Ранняя логопедическая коррекция. Методическая разработка
Оценка 4.9

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая разработка

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
дефектология
Детсад
15.05.2018
Ранняя логопедическая коррекция. Методическая   разработка
Ранняя логопедическая коррекция. Методическая разработка Основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для становления функциональных систем в соответствии с онтогенезом, стимуляция познавательного и речевого развития, профилактика отклонений в психомоторном, сенсорном, когнитивном и речевом развитии. Ранний возраст  особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Для раннего детства характерен целый ряд особенностей. Во-первых, это чрезвычайно быстрый темп развития, которое имеет скачкообразный характер. В критические периоды у ребенка могут наблюдаться некоторые особенности в поведении, снижение работоспособности, функциональные расстройства. Отсутствие скачков в развитии ребенка может служить признаком отклоняющегося развития. Другой особенностью является неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание, отсутствие целенаправленного педагогического воздействия) может произойти утеря ранее наработанных навыков, т. е. наблюдается явление ретардации. Неравномерность развития психики ребенка раннего возраста объясняется тем, что созревание различных функций происходит в различные сроки; для каждой из них существуют свои сензитивные периоды. В целом ранний возраст является сензитивным для развития эмоциональной сферы ребенка, всех видов восприятия (сенсорно-перцептивной деятельности), непроизвольной памяти и речи. Становление этих процессов происходит в рамках общения и предметной деятельности при активном взаимодействии с взрослым. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент для развития личности ребенка, его мышления и речи.Ранняя логопедическая коррекция. Методическая разработка
Ранняя логопедическая коррекция.doc
Содержание  логопедической работы с детьми 3­х лет с задержкой развития в специальной  (коррекционной)  группе МДОУ. Учитель­логопед I категории Супрун Е.И. Супрун Елена Ивановна МДОУ № 10                                                            г. Петропавловск­Камчатский   Положения,                               В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1980г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993г.) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие,   воспитание   и   образование   с   учетом   его   индивидуальных возможностей.   отраженные   в   этих   документах, распространяются   на   всех   детей,   в   том   числе   и   детей   с   особыми нуждами в развитии.             Объективные   данные,   полученные   при   изучении   здоровья подрастающего   поколения   в   России,   заставляют   задуматься   над проблемой   усиления   медицинской,   социально­психологической, педагогической помощи детям с особыми нуждами в развитии с раннего возраста.            Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира,   смысла   человеческих   отношений,   осознания   себя   в   системе предметного   и   социального   мира,   развития   познавательных способностей.   А.Н.Леонтьев   рассматривал   дошкольный   возраст   как период фактического складывания будущей личности. Называя первые семь лет жизни периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно   в   это   время   происходит   овладение   необходимыми   родовыми человеческими признаками ­ членораздельной речью, специфическими формами   поведения,   способностью   к   продуктивным   видам деятельности. Поэтому остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.       4 –5 апреля 2002г. в Москве проводилось Всероссийское совещание, посвященное проблемам раннего дошкольного детства­«Новые формы помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста». Подобного совещания Россия не знала более 15 лет. На нем присутствовало более 300 специалистов в области дошкольного образования из 30 регионов 7 2 Супрун Е.И. Российской Федерации. На этом совещании рассматривался вопрос о ранней коррекционной помощи детям.  Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания   специальных   коррекционных   групп   для   детей,   отстающих   в развитии, с младшего возраста. В специальные – коррекционные группы могут поступать дети с различными вариантами отклонений в развитии. Трудности  построения  системы коррекционно­развивающего  обучения обусловлены   многообразием   проявлений   задержек   в   психическом развитии,   сочетанием   незрелости эмоционально­волевой   сферы   и   несформированности   познавательной деятельности. Для того, чтобы определить содержание коррекционной речевой работы и её методы, необходимо обозначить принципиальные позиции задержки.         мозаичностью   нарушений, В практике работы с детьми с задержкой психического развития более   широко     используется   классификация   К.С.   Лебединской.     В соответствии с которой различают четыре основных варианта задержки психического развития: 1) Задержка   психического   развития     конституционального происхождения ­  эмоциональная  и  личностная  незрелость, инфантильность   психики.   Для   этих детей – главный вид деятельности­  игра,  заниматься  они  не хотят. 2) Задержка   психического   развития   соматогенного   генеза   ­ это   дети   с   хроническими   заболеваниями   сердца, почек, эндокринной  системы.  У них  снижена  работоспособность, формируется     Повышена утомляемость.    боязливость.   робость,   3) Задержка   психического   развития   психогенного генеза – у ребенка   преобладают   импульсивные   реакции,   неумение тормозить   свои   эмоции   (при   раннем   возникновении   и длительном воздействии психотравмирующих факторов, а так же при гиперопеке).  Педагогическая   запущенность   у одних детей   –   агрессия,   истерики   у   других   –   робость,   страхи, боязливость. 4) Задержка     психического     целебрально­ органического генеза ( такие дети поступают в специальные группы).    развития   7 3 Супрун Е.И.   Дети   с   перечисленными   вариантами   задержки     психического   направляются   в   специальные   (коррекционные)   группы развития   образовательного дошкольного учреждения. В наш детский сад после прохождения ПМПК  поступают дети 3­х лет с задержкой  психического  развития  и общим недоразвитием речи (I  и  II  уровней),   в   основном   это   1   и   2,   3   варианты   задержки психического   развития   по классификации Лебединской.   Редко 4­й вариант.  Целью   коррекционно­педагогической     работы   с   дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения является формирование   психологического   базиса   для   полноценного   развития личности каждого ребенка.    учителем­логопедом, Нами проводится полное обследование детей всеми специалистами ДОУ:   педагогом­ психологом, обследование проводится в возрасте 2,6 лет – по методике Соломахи и Серебряковой.   учителем­дефектологом,  Она  вкючает: ­ исследование неречевых психических функций; ­ исследование речевого развития; Остановимся   на   исследовании   речевого   развития.   Представляю схему   обследования   речевого   развития   детей   младшего   дошкольного возраста.   Обследование   речевого   развития   мы   проводим   используя «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2­4­х лет» под ред. О.Е. Громовой и Г.Н. Соломатиной.  Специалист­логопед   смотрит   строение   речевого   аппарата (подвижность, общее звучание речи). Далее он исследует импрессивную речь:   понимание   инструкций,   понимание   слов   (по   картинкам), понимание   ласковых   значений,   понимание   предложений.   Затем исследуется   экспрессивная   речь:   диалог,   звукоподражание,   активный словарь, общая характеристика звучания речи. Обращает   внимание на развитие моторики (как общей так и мелкой), определяет ведущую руку. Затем   дети   вместе   с   родителями   дети   проходят   обследование специалистами в поликлинике (ЛОР, окулист, невропатолог, психиатр). На   ребенка   заполняется   протокол,   воспитатели   группы   составляют характеристику, и  только после этого ребенок выводится на комиссию ПМПК, где ребенку  ставится  педагогический  диагноз и определяется программа  обучения.  7 4 Супрун Е.И. Далее   начинается   более   трудоемкий,   сложный   и   творческий процесс­   построения   индивидуальной   программы   педагогической коррекции детей младшего дошкольного возраста с задержкой в речевом развитии. Глубокое   всестороннее   изучение   ребенка   является   основой   для выбора оптимального варианта коррекционной работы. Особого   внимания   заслуживает   рассмотрение   особенностей речевого развития детей с задержкой психического  развития. Нарушения   речи   при   задержке   психического   развития   имеют системный   характер   и   входят   в   структуру   дефекта.   В   основном   это общее недоразвитие речи I и II уровней. Поэтому прежде, чем составлять индивидуальную программу по коррекционно­логопедической   работе,   я   провожу   полное логопедическое обследование и заполняю речевую карту. Остановимся подробнее на этом этапе работы. Весь   сентябрь   –   обследование   речи   и   неречевых   функций   и заполнение речевых карт. (Таблица № 2). Логопедами нашего ДОУ использовались несколько видов речевых карт, исходя из опыта работы мы пришли именно к этой форме речевой карты, т.к. она более оптимально отражает развитие ребенка. За основу мы взяли речевую карту под ред. Илюк М.А. и Волковой Г.А   которая   появилась   в   продаже   в   2004   году.   Подробно   изучив   и несколько переработав её, мы используем эту форму речевой карты на практике. Карта:  Оптимально отражает сведения о ребенке;  Накапливает сведения о ребенке в течение 4­х лет обучения (с 3­х до 7­ми лет);  В неё вносятся данные всеми специалистами ДОУ;  Она компактна и наглядна в расположении диагностических заданий;  Предполагает разные варианты фиксации результатов. Карта   является   единым   документов   для     всех   специалистов ДОУ   ­   учителя­логопеда,   учителя­дефектолога,   педагога­ психолога. Содержательно   в   ней   отражены   три   основных   раздела обследования: 7 5 Супрун Е.И. 1. Изучение анамнеза. 2. Сведения об адаптации ребенка. 3. Обследование речевых и неречевых  функций ребенка. Рассмотрим подробнее каждый раздел. 1. Общие сведения –сведения  о  семье. 2. Анамнез   –   подразумевает   выявление   хронических соматических   заболеваний:   сердечно­сосудистой   системы, верхних дыхательных путей. Анализ особенностей речевого развития направлен не только на выявление сроков появления речи, но и дисгармонии её развития. 3. Период адаптации ребенка в детском саду – в первый месяц нахождения   ребенка   в   группе   на   основе   результатов многократных   наблюдений     учитель­логопед   отмечает     в карте   состояние вегетативной сферы ребенка (особенности сна,   аппетит),   поведение   в   новом   коллективе,   характер   и особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, игровая   и   речевая   активность.   Эти   наблюдения   помогают найти   пути   индивидуального   подхода   к   детям,   выбрать формы логопедической работы, сформировать подгруппы для знаний. 4. Обследование   речевых   и   неречевых   функций   ребенка   – подразумевает   весь   курс   обследования   развития     ребенка, проводится качественный анализ нарушений как речевых, так и неречевых   функций ребенка. Это позволяет осуществлять коррекцию и компенсацию   путем развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка. В процессе обследования специалистами  используется специально отобранный наглядный материал. Это, прежде всего, хорошо известный всем   учителям­логопедам   «Дидактический   материал   по   исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста» (Г.А. Каше, Т.Б.   Филичева),   разнообразные   дидактические   и   образные   игрушки (пирамидки,   вкладыши,   разрезные   картинки,   доски   Сегена   и   др.).   В карте предлагаются задания на исследование зрительного и слухового восприятия,   внимания,   памяти,   конструктивного   и     динамического праксиса.   Следующим   из   показателей   уровня   развития   ребенка   является состояние   его   моторики.   При   оценке   выполнения   общих   и   тонких движений   особо   следует   отметить   наличие   двигательной 7 6 Супрун Е.И. расторможенности,     переключаемости,   точности   движений,   наличие леворукости   или   двурукости  у ребёнка. Далее разделы карты содержат задания для обследования строения подвижности артикуляторного аппарата, состояние звукопроизношения, общего звучания речи.  В   следующем   разделе   определяем   состояние   звуковой, фонематической   и   лексико­грамматической   сторонах   речи.   Изучение экспрессивной   и   импрессивной   речи   ребенка   строится   на   одном наглядном   и   речевом   материале,   поэтому   в   карте     одновременно отмечаются   понимание   и   употребление   в   речи   языковых   форм, особенности развития лексики (объем активного и пассивного словаря). В карте обращается внимание на состояние речи в целом. В   реализации   этих   направлений   обследования   значимую   роль играет   особое   графическое   оформление   речевой   карты.   Она   (карта) позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении всего времени его пребывания в детском саду. Подробная информация по итогам обследования в начале каждого учебного года фиксируется в соответствующих графах карты. Обобщенные результаты изучения всех функций заносятся на страницы «Дневника логопеда», где предусмотрена возможность отличать изменения в состоянии детей в течение каждого учебного года, который традиционно разделен на три периода   обучения.   Это   позволяет   увидеть   результативность коррекционной     работы   и   определить   динамику   в   развитии.   В   карту вносятся данные всех специалистов, работающих  с ребенком. Особенностью   графического   оформления   карты   также   является компактность   и   наглядность   в   расположении   различных   видов диагностических   заданий   на   одной   странице.   Так,   в   карте   жирной линией обозначены примерные возрастные нормативы в развитии тех или иных функций. Это позволяет увидеть как сохранные, так и нарушенные функции у детей, что важно для построения индивидуальной программы коррекционной   работы.   Такое   обследование   развития   ребенка   дает возможность четко проследить его динамику.  Оформление карты, где отраженны все параметры обследования ребенка,   позволяют   фиксировать   результаты   обследования   в соответствующих графах (по возрасту). Также мы прилагаем в карту две таблицы:  Усвоения звуков в норме развития (Л.Г. Парамонова); 7 7 Супрун Е.И.  Таблица  уточнения  и  дифференциации  звуков   в  течение учебного года 2­ой  младшей группы (В.В. Гербова)   психического   Анализ     результатов,   отраженный   в   речевой   карте,   позволяет сформировать  подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные  «уровневые»  программы обучения и развития детей   с   задержкой     развития.   Такая   карта   дает возможность   наблюдать   за   развитием   детей   на   протяжении   всего времени   обучения,   увидеть   динамику,   а   так   же   выбрать   наиболее эффективные   методы   и   средства   для   определения   различных   видов речевых нарушений на основе  системного логопедического воздействия. После   всей   проделанной   работы   мы   переходим   к   составлению перспективных планов логопедической коррекции. Планы составляются по периодам. Индивидуальные перспективные планы включают в себя все разделы логопедической работы.  Предлагаю   вашему   вниманию   форму   Перспективного   плана индивидуальной   работы.   На   каждого   ребенка   индивидуальный   план составляется по периодам. Подробнее рассмотрим перспективный план индивидуальной   работы   на  I  период   обучения.   В   группу   поступил ребенок­ девочка 3 года 3 месяца с диагнозом ЗПР конституционального генеза, с общим недоразвитием речи (II уровня). Индивидуальный план включает   в   себя   пять   пунктов   коррекционной   работы,   в   которые подробнее внесены задачи коррекционной логопедической работы на  I период обучения. Это: I. Развитие общих речевых навыков: 1. Уточнение произнесения гласных звуков. 2. Развитие правильного физиологического дыхания. 3. Подготовка артикуляционного аппарата : логомассаж,        пассивная артикуляционная гимнастика. II. Лексика: 1. Преодоление речевого негативизма. 2. Формирование пассивного словаря. III. Грамматика: 1. Уточнение   употребления   в   речи   имен   существительных   в единственном числе, именительном падеже. 7 8 Супрун Е.И. 2. Учить   согласованию   существительных   и   прилагательных   в единственном  числе, именительном падеже. 3. Учить отвечать на вопросы косвенных падежей (где, куда). IV. Развитие речи: 1. Учить договаривать слова за педагогом. 2. Учить составлять предложения из двух слов. 3. Учить отвечать на вопрос­ что это? кто это? V. Моторика: 1. Развитие мелкой моторики: разрезные картинки, пальчиковая гимнастика. 2.Суставной массаж. И только по итогам I периода обучения при полном обследовании ребенка я приступаю к планированию индивидуальной коррекционной логопедической работы на II период, а далее на III. Наблюдение   за   речевым   развитием   ребенка   на   протяжении длительного временного периода помогает своевременно осуществить коррекцию  речи. Заключение По   итогам   первого   года   коррекционной   работы   по   программе обучения, рассчитанной на 4­е года, предлагаем следующие достижения детей: 1. Адаптация   ребенка   к   условиям   группы.   Готовность   к   контактам   детей   со положительным   эмоциональным   взрослыми и со сверстниками. 2. Активное включение речевого сопровождения в предметно­ практическую   деятельность   детей0;   понимание   названия предметов   обихода,   игрушек,   частей   тела   человека, животных; понимание некоторых грамматических форм слов. Активное   употребление   в   речи   существительных,   глаголов, прилагательных. Активное участие в диалоге. Подготовка и 7 9 Супрун Е.И. развитие   артикуляционного   аппарата   для   усвоения правильного звукопроизношения.           Наблюдение за речевым развитием ребенка на протяжении  длительного временного периода помогает своевременно и полноценно  осуществить коррекцию речи. 7 10

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая   разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая   разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая   разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая   разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая   разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая   разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая   разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая   разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая   разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая разработка

Ранняя логопедическая коррекция. Методическая   разработка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018