Районный семинар на тему: "Активные формы работы и методы обучения на уроках ОРКСЭ как средства воспитания культурной идентичности подрастающего поколения."

  • Памятки
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • doc
  • 10.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

doc
Иконка файла материала Активные формы работы и методы обучения на уроках ОКРСЭ....doc
Выступление  учителя начальных классов МБОУ СОШ № 153 Калашниковой Л.П. Активные формы работы и методы обучения на уроках ОРКСЭ как средства воспитания культурной идентичности подрастающего поколения.            Известно,  школа является основным  звеном  духовно­ нравственного   воспитания   подрастающего   поколения.  Образовавшийся   духовный   вакуум   заставляет   педагогов искать   пути   совершенствования   образовательного   процесса. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно­нравственное   воспитание   ребенка.   Введение   курса «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   –   это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.  В период кризисного состояния современного общества,  когда общий уровень духовной культуры падает, остро стоит  проблема культурной идентификации подрастающего  поколения.   В   Федеральном   государственном   стандарте   начального   общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен   обладать   современный   выпускник,   названы самостоятельность, духовность,   инициативность, толерантность,   мобильность. Показательно, что на первое местo поставлены те черты, котoрые в российском сознании всегда почитались как главные.  нравственность,       предприимчивость, Культурная идентичность – единство культурного мира  человека (социальной группы) с определенной культурой,  культурной традицией, культурной системой,  характеризующееся усвоением и принятием ценностей, норм,  содержательного ядра данной культуры и форм ее выражения. Культура ­ особый духовный опыт человеческих  сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения кпоколению, содержанием которого являются ценностные  смыслы, выраженные в специфических языках и знаковых  системах.          Почему этот курс  ОРКСЭ, для одних необходим, а для  других – нет. Причина кроется в мощном потенциале этого  курса, от которого зависит слишком многое в нашей жизни.  Опыт преподавания курса «ОРКСЭ» по всей стране и за  рубежом показал, что  он является очень эффективным  средством повышения качества базового образования,  творческого, интеллектуального, художественно­ эстетического и духовно­нравственного развития, а также  напрямую влияет на воспитание культурной идентичности  подрастающего поколения.         Сегодняшний учебный  процесс включает в себя  множество установок и методов обучения, направленных на  развитие познавательного интереса у учеников, которые  хорошо зарекомендовали себя на практике, но в то же время   нужно отходить от стандартного урока, вносить  что­то новое,  что могло бы привлечь внимание, активизировать  деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать,  действовать. Необходимо  создать  такие психолого­ педагогические условия  в обучении, в которых обучаемый  может занять активную личностную позицию, в наиболее  полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».      Этому может способствовать  применение в процессе  преподавания курса ОРКСЭ активных форм работы и методов обучения. Они способствуют формированию умения  принимать решения и решать проблемы,  формированию  коммуникативных умений и качеств, умения ясно  формулировать мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские  умения и качества, умение работать в команде.Перечислю  активные формы работы и методы обучения,  которые мы  используем в учебном процессе.  Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ: • дискуссии (дебаты, диспуты) • эвристические беседы  • учебные и социальные проекты • уроки­экскурсии • деловые и ролевые игры • практикумы  • различные викторины • конкурсы   • творческие мастерские Методы обучения: • Метод моральных дилемм и дискуссий • Эвристические методы • Проектирование • Исследовательский метод Активные формы учебной работы:   • Взаимные вопросы и задания для групп • Взаимообъяснение • Беседа эвристического характера • Интервью  • Драматизация (Театрализация) • Сквозные виды учебной деятельности: • Составление словаря терминов и понятий  • Составление галереи образов  • Работа с притчами       Данные методы используют многие коллеги при изучении   курса ОРКСЭ, поэтому не буду останавливаться на  характеристике каждого из них, а поделюсь своим  опытом  преподавания курса ОРКСЭ в нашем образовательном  учреждении, особое внимание, уделив модулю «Основымировых религиозных культур»,  при этом задействую также    опыт своих коллег.     Главным в преподавании данного  модуля, на наш взгляд, является не знаниевый компонент.  Безусловно, мы уделяем достаточное внимание изучению  новых понятий, терминологии, но прежде всего, все  усилия  мы направляем  на развитие у обучающихся представлений о  нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу  религиозных и светских традиций многонациональной  культуры России, на понимание их значения в жизни  современного общества, а также своей сопричастности к ним. Девиз изучения ОРКСЭ в нашем учреждении: Главное ­ вместе! Главное ­ дружно! Главное ­ с сердцем горящим в груди! Нам равнодушие ­ не нужно! Злобу, обиды ­ прочь гони!    В начале  учебного года с целью создания условий для  изучения ОРКСЭ и формирования представления о Родине   совместно с учителями, родителями и обучающимися  на  параллели мы проводим  праздничный урок «Россия ­ наша  Родина». Для поддержания интереса к изучаемому курсу, воспитания нравственности,   уважения   к   родителям,   семье   в   течение учебного   года   проводим   праздники   «Проводы   зимы», «Рождественские   колядки»,   «Твори   добро»,   «Семейные посиделки»   Активное   участие   в   организации   и   проведении праздников принимают родители обучающихся.  Групповая работа   Одна   из   задач,   стоящих   перед   учителем   при   организации работы   в   группах,   –   создание   перспективы   для   получения индивидуального   образовательного   результата   каждым учеником. При групповой организации учебной деятельности младших школьников применяем игровые методики, включаемэлементы состязательности.  Руководители групп и их состав подбираются по  принципу объединения школьников разного уровня   знаний,   информированности   по   данному   предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.   Часто используемые нами   формы   и приемы работы в рамках данной технологии: •Беседа •Творческие мастерские •Взаимные вопросы и задания группам  •Практические работы, деловые игры •Взаимообъяснение       Технологии сотрудничества реализуют  равенство,  партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка.  Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель,  содержание, дают оценки, находясь в состоянии  сотрудничества, сотворчества.   Драматизация (театрализация)         Эта форма организации учебной деятельности   близка к игре   и   обладает   большой   привлекательностью   для   младших школьников,   а   также   предоставляет   им   возможности   для самопрезентации. Драматизацию включаем   в урок в качестве иллюстративного   фрагмента   или   презентации   выполнения домашнего задания, инсценируем притчи. Проектирование    Большое внимание при изучении курса уделяем   проектированию,  особому виду деятельности, в результате  которого обучающиеся создают конечный продукт их  собственного творчества, учатся анализировать ситуацию,  выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты,  ставить задачи, находить оптимальный способ решения  проблемы, составлять план действий, оценивать и  анализировать свою работу, соотносить полученные  результаты с ожидаемыми.Темы проектов:  Формирование у обучающихся и их родителей  нравственных ценностей  Добро и зло  Возрасти в себе цветок добра  Добро  «Праздник праздников ­ Рождество Христово»  «Моя малая родина»   «Если скажешь слово Родина…»  «Мой дом. Моя семья» Коллективные проекты: • «Добрый человек» • «Милосердные поступки» • «Мои добрые дела» • «Мой лучший друг» • «Семейные традиции»         Надо отметить, что активно включаются в работу над  проектами и родители обучающихся. Каждый обучающийся за  защиту проекта  получает благодарность. Информационно­коммуникационные технологии     Использование   информационно­коммуникационных технологий   в   учебном   процессе   –   требование   современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация   является   также   и   средством   оптимизации процесса   обучения.   Каждый   обучающийся   получил   диск   ­ электронное   сопровождение   к   курсу   для   домашнего пользования.   В   настоящее   время     педагогами   к   каждому уроку подобраны   мультимедийные презентации, которые не перегружены   материалом   и   используются   по   мере необходимости.   На   минимальном   объеме   информации   мы стремимся   достичь   максимального   уровня   обобщения. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнятьдомашние   задания   более   полноценно. В   домашнем   задании  для   обучающихся,   у   которых   есть   возможности   выхода   в Интернет,  используем задания типа:  ­Найдите иллюстрации к материалу «Священные сооружения различных   религий»,   «Священные   книги   религий   мира», «Храм в жизни верующих», «Религия и искусство». ­Найдите   пословицы   и   поговорки   о   добре   и   зле   у   разных народов мира, о милосердии, о семье, о дружбе и т.д.   Обучающиеся   с   удовольствием     выполняют   задания   на компьютере.   Кроме   этого,   использование   компьютерных, информационных   технологий   на   таких   уроках   позволяет осуществлять   интеграцию   с   информатикой,   реализовывать приобретаемые   на   этом   занятии   навыки   в   практической деятельности. Применение средств ИКТ позволяет экономить время   на   уроке,   активизировать   познавательную деятельность;   формировать коммуникативную   и   информационную   компетенции   у обучающихся,   так   как   ученики   становится   активными участниками урока. Наша изюминка и находка: использование на уроках, во внеурочной деятельности мультфильмов «Гора самоцветов».  Мультсериал   поможет   познакомиться   со сказками   народов   России   и   лучше   узнать   их   культуру   и традиции. Работа с родителями     Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без  эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи  изучение предмета будет неполноценным и недостаточно  эффективным, так как  в воспитании ребенка, особенно в  нравственном воспитании, обращенном непосредственно к  ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно  важную роль играют родители. Поэтому активно привлекаем  родителей в учебный процесс.  возможность   даетНапример, При изучении тем, связанных с бытовым укладом  представителей различных конфессий, обучающиеся  выступают с рассказом о семейных традициях.  Например, как отмечаются в семье традиционные праздники,  какие готовятся любимые блюда, какие подарки  преподносятся детям, и  о других интересных и глубоко  индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье,  прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Составление словаря понятий и терминов     Безусловно, мы уделяем большое внимание составлению  словаря понятий и терминов. Эта работа  способствует  систематизации и усвоению материала курса. Содержание  словаря составляют понятия, наиболее характерные для  конкретного содержательного модуля, являющиеся  ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной  специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не  только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и  совершенствует навыки работы с источниками информации,  навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания  точных, понятных, грамотных формулировокЧтобы работа не  казалось  обучающимся скучной и однообразной, используем  игру «Решето», которая позволяет при ежеурочном  повторении выучить трудные термины. Используем игру  «Домино», «Найди пару», в которых  дети, используя  разрезные карточки, находят пару Работа с литературными произведениями     Формируем   личностные   ценности,   закладываем   основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и сострадания, красоты и достоинства, опираясь на   работу с текстом,   чтением   историй,   художественных   рассказов,фрагментов священных книг, притч,  повествований. Уделяем особое  внимание работе с притчами. Систематическая работа с   притчами   работа     поможет   учителю   воспитать   у обучающихся  нравственные   качества,   основанные   на   идеях добра,   совести,   справедливости,   патриотизма,   достоинства, уважения к человеку.    Наиболее активно используем  следующие способы  работы с притчей:   • Обсуждение основной идеи и смысла истории;  • Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы  закончиться;  • Драматизация (Театрализация) притч; • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные  вопросы;  • Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;   • Сравнение нескольких притч. Оценивание        По ОРКСЭ  в нашем образовательном учреждении  установлена безотметочная система оценивания   в течение  всего учебного года. Оценивание   направлено на эффективное обучение и научение ребенка. Положительно оцениваем   каждый удавшийся шаг ребенка, поощряем  любое проявление  инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос,  поработать у доски, ведение тетради. С согласия родителей  мы ввели систему поощрений. Обучающиеся получают  эмблемы, которые вклеивают в тетрадь. В конце каждой  четверти подсчитывается количество эмблем, подводятся  итоги, выбираются консультанты – помощники учителя.  Учим детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с  образцом, находить ошибки устанавливать их причины,  самому вносить исправления.  В своей работе используем   технологии портфолио: составление портфеля творческих  работ и достижений ученика, что позволит учащимсяпроизводить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.   Использование  активных  форм и методов работы в курсе  ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала  учащихся, формирует у младшего подростка мотивации  к  осознанному нравственному поведению, создаёт условия для  воспитания высоконравственного, творческого,  ответственного гражданина России.      Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур  и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно­ нравственном воспитании подрастающего поколения, в  формировании достойных граждан нашей страны. Ресурсы: 1. Основы мировых религиозных культур (4­5 класс) Беглов  А.Л. [и др.];учебник для общеобразов. организаций с прил. на  электр. носителе­/М.: Просвещение, 2014.  2.Основы мировых религиозных культур. Методическое  пособие.4 класс: пособие для учителей общеобразовательных  организаций/Е. В. Мацыяка. ­ М.: Просвещение, 2014. 3.http://nsportal.ru/shkola/mirovaya­khudozhestvennaya­ kultura/library/metodika­razvitiya­poznavatelnogo­interesa­u  Методика развития познавательного интереса у учащихся в  курсе ОРКСЭ. Жданова И.В., Москва, 2012.