понятных, грамотных формулировокЧтобы работа не
казалось обучающимся скучной и однообразной, используем
игру «Решето», которая позволяет при ежеурочном
повторении выучить трудные термины. Используем игру
«Домино», «Найди пару», в которых дети, используя
разрезные карточки, находят пару
Работа с литературными произведениями
Формируем личностные ценности, закладываем основные
понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и
сострадания, красоты и достоинства, опираясь на работу с
текстом, чтением историй, художественных рассказов,фрагментов священных книг, притч, повествований. Уделяем
особое внимание работе с притчами. Систематическая работа
с притчами работа
поможет учителю воспитать у
обучающихся нравственные качества, основанные на идеях
добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства,
уважения к человеку.
Наиболее активно используем следующие способы
работы с притчей:
• Обсуждение основной идеи и смысла истории;
• Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы
закончиться;
• Драматизация (Театрализация) притч;
• Сформулировать вопросы или ответить на поставленные
вопросы;
• Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;
• Сравнение нескольких притч.
Оценивание
По ОРКСЭ в нашем образовательном учреждении
установлена безотметочная система оценивания в течение
всего учебного года. Оценивание направлено на эффективное
обучение и научение ребенка. Положительно оцениваем
каждый удавшийся шаг ребенка, поощряем любое проявление
инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос,
поработать у доски, ведение тетради. С согласия родителей
мы ввели систему поощрений. Обучающиеся получают
эмблемы, которые вклеивают в тетрадь. В конце каждой
четверти подсчитывается количество эмблем, подводятся
итоги, выбираются консультанты – помощники учителя. Учим
детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с
образцом, находить ошибки устанавливать их причины,
самому вносить исправления. В своей работе используем
технологии портфолио: составление портфеля творческих
работ и достижений ученика, что позволит учащимсяпроизводить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.
Использование активных форм и методов работы в курсе
ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала
учащихся, формирует у младшего подростка мотивации к
осознанному нравственному поведению, создаёт условия для
воспитания высоконравственного, творческого,
ответственного гражданина России.
Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур
и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно
нравственном воспитании подрастающего поколения, в
формировании достойных граждан нашей страны.
Ресурсы:
1. Основы мировых религиозных культур (45 класс) Беглов
А.Л. [и др.];учебник для общеобразов. организаций с прил. на
электр. носителе/М.: Просвещение, 2014.
2.Основы мировых религиозных культур. Методическое
пособие.4 класс: пособие для учителей общеобразовательных
организаций/Е. В. Мацыяка. М.: Просвещение, 2014.
3.http://nsportal.ru/shkola/mirovayakhudozhestvennaya
kultura/library/metodikarazvitiyapoznavatelnogointeresau
Методика развития познавательного интереса у учащихся в
курсе ОРКСЭ. Жданова И.В., Москва, 2012.