Тема: Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные
и поперечные волны.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Цели:
• Обучающие: познакомить учащихся с механизмом образования волны, основным свойством бегущих волн; сформулировать определение механических волн; сформировать понятие продольной и поперечной волны.
• Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к исследовательскому эксперименту; формировать внимание учащихся; показать значение физических знаний в жизни человека; поддерживать устойчивый интерес к предмету.
• Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся; расширение кругозора учащихся; установление межпредметных связей; развитие памяти, логического мышления, внимания, эмоций, воли и настойчивости в учении у учащихся; умения применять знания в нестандартных ситуациях.
Форма организации занятий: беседа.
Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.
Средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, изображение картин В.Волосова, Айвазовского «Девятый вал», фотографии цунами, барханов, моря.
Раздаточный материал: 1) чайные ложки для проведения опытов (9 штук), катушка ниток; 2) пипетка, стакан с водой; 3) карточки с тестовыми заданиями на закрепление материала(9 штук) (Приложение 1); 4) карточки с домашним заданием(9 штук); 5) карточки с таблицей (рефлексия) (9 штук) (Приложение 2).
Структура урока
№ п/п |
Этап урока |
Длительность этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1 |
Организационный момент |
2 мин |
Объявление темы урока, целей и порядка работы на уроке |
Подготовка к работе на уроке, запись темы урока в тетрадь |
2 |
Проверка домашнего задания |
3 мин |
Проведение фронтального опроса класса с целью проверки усвоения темы прошлого урока |
Ответы на вопросы учителя |
3 |
Актуализация знаний |
7 мин |
Учитель предлагает учащимся вопросы, направленные на актуализацию темы |
Ответы на вопросы учителя, требующие знаний по различным предметам |
4 |
Объяснение нового материала |
17 мин |
Изложение нового материала |
Восприятие и запись нового материала |
5 |
Физическая и эмоциональная разгрузка |
4 мин |
Организация разгрузки и комментирование действий учащихся |
Выполнение физических упражнений, имитирующих распространение волны |
6 |
Закрепление новых знаний |
5 мин |
Контроль деятельности учащихся |
Выполнение заданий по карточкам |
7 |
Подведение итогов, выставление оценок (рефлексия) |
5 мин |
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки |
Каждый ученик заполняет таблицу |
8 |
Задание на дом |
2 мин |
Учитель раздает карточки с домашним заданием, комментирует его |
Слушают пояснения учителя, записывают задание в дневник |
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, тема нашего урока сегодня «Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны». Это продолжение темы «Механические колебания». Сегодня мы познакомимся с механизмом образования волны, основным свойством бегущей волны. Узнаем виды волн, в чем их отличие друг от друга, приведем примеры волновых явлений в природе, проведем демонстрационные опыты, вспомним, где мы уже встречались с таким понятием как волна. Итак, запишем тему урока в тетрадь.
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
1. Могут ли свободные колебания быть незатухающими? Почему?
2. Какие колебания называются вынужденными?
3. Что такое механический резонанс?
4. К каким колебаниям – свободным или вынужденным – применимо понятие резонанса?
5. Приведите примеры вредного и полезного проявления механического резонанса.
3. Актуализация знаний
Учитель: Так как тема нашего урока сегодня – Волны, то давайте вспомним строки из поэтических произведений, где упоминались бы волны.
Ученики:
• « А волны всё выше, а волны всё круче, а волны уходят под самые тучи »
К. Чуковский
• « Ты волна, моя волна, ты гульлива и вольна »
А.С.Пушкин
• « На берегу пустынных волн, стоял он дум высоких полн »
А.С.Пушкин
• « Волны катятся одна за другою с плеском и шумом глухим »
М.Ю.Лермонтов
• « Пусть грубой музыки обрушится волна,
Пусть хриплый марш пересечет »
А.Ахматова
Учитель: А теперь давайте посмотрим картины современного художника Владимира Волосова, доктора физико-математических наук. Что на них изображено?
Демонстрируются картины В.Волосова.
Учитель: Какой ещё из художников, изображавших море, вам известен?
Ученики: Айвазовский « Девятый вал»
Демонстрируется картина Айвазовского « Девятый вал»
Учитель: Давайте рассмотрим волны на планете Земля.
Демонстрируются фотографии цунами и барханов.
Учитель: Движение песка в пустыне, переливы ржаного поля тоже подчиняются законам распространения волн.
Демонстрируются плакат с надписью «Невидимые волны»
Учитель: Что это за волны такие? Существуют невидимые звуковые волны.
4. Объяснение нового материала
Учитель: Давайте проведём следующий
демонстрационный опыт. Один конец гибкого шнура жестко укрепляют в точке А
(держит ученик), а свободный конец хлыстовым движением перемещают в
вертикальной( горизонтальной) плоскости. По шнуру начинает бежать упругая волна
в точке А. В данном случае источником возмущения упругой среды была рука.
Учитель: Что же такое волна?
Ученики записывают определение:
Волна - это колебания, которые перемещаются в пространстве с течением времени.
Учитель: Волны бывают механические и электромагнитные. Электромагнитные волны, представляющие собой распространяющиеся возмущения электромагнитного поля, будут рассмотрены нами позже. А сегодня рассмотрим более подробно механические волны. К механическим волнам относят упругие волны и волны на поверхности жидкости.
Ученики записывают определение:
Упругие механические волны - это возмущения, которые распространяются только в веществе - упругой среде.
Учитель: А в каких же упругих средах могут распространяться механические волны?
1) Волны распространяются в жидкости (картины Айвазовского, фотография моря, все мы бросали камешек в реку и видели волны, распространяющиеся от него).
2) Волны распространяются в газах ( звуковая волна).
3) А в твёрдом теле может возникнуть волна?
Проведём следующие опыты.
Опыт1. Каждый возьмите чайную ложку, которая лежит у вас
на столе и ударьте ей по столу. Слышен звук. Теперь приложите ухо к поверхности стола и снова ударьте ложечкой. Звук слышен лучше. Это доказывает, что в твёрдых телах волны распространяются. Можно вспомнить, что о приближении вражеской конницы узнавали, приложив ухо к земле.
Опыт 2. Привяжите к ложечке 2 нити равной длины и приложите их к ушам.
Ложечкой ударьте по краю стола. Слышен звук, похожий на удар колокола (звук
передаётся по натянутым нитям).
Ученики: Делают вывод о том, что механические волны могут распространяться в
различных средах и записывают это в своих тетрадях.
Учитель: Давайте рассмотрим виды упругих волн. В любой упругой волне одновременно существуют два вида движения:
колебания частиц среды и распространение возмущения, поэтому различают
продольные и поперечные волны.
Если при распространении волны направление колебаний частиц и распространения волны совпадают, то такие волны называют продольными. В воздухе или воде распространение волны может происходить за счёт разряжения и сжатия среды. При этом движение отдельных частиц параллельно
или другими словами продольно направлению распространения волны. Звук - один из примеров подобных волн.
Продольные волны - это волны сжатия и растяжения, поэтому они могут
распространяться в любой среде (твёрдой, жидкой, газообразной).
Если при распространении волны направление колебаний частиц
перпендикулярно направлению распространения волны, то такие волны называют
поперечными.
Поперечные волны - это волны сдвига, значит они могут распространяться только в твёрдых телах.
Ученики: Записывают в тетради 2 основных вида волн: продольные и поперечные.
Учитель: Давайте проделаем следующий эксперимент. Выясним, как будут
распространяться волны на поверхности воды в стакане, создавая их каплями воды,
падающими из пипетки. Демонстрируемая волна на поверхности жидкости является
смешанной. Она не является ни продольной, ни поперечной.
Волны распространяются в пространстве, перенося энергию.
А происходит ли перенос вещества при распространении волн? Давайте поставим «эксперимент на себе».
5. Физическая и эмоциональная разгрузка
Ученики выстраиваются шеренгу, держась за руки, или в колонну по одному, кладя руки на плечи впереди стоящего. По команде учителя один из учеников начинает совершать периодические движения в указанном направлении. Колебания передаются другим учащимся и возникает «волна», которую наблюдают учащиеся.
Команды: присядьте, встаньте, нагнитесь влево, нагнитесь вправо (колонна).
Поднимите правую руку вверх, нагнитесь вправо, присядьте, встаньте (шеренга).
Учитель при этом обращает внимание учащихся на то, что при распространении колебаний в пространстве не происходит переноса вещества. Учащиеся остаются на месте, в то время как колебания передаются от одного к другому.
Учитель: Примеры волновых явлений:
Ø электромагнитное излучение солнца обогревает Землю;
Ø волны океана размывают берега, принося энергию, полученную от ветра или
землетрясений вдали от этих берегов;
Ø сверхзвуковой реактивный самолёт образует волну сжатия, от которой
вылетают оконные стёкла;
Ø вибрирующий воздух доносит звуки до наших ушей;
Ø можно послать радиоволны к другим планетам и за их пределы;
Ø сдвиг земной поверхности в одном месте могут вызвать колебания в
достаточно удаленной от места возникновения точке;
Ø подводное землетрясение в океане создает цунами - приливную
волну;
Ø землетрясение 1 апреля 1846г вблизи Алеутских островов
всколыхнуло Тихий океан с такой амплитудой, что были разрушены
селения на его берегах на расстоянии 4000м.
6. Закрепление новых знаний
Учитель раздаёт карточки с тестовыми заданиями (Приложение 1).
Ученики выполняют задания и сдают карточки учителю.
7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
8.Задание на дом
Учитель задаёт домашнее задание и комментирует его.
§§31, 32, вопросы.
Экспериментальное задание: Налейте воду в ванну (таз, чашку) и посредством
ритмичных касаний воды пальцем (или линейкой) создайте на её поверхности волны.
Используя разную частоту колебаний (касаясь воды один или два раза в секунду),
обратите внимание на расстояние между соседними гребнями волн.
Подготовить сообщения «Сейсмические волны» и «Сейсмограф» как дополнение к новому материалу.
9. Рефлексия. (Приложение 2).
Приложение 1 Задание на закрепление нового материала
1. На каком из рисунков показана поперечная волна? Продольная волна? Подпишите
рисунки.
рисунки.
___________________________________ ____________________________________
2.Поперечная волна возбуждается:
A) В твердых телах; Б) В жидкостях;
B) В газах.
3. В продольных волнах колебания распространяются:
А) В плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волны; Б) В направлениях распространения волны.
4. В поперечных волнах колебания распространяются:
А) В плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волны; Б) В направлениях распространения волны.
5. Волна, возбуждаемая струной в
воздухе, является:
А) Продольной;
Б) Поперечной.
6. Волна, возбуждаемая смычком в
струне, является:
А) Продольной;
Б) Поперечной.
7. Продольная волна возбуждается:
А) В твердых телах;
Б) В жидкостях;
В) В газах.
Приложение 2
Фамилия, имя |
Что знал? |
Что узнал? |
С чем не согласен? |
Что непонятно? |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.