Расчет массы и объема тела по его плотности

  • doc
  • 08.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мой урок 7 класс.doc

Класс: 7

Тема: Расчет массы и объема тела по его плотности

 Цель  урока: повторить плотность тела, уметь определять массу и объём тела по заданной плотности, научиться решать задачи, применяя эти формулы, применять полученные знания в новой ситуации;

 Задачи:

 (формирование познавательных УУД):  

ü закрепить изученный материал по теме «Плотность вещества»;

ü уметь экспериментально определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра, линейки;

ü  закрепить навыки решения задач по данной теме.

(формирование коммуникативных и личностных УУД):  

работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками (формирование регулятивных УУД)

ü - расширять кругозор учащихся;                                

ü - воспитывать бережное, аккуратное обращение с приборами; аккуратность  записей в тетрадях

Форма работы: индивидуально – групповая.

Оборудование: рычажные весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка),  свеча, коробка со скрепками, кусок мыла, губка.

Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку

 

План урока

1. Организационный момент– 1 мин.

2.Актуализация знаний.– 8 мин.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся к изучению темы.-2 мин

4.Закрепление изученного материала. Экспериментальное исследование – 7мин.

5.Физкультминутка – 1  мин.

6. Закрепление изученного материала.Решение задач – 18 мин.

7.Рефлексия – 2 мин.

8.Домашнее задание – 1 мин.

 

 

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте садитесь. Обратите своё внимание на доску Любое знание желательно добыть опытным путём, эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи. Как вы их понимаете? Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём.

2. Актуализация знаний

Но вначале давайте проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков.

Проводится проверка знаний определений физических величин, их обозначений, единиц измерения в СИ (плотности, массы, объема), формул для расчета.

                   Учащимся предлагается тест с выбором ответа в двух вариантах. При правильном «решении» теста из букв, обозначающих коды выбранных ответов, первый вариант получает слово «масса», второй вариант – слово «объем».

В строке «Ответ» запишите последовательность правильных на ваш взгляд ответов по порядку.

Вариант 1.

Вариант 2.

1. Сколько граммов содержит 0,025 кг?

     К - 250 г.

     Л - 2500 г.

     М - 25 г.

     Н – 0,25 г.

1. Переведите единицу измерения в СИ          5 л = …м³ ?

 Н – 0,05 м³;

 О – 0,005 м³;

 П – 50 м³.

2. По    какой   формуле    вычисляют плотность?

    А –   m/v;

    Б –   v·t;

    В –   ρ/v.

2. Какой буквой обозначают массу тела?

 А – ρ;

 Б – m;

 В – t;

 Г – v.

3. В каких единицах СИ измеряют массу?

    П –  г;

    Р –  т;

    С –  кг;

    Т – ц.

3. По какой формуле вычисляют массу?

Ъ –  ρ·v;

 Ы –  m·v;

 Ь – v/t;

 Я – ρ/v.

4. Какой буквой обозначают объем тела?

    О – m;

    С – v;

    П – t;

    Р – ρ.

4. Сколько получим, если переведем плотность 1,8 г/см³ в кг/м³ ?

 Д – 180 кг/м³;

 Ё – 1 800 кг/м³;

 Е – 0,0018 кг/м³.

5.   Сколько получим, если переведем плотность 8 000 кг/м³  в г/см³ ?

   А – 8 г/м³;

   Б – 80 г/м³;

   В – 800 г/м³;

   Г – 0,8 г/м³.

5.  От каких величин зависит плотность?

  М – объема и массы;

  Н – массы и длины тела;

  О – объема и скорости;

  П – пути и высоты.

Ответ________________

Ответ____________________

 

Обменялись карточками, проверяем. Оцениваем работу друг друга.

 

 

3. Мотивация учебной деятельности учащихся к изучению  темы.

Постановка целей и задач урока.

- На предыдущих уроках мы проделали 2 лабораторные работы, в ходе которой научились опытным путем находить объемы тел и плотности различных веществ.

- Скажите, как вы определяли объём тела произвольной формы, когда выполняли лабораторную работу?

(С помощью мензурки. В мензурку наливали воду, замеряли налитый объем жидкости, затем в мензурку опускали тело неправильной формы и снова замеряли изменившийся объем жидкости. Вычисляли насколько изменился объем жидкости, изменение объема и будет являться объемом тела неправильной формы.)

 

Знать плотность веществ очень важно для практических целей. Например, можно определить, какого объема изготовить сосуд, чтобы влить в него подсолнечное масло массой 1 кг, или, создавая машину, заранее по плотности и объему материала рассчитать массу будущей машины.

- Плотность любого вещества вычисляется по формуле: ρ=.

Как можно найти массу? Массу мы легко найдем, умножив плотность на объем.

Как найти объем тела по его плотности? Чтоб объем определить массу на плотность нужно делить.

Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока (учащиеся предлагают формулировку с фиксированием её на доске и в тетрадях). «Расчет массы и объема тела по его плотности». Цель урока: уметь определять массу, объём и плотность тел экспериментально, уметь решать задачи применяя формулу плотности.

4. Закрепление изученного материала. Проведём экспериментальное исследование. Будем работать в парах.

Задание: Определить плотность мыла

Оборудование: мыло, линейка. Массу мыла найти на упаковке.

При выполнении заданий не забывайте про технику безопасности при работе с телами.

 

Задание: Определить объем скрепки.

Оборудование: скрепок – 100 штук, весы. Скрепки изготовлены из стали.

При выполнении заданий не забывайте про технику безопасности при работе с весами и телами.

 

Задание: Определить объем свечи.

Оборудование: свеча, весы. Свеча изготовлена из парафина.

При выполнении заданий не забывайте про технику безопасности при работе с весами и телами.

 

Задание: Определить среднюю плотность губки

Оборудование: губка, линейка, весы.

При выполнении заданий не забывайте про технику безопасности при работе с весами и телами.

5. Физкультминутка

6. Решение задач

1)      В цирке клоун одной левой рукой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. Давайте найдем реальную массу гири, если известно, что она сделана из пробки, а её  объем 5 л.

Дано:

CИ

Решение

m1=500 кг

V=5л

ρ=240 кг/м3

500 кг

0,005 м3

240 кг/м3

m = ρV,

m=240 кг/м3*0,005 м3=1,2 кг

m2-?

 

Ответ: m=1,2 кг

 

2)    Ребята, кто из вас может поднять 10-ти  литровое ведро с водой? (Все)

3)    А кто сможет поднять такое же ведро, наполненное ртутью? Давайте найдем массу ртути в этом ведре. (V= 0.01 м³      m =13600*0,01=136 кг – никто не сможет поднять)

4) Джин на протяжении двух тысяч лет в полном одиночестве сидел в лампе. Когда же Алладин его освободил, они принял человеческий облик,  плотность его организма стала 1000 кг/м3, а  объём - 0,08 м3. Каков объём лампы, если плотность джина, когда он сидел в ней, была равна 40000кг/м3.

 

Дано:

CИ

Решение

ρ1=40000 кг/м3

V2=0,08 м3

ρ2=1000 кг/м3

 

 

m = ρ2*V2,

m=1000кг/м3*0,08 м3=80 кг

V1=m1

V1=80 кг/40000 кг/м3=0,002 м3=2л.

V1-?

 

Ответ: V1=2л.

Учитель: Ребята, что изображено на экране? (айсберг)

Внимание на экран, внимательно прочитайте текст.

Айсберги – это крупные обломки ледников, спускающиеся с суши к морю. Их далеко уносят морские течения. Самые крупные айсберги рождаются

гигантскими ледниками Антарктиды. Рождение айсберга – эффектное зрелище. Огромная масса льда с грохотом обрушивается в воду. Оказавшись в воде айсберг, отправляется в плавание. Течение рано или поздно выносят его в более теплые воды, и он медленно тает под лучами солнца.

Плывущая в теплых водах  ледяная гора  обычно бывает окутана плотным туманом – это водяной пар более теплого воздуха сгущается над ее холодной

поверхностью. Такие айсберги представляют большую опасность для судоходства.

Айсберги представляют собой своеобразное хранилище пресной воды. Даже

относительно небольшая ледяная гора, толщиной 150 м, длиной 2 км и

шириной в полкилометра, содержит в столько пресной воды, причем очень высокого качества, сколько хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва.

 

3)    Найдите массу такого айсберга. (V = 150*2000*500=150000000м3, m = 150000000*900=135000000000кг=135 млн.тонн)

 

Учитель: Знание плотности имеет большое значение в практической деятельности людей. Оно очень важно для практических целей. Инженер, конструктор, создавая машину, может заранее по плотности и объему материалов, идущих на ее изготовление, вычислить массу будущей машины; до постройки здания можно рассчитать его массу, и на основе этого определить, сколько потребуется строительных материалов и какой фундамент заложить. Свежесть куриных яиц можно определить по их средней плотности. При длительном хранении часть жидкости испаряется через поры в яичной скорлупе и замещается воздухом. При том же объеме его средняя плотность уменьшается и оно становится легче. Свежее яйцо тонет в воде, а несвежее всплывает.

 

 

 

6. Рефлексия (подведение итогов урока, оценки)

Обведи свою ладонь на тетрадном листе. Отметь свою позицию, ставя + или -

на пальце:

большой палец — мне было интересно на уроке

указательный палец — я узнал новое для себя

средний — мне было трудно выполнять задания

безымянный — мне было комфортно на уроке

мизинец — мне не понравилось.

7. Домашнее задание.

 §23 упр. 8 (№ 1,2,3)