г. Донской
2017 г.
Интегрированное занятие «По одежке встречают…»
Цель. Приобщать детей к истории национальной культуры .
Задачи. Познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать воспитанию интереса и уважения к русской культуре, традициям.
Материал. Подборка слайдов (презентация). Мяч. Кокошники, колпаки, ленты, платки, шапки по количеству детей. Рисунки детей с изображением предметов одежды; эскизы орнаментов, цветные карандаши, фломастеры.
Предшествующая работа. Рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», загадки, русские народные игры «Змейка», «Ручеёк», «Жмурки», «Горелки», чтение русских народных сказок и пословиц, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Ход занятия.
(Звучит русская народная музыка. Дети входят в зал, садятся.)
- Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? (Ответы детей.) Наша с вами матушка Россия! Которая всегда была самой сильной, самой необычной и самой красивой страной мира!!!! И красива, и сильна, она - была, есть и будет, прежде всего, своим народом, своими корнями, своими традициями и своими праздниками!!! Вы знаете, что в нашей стране помимо официальных символов существуют, конечно же, негласные, неофициальные символы, увидев которые или услышав о которых любой иностранец скажет - «Да это же русские, да это же Россия!» Давайте вспомним их. (Ответы детей.)
- Один из символов России – одежда. Мужская косоворотка и русский сарафан. Недаром в русской пословице говорится: «По одежке встречают - … по уму провожают». Сегодня мы поговорим об одежде русских людей. Всю одежду женщины шили сами. Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою-изготовленную дома, в домашних условиях на станке. И только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.
- Как они назывались? (Портные).
- В старые времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей, она была разного фасона. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить он должен и вести себя в соответствии со своей должностью.
- Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости. Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по-разному, в зависимости от того, что они шили.
- Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.
- Как образовалось это слово? (Душу греет). Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было… - телогрея.
- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники.) Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девочки могли носить волосы - распущенными, а девушки - заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
- Во что же одевались мужчины и мальчики? (Ответы детей.) Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. А что носили мужчины на голове? (Ответы детей.) Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.
- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду». (Проводится игра. Дети встают в круг. Ведущий – воспитатель начинает фразу и дает игроку мяч, а дети по очереди ее продолжают, возвращая мяч водящему.)
- Если я шью шубу – значит я шубник,
А если я шью кафтан- то я …(кафтанник),
(шапошник, рукавичник, карманник, сарафанник, рубашник, шапошник, сорочник, душегрейник, телогрейник).
- Сейчас я предлагаю выйти и надеть, примерить головные уборы. (Дети выполняют задание.)
- А как вы думаете, какой головной убор должна одеть я? Почему? (По окончании игры дети занимают свои места.)
- Итак, женская одежда – это … , продолжите фразу: сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка). А мужская одежда – это … рубаха, порты, кафтан, колпак.
- А теперь, мы поиграем в игру «Что кому?» Вам надо разобрать одежду для мужчин и для женщин по отдельности. (Дети выполняют задание.)(Молодцы!)
- В холодную зимнюю носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Ответы детей.)
- Во что обувались русские люди в старину? (Ответы детей.)
- Скажите, какая одежда отличала простого человека от воина? (Ответы детей.)
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга.) Зачем она нужна воинам? (Ответы детей. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.)
Железная шапка с острым концом,
а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче - украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
- Во что обувались русские люди в старину? (Ответы детей.)
- Вы обратили внимание, какой интересный узор вышит на русской одежде? Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги. Узор в виде орнамента, ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. Например.
- Знак солнца. Что оно дарит людям? (Ответы детей: тепло, добро.)
- Правильно, поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.
- Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:
Красный – благополучие, хорошую жизнь. Желтый цвет – тепло и ласку. Синий цвет – радость. Черный цвет – богатство.
- Ребята, если бы мы с вами решили украсить русские народные костюмы, то надо сделать рисунок вышивки. Давайте попытаемся создать свой узор, свой оберег. Как это сделать? (Нарисовать красками, карандашами, фломастерами.)
- Подумайте, какой вид одежды вы решили ы украсить? (Ответы детей.) На какую часть одежды наносятся обереги? (Подол, края рукава, ворот.)
(Дети садятся за столы, рисуют (раскрашивают) орнамент. Во время работы детей звучит русская народная мелодия.)
- Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята рассматривают работы.)
- Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что от доброго мастера.
- Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы. И мы узнали, во что, одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней.
- Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).
- Что вам (не) понравилось на занятии? Мне сегодня очень понравилось, как вы справились с заданиями и порадовали меня сегодня … Давайте наши узоры для одежды поместим на выставку чтобы все познакомились нашим тврчеством.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.