Ранняя профориентация - залог успешной социализации
младших школьников с ОВЗ.
Андреева Г.С., учитель-дефектолог
МОКУ С(К)ОШ-И №34
г.Якутск
В условиях модернизации Российского образования, в современных социально-экономических условиях развития общества, вопросы профессионального самоопределения воспитанников школ-интернатов, обретают все большее значение. Растет актуальность проблемы социально-трудовой адаптации воспитанников школы-интерната в обществе.
Вопросы, связанные с получением профессии, трудоустройством детей с особыми образовательными потребностями, детей-инвалидов являются очень важными.
Грамотно построенная система профориентационной работы в начальной школе – подготовительный этап социализации школьников, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Поэтому в нашей школе-интернате уделяется большое внимание созданию ранней профориентационной среды для обучающихся начальных классов.
Успешно реализуется социально-педагогический профориентационный общешкольный проект «По ступенькам будущего». Профориентационная работа ведется, начиная с подготовительного класса. У младших школьников формируется ценностное отношение к познанию окружающего мира через развитие интереса к профессиям, через различные виды познавательной, игровой, общественно - полезной, досуговой деятельности.
Приоритетной целью проекта является улучшение социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, их психолого-педагогическая, социально-трудовая поддержка.
В начальных классах школы-интерната реализуется профориентационная программа «Я познаю труд». Профориентационная работа в начальной школе представляет собой систему взаимосвязанных компонентов урочной и внеурочной деятельности. На уроках учителя используют коррекционно-развивающие упражнения, дидактические игры профориентационной направленности.
Во внеурочных занятиях по профориентации проводятся беседы, мастер-классы с участием родителей, социальных партнеров, организуются познавательные экскурсии.
С целью создания современной образовательной среды в начальных классах внедряется технология образовательного Лего-конструирования с профориентационной направленностью.
Ведется проектная, учебно-исследовательская работа детей по профориентации. Обучающиеся школы-интерната принимают активное участие, занимают призовые места в городском конкурсе детских проектов «Моя профессия – мое будущее», в республиканских конкурсах «Все профессии важны, все профессии нужны», «Все работы хороши - выбирай на вкус», в фестивале научно-исследовательских проектов «Терра» и др. Начинается работа по формированию портфолио по профориентации обучающихся начальных классов.
Одним из интересных форм профориентационной работы в школе-интернате является проведение ежегодной школьной Олимпиады по профориентации среди обучающихся начальных классов.
Целями олимпиады являются: повышение познавательного интереса учащихся к профессиям, формирование положительной мотивации к учебной и трудовой деятельности, выявление уровня профориентационной компетентности младших школьников с ОВЗ.
Олимпиадные задания разрабатываются с коррекционно-развивающей направленностью (развитие мыслительной деятельности, произвольного внимания, зрительного восприятия, памяти и т.д.).
Учителями начальных классов проведена школьная онлайн-олимпиада, которая состояла из 2 этапов. Первый этап состоял в выполнении тестовых заданий. Второй этап заключался в выполнении практического домашнего задания: записи видеоролика по теме олимпиады, а также онлайн-защита. Основным материалом для олимпиады являлись задания, базирующиеся на знаниях, умениях и навыках, полученных учащимися на профориентационных внеурочных, коррекционно-развивающих занятиях.
Всего на олимпиаде приняло участие 49 обучающихся из 12 классов, среди них дети-инвалиды, обучающиеся на дому. Все ребята с удовольствием выполняли тестовые задания, творчески подошли к выполнению практической работы. Победители были награждены дипломами, остальные ребята получили сертификаты участника.
По итогам проведения таких олимпиад по профориентации среди обучающихся начальных классов отмечается расширение жизненных компетенций, знаний детей о профессиях, повышение познавательного интереса, воспитание уважения и чувства признательности к людям труда. Стимулируется желание детей в будущем получить любимую профессию, заниматься созидательным трудом.
Проведение такой системной ранней профориентационной работы в школе-интернате, включение самих детей и вовлечение их родителей в активный профориентационный процесс, способствует успешной социально-трудовой адаптации в обществе детей с ОВЗ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.