Ранняя помощь и результативные практики образовательной деятельности для детей с ОВЗ.
Оценка 4.6
Научные работы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
16.10.2017
Научная статья для учителей и родителей начальных классов. Инклюзивное образование. Включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа. Логопедическое и психологическое сопровождение учащихся. Планирование работы. Цели, задачи. Взаимодействие со специалистами. Результаты обучения. Работа с родителями. Условия организации, особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.Аннотация. Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства - участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях» (Конвенция ООН о правах инвалидов на образование ст. 24).
При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие задачи:
•создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся;
•помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
•психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;
•развитие психолого-педагогической компетенций, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.
Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий. В связи с этим, считаю необходимым каждому учителю пройти курсы, связанные с этим вопросом. Данные курсы очень помогли рассмотреть условия организации инклюзивной практики в образовательном учреждении; основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ, требования к педагогам, сопровождающих детей в инклюзивном образовании; особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.
Ранняя помощь и результативные практики образовательной деятельности для детей с ОВЗ.doc
Ранняя помощь и результативные практики образовательной деятельности для детей
с ОВЗ.
И.А.Бердышева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22 им. Н.И.Кузнецова»
Асбестовского городского округа
cool.argon@mail.ru
Аннотация. Инклюзивное образование является одним из основных направлений
модернизации системы специального образования во многих странах мира. Согласно
Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства участники (в том числе и
Россия) признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без
дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное
образование на всех уровнях» (Конвенция ООН о правах инвалидов на образование ст. 24).
При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед
коллективом ОУ возникают следующие задачи:
•создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех
учащихся;
•помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
•психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;
•развитие психологопедагогической компетенций, психологической культуры педагогов,
учащихся, родителей.
Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом
сопровождении, создании специальных условий. В связи с этим, считаю необходимым
каждому учителю пройти курсы, связанные с этим вопросом. Данные курсы очень помогли
рассмотреть условия организации инклюзивной практики в образовательном
учреждении; основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими
ОВЗ, требования к педагогам, сопровождающих детей в инклюзивном образовании;
особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.
Условия организации инклюзивной практики в образовательном
учреждении.
Для организации адекватной и эффективной системы комплексного, в первую
очередь психологопедагогического сопровождения инклюзивной практики в
образовательном учреждении необходимо наличие как «внутренних», так и
внешних условий. К собственно «внутренним» условиям следует отнести
принятие всеми участниками образовательного процесса философий и
принципов инклюзивного образования, создания «безбарьерной»
образовательной среды, эффективной деятельности консилиума ОУ, наличие
адекватной и оптимальной документации и владение ею всеми специалистами,
других необходимых условий. К «внешним» условиям, необходимым для организации деятельности инклюзивного образовательного учреждения,
относятся:
системность развития инклюзивного образования в регионе – наличие
образовательных учреждений разных ступеней образования (инклюзивная
образовательная вертикаль: система ранней помощи – вариативность форм
включения ребенка с ОВЗ в ДОУ – организация инклюзивной вертикали в
средней общеобразовательной школе – в ее начальном и среднем звене, а
также аналогичные «звенья» в специальной (коррекционной) школе);
преемственность и взаимодействие между отдельными звеньями этой
вертикали;
наличие в регионе структур, оказывающих эффективную методическую,
организационную поддержку и сопровождение инклюзивных ОУ (в ПМСС
центрах);
создание и функционирование регионального Совета по инклюзивному
образованию;
взаимодействие с социальными партнерами.
Среди «внутренних» условий организации инклюзивной деятельности ОУ по
сопровождению ребенка с ОВЗ необходимо выделить организационные,
кадровые и средовые:
Сотрудничество с психологомедикопедагогическими комиссиями
(ПМПК);
Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями
вертикали или сети (детский сад, школа, и т.п.), в том числе взаимный обмен
технологиями, материалами, информацией и документами;
Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования
кадров;
Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной
компетентности специалистов;
Наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по
инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог,
помощник учителя (тьютор) и др.;
Организация деятельности этих специалистов как психологомедико
педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения с
соответствующими выделенными задачами;
Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;
Наличие специального оборудования и средств, модулирующих
образовательное пространство класса /группы.
Особенности построения современного урока для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.
В настоящее время с введением ФГОС актуальным в образовательном
процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые
формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать
выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны
быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие
способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания
и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении
они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Изза
низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков
коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в
состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют.
Также затрудняются подвести итог забыли, какие задачи ставили в начале
урока (понимание приходит в 34 классе). Для детей с ОВЗ школа должна
стать не источником информации, а учить ориентироваться в
информационном пространстве и добывать нужную информацию
самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.
Признанным подходом в обучении детей выступает системнодеятельностный,
т.е. учение в форме проектной деятельности, которая предполагает:
применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и
др.;
соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё
знание и незнание и др.;
создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и
оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.
В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить
мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать
им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а
наоборот необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной
информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Большая часть времени на уроке (2030 минут) должна быть посвящена
изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно
усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к
старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед
объяснением. Контрольная функция в уроке это постоянная обратная связь
"ученик учитель". Закрепление проводится в форме повторения и
применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему
урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью
подготовки к нему учителя.
Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и
задач. Учителя коррекционной школы также, как и общеобразовательной
школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и коррекционноразвивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно
развивающей задаче уделяется больше внимания.
Образовательная задача должна определять задачи усвоения учебного
программного материала, овладения детьми определенными учебными
знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание
занятия.
Образовательная:
формировать (формирование) у учащихся представления о …;
выявить (выявлять)…;
знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
уточнить…;
расширить…;
обобщить…;
систематизировать…;
дифференцировать…;
учить применять на практике…;
учить пользоваться…;
тренировать…;
проверить…
Воспитательная задача должна определять задачи формирования высших
ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми
коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Воспитательная:
воспитывать наблюдательность;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать настойчивость и терпение;
воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …,
трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Коррекционно развивающая задача должна четко ориентировать педагога на
развитие психических процессов, эмоциональноволевой сферы ребенка, на
исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными
педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть
предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических
функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация
коррекционноразвивающей задачи предполагает включение в урок
специальных коррекционноразвивающих упражнений для совершенствования
высших психических функций, эмоциональноволевой, познавательной сфер и
пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.
Коррекционноразвивающая: корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое,
переключение внимания, увеличение объема внимания) путем
выполнения…;
коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция,
планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически
правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и
активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через
выполнение…;
коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над
деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим
диктантом)…;
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
коррекция и развитие зрительных восприятий…;
развитие слухового восприятия…;
коррекция и развитие тактильного восприятия…;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной
умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности
движений)…;
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и
синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно
следственных связей, планирующая функция мышления)…;
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально
волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение
выражать свои чувства…)
Как определить коррекционноразвивающую задачу? Педагог, планируя урок,
должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить коррекционная
работа на уроке в связи с изучаемым материалом?». В помощь учителям
рекомендуются основные направления коррекционной работы.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск
и использование активных форм, методов и приёмов обучения является
одним из необходимых средств повышения эффективности, как
образовательного , так и коррекционноразвивающего процесса.
Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к
активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения
учебным материалом.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать
следующие активные методы и приёмы обучения:
использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его
правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с
целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном
материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна
работа каждого ребёнка.
использование вставок на интерактивную доску (буквы, слова) при
выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится
соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к.,
чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на
вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи.
активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под
рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Активные методы позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме
игры подвести итоги урока и завершить работу.
В компетенции учителя, работающего с детьми с ограниченными
возможностями, входит знание психологических и возрастных особенностей
обучающихся. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и значит,
младшего школьника легче включить в учебную деятельность через игровые
методы и приемы. Одним из ведущих инструментариев учителя начальных
классов является дидактическая игра.
Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней
обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика
проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих
интереса к предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой
в возникновении этого интереса. Игровые действия, при помощи которых
решаются те или иные умственные задачи, поддерживают и усиливают интерес
к изучаемому предмету, помогают преодолевать трудности в овладении
данного предмета. Разнообразие дидактических игр позволяет их
использовать на всех этапах урока в рамках любого преподаваемого урока.
Такая работа должна рассматриваться как могущественный, незаменимый
рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в
процессе обучения с целью развития памяти и других познавательных
процессов. Сочетая предметное, метапредметное, личностное, коррекционное
и развивающее направления, опираясь педагогические методы и приемы,
учитель организует коррекционнообразовательный процесс и управление
познавательной деятельностью. Используя простые игровые приемы в работе с обучающимся с ограниченными возможностями, мы даем максимально
возможную работу по «добыванию» знаний.
Список литературы:
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.:
Совершенство, 1997.
2. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого
медикопедагогический консилиум в школе: Взаимодействие
специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения:
пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
4. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из
Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с
нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.:
Национальный книжный центр, 2013.
6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий
воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие.
Инклюзивное образование. Выпуск 7. Москва: МГППУ, 2011.
7. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование.
Практическое пособие по поддержке разнообразия в
общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ
«Перспектива», 2008.
8. Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социальнопсихологические аспекты
помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография;
КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
9. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы
специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.
10.Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации
индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными
возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru
11.Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина,
Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
12.Организация специальных образовательных условий для детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. —
М.: МГППУ, 2012.
13.Письмо Министерства образования Российской Федерации от
27.03.2000г. № 27/9016 «О психологомедикопедагогическом
консилиуме (ПМПк) образовательного
учреждения»//http://www.lawmix.ru/pprf/71491
14.Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении
Положения о психологомедикопедагогической
комиссии»// http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissiadok.html
15.Психологопедагогические основы инклюзивного образования:
коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО
«Буки Веди», 2013.
16.Психологопедагогические основы инклюзивного образования:
коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО
«Буки Веди», 2013.
17.Психологопедагогическое консультирование и сопровождение
развития ребенка: Пособие для учителядефектолога/ Под ред.
Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.
18.Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы
для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной
школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы /
Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
19.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно
диагностической деятельности психолога образования. /Под общ. ред.
М.М. Семаго. – М.: АйрисДидактика, 2004.
20.Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология
определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными
возможностями здоровья». М, «МИРОС», 2010.
21.Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для
ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия:
Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.
22.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности
психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.
23.Создание и апробация модели психологопедагогического
сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под
общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
24.Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого
медикосоциального сопровождения и психологомедико
педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов
2 международной научнопрактической конференции «Инклюзивное
образование. Практика, исследования, методология» М. ., 2013 с.95
99. 25.Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования ( от 17.12.2010) №1897.
26.Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012
г№273 ФЗ.
Ранняя помощь и результативные практики образовательной деятельности для детей с ОВЗ.
Ранняя помощь и результативные практики образовательной деятельности для детей с ОВЗ.
Ранняя помощь и результативные практики образовательной деятельности для детей с ОВЗ.
Ранняя помощь и результативные практики образовательной деятельности для детей с ОВЗ.
Ранняя помощь и результативные практики образовательной деятельности для детей с ОВЗ.
Ранняя помощь и результативные практики образовательной деятельности для детей с ОВЗ.
Ранняя помощь и результативные практики образовательной деятельности для детей с ОВЗ.
Ранняя помощь и результативные практики образовательной деятельности для детей с ОВЗ.
Ранняя помощь и результативные практики образовательной деятельности для детей с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.