Внеурочное занятие "Вежливые слова" (1 класс)
Оценка 4.6

Внеурочное занятие "Вежливые слова" (1 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
классное руководство
1 кл
22.02.2019
Внеурочное занятие "Вежливые слова" (1 класс)
Внеурочное занятие в 1 класс по курсу "Риторика". Тема- "Вежливые слова". Цели занятия: 1. Формировать представления о нравственных нормах общения. 2.Закрепить и углубить знания о речевом этикете, о вежливости. 3. Развивать коммуникативные качества. Учить употреблять в общении различные формы речевого этикета. 4. Воспитывать у детей культуру общения, навыки поведения, соответствующие принятым в обществе нормам поведения.
вежливые слова.docx
Внеурочное занятие «Вежливые слова» (1 класс) Цели: 1. Формировать представления о нравственных нормах общения. 2.Закрепить и углубить знания о речевом этикете, о вежливости. 3. Развивать коммуникативные качества. Учить употреблять в общении различные формы  речевого этикета. 4. Воспитывать у детей культуру общения, навыки поведения, соответствующие принятым  в обществе нормам поведения. Ход занятия I. Организационный момент На уроке будь старательным, Будь спокойным и … (внимательным). Всё пиши, не отставая, Слушай, … (не перебивая). Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … (понятно). Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать). Если друг стал отвечать Не спеши … (перебивать). А помочь захочешь другу –  Подними спокойно … (руку). Знай: закончился урок, Коль услышал ты … (звонок). Когда звонок раздался снова, К уроку будь всегда … (готовым). Чтоб не тревожились врачи, На переменах не … (кричи). II. Вступительное слово учителя ­Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и  ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и  самые важные для каждого человека. Это вежливые слова. Пройдет время, вы окончите  школу, станете взрослыми людьми, будете работать. Но кем бы вы не стали, прежде всего,  вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми, добрыми,  отзывчивыми, смелыми и, конечно, вежливыми. ­ Как вы думаете, вежливыми рождаются или становятся? (Дети отвечают) ­ Этому надо учиться с детства. ­ А теперь, ребята, немного поэкспериментируем. (Учитель достает два мешочка) ­ Давайте потрогаем оба эти мешочка. ­ Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения. (Один мешочек мягкий, теплый). ­ Мягкий, как что? (Как мягкая игрушка, шарик). ­ Вам было приятно трогать этот мешочек? (Да) ­ А теперь потрогаем другой мешочек? ­ Что же вы почувствовали? (В мешочке что­то острое, его неприятно трогать). ­ Ребята, так и слова бывают добрые и злые, их можно не только услышать, но и  почувствовать. Добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые  слова обижают человека, делают ему больно. ­ Вежливый человек приятен для окружающих. Вежливый и умеющий общаться человек  может в жизни многого достичь. Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно  чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее,  светлее. В этих словах заключена великая сила. ­ Давайте сейчас вспомним эти слова, пройдя по особому лабиринту. (Показывает карту­ рисунок «Лабиринт».) ­ Прочитайте его название. ( Лабиринт Воспитанности.) ­ Войдем в него. III. Повторение знаний о волшебных словах ­ Что встретилось нам сразу у входа? ( Скамейка Волшебных слов.) ­ Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку, и соберем их в магический  куб.  ­ Тот, кто вспомнит волшебное слово, подойдет к кубу очень тихо, чтобы никто не слышал, произнесет это слово и опустит фишку в магический куб. (Фишки­слова «превращаются» в слова­карточки после чтения детьми «Заклинания».) ­ Теперь прочитайте хором волшебное Заклинание, написанное на доске: Мой подарок я вручила, То есть радость получила То есть радостно и мне,  То есть радостно вдвойне  от подарка моего –  стало два из одного! Э. Машковская ­ Открываем куб. (Учитель открывает магический куб, ученик достает карточки – слова.) ­ Вот так распределил ваши слова куб. Прочитаем карточки. Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Отгадайте загадки. Встретив зайку, еж­сосед Говорит ему: «….» (Привет!) А его сосед ушастый Отвечает: «Ежик, …» (Здравствуй!) Игра «Вежливые прятки». Выбирается водящий. Его задача – узнать по голосу  говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое­то слово  приветствия: «Здравствуй), «Добрый день», «Добрый вечер» и т.д. Задача водящего­ узнать ученика по голосу. Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас. ­ Отгадайте загадку. Трясогузка с бережка Уронила червячка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…» (Спасибо!) Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи,  приятного аппетита, доброго пути. Ученик читает стихотворение «Доброго пути». Нам желают: «Доброго пути!» ­ Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь, Тоже к доброму чему­нибудь. Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста. ­ Отгадайте загадку. Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он: «…» (Извини!) Игра «Кто больше». Давайте поделимся на две команды, каждая из которых получит лист бумаги. На листе участники команды должны написать как можно больше различных слов­ извинений. Выигрывает та команда, которая придумывает больше слов. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Ученик читает стихотворение «Пожалуйста». Отметить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. ­ Отгадайте загадку. К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «...» (До свидания!) IV. Беседа о вежливости ­ Мы идем дальше по лабиринту. Куда же проходить? (В ворота Вежливости.) Справка учителя «Путешествие в прошлое» ­ А известно ли вам , ребята, что обозначает слово «вежливость»? До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом  прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который  знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее  превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество,  вежливость.) Вежество ­ качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в  школах наряду с грамотой и молитвами. Физ. минутка «Вежливые животные» ­ Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда  здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга. Возможный вариант:      жирафы (наклоны вперед); антилопы (поднятие ног поочередно); львы (повороты вправо влево); обезьяны (подскоки, наклоны вправо–влево с руками за головой); медведи (вращение головы). V. Чтение «Вредных советов» Г. Остера. ­ А что же теперь нас ждет впереди? (Тупик Вредных советов.) ­ Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного,  вредного? И как, по­вашему, надо поступать в данных ситуациях? (Дети читают.) 1 совет Если ты пришел к знакомым –  не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори. Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун. (Обсуждение совета учащимися.) 2 совет Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем И хватайся за живот. (Обсуждение совета по вопросам.) 3 совет Девчонок надо никогда нигде не замечать. И не давать проходу им нигде и никогда, Им надо ножки подставлять, пугать из­за угла. (Обсуждение совета учащимися.) ­ Пора нам из этого тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться. VI. Беседа о дружбе, о друзьях ­ Куда же теперь мы пойдем? (Мы пойдем под арку Дружбы.) Работа со словами «дружба», «друг». ­ Дружба, друг, дружить. Что общего у этих слов? (Корень – часть слова: «друг», это  однокоренные слова.) ­ Послушайте, что рассказал поэт о том , как возникло само слово «друг». (Учитель читает стихотворение.) Когда еще никто не знал ни слова –  Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», ­ Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык И корчить рожи (что одно и то же), Но, словом стал гортанный резкий звук, Осмысленней лицо, умнее руки, И человек придумал слово «друг». Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спасибо за друзей моих. Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей – людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю. Обсуждение вопроса: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?» ­ Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг? (Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую  минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.) ­ Вы правы. ­ Ребята! Но время идет и нам нужно выйти из лабиринта. Где, по­вашему, ждет нас  выход? (В башне Мира и Добра.) VII. Раскрытие значения слов «добро», «мир» ­ Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, что такое «добро». Люди понимают,  что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта – признак силы души, её  величая. ­ Как вы знаете, сказки, пословицы – это мудрость народа. В сказках добро всегда  побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит? («Золушка», «Крошечка­Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Иван царевич и серый  волк» и др.) ­ Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором. Доброе слово – что дождь в засуху. (На доске.) Доброе слово дороже богатства. На добрый привет – добрый ответ. ­ Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Работа в группах.) VIII. Итог занятия ­ Вот и вышли мы из «Лабиринта Воспитанности». ­ Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите  его на карточке и прикрепите на доске. (Дети пишут фломастером слова, карточки прикрепляют на доске. Учитель  прикрепляет карточки «забота», «уважение», «понимание», «любовь», если их нет  среди детских.) ­ Прочитайте свое слово. (Дети «цепочкой» читают слова. В заключение ученик читает стихотворение.) Мы любим писать слова земные: «Мама», «школа», «счастье», «доброта» … ­  Светлые, понятные, родные, Важные для всех людей слова! ­Большое спасибо всем, кто сегодня мне помогал и правильно отвечал на все вопросы. Рефлексия. ­ Что узнали сегодня? ­ Что было интересно? ­ Что понравилось? ­ Кому было интересно, поднимите зеленые листочки, а кому было неинтересно, трудно –  желтые.  ­ Спасибо! Занятие окончено.

Внеурочное занятие "Вежливые слова" (1 класс)

Внеурочное занятие "Вежливые слова" (1 класс)

Внеурочное занятие "Вежливые слова" (1 класс)

Внеурочное занятие "Вежливые слова" (1 класс)

Внеурочное занятие "Вежливые слова" (1 класс)

Внеурочное занятие "Вежливые слова" (1 класс)

Внеурочное занятие "Вежливые слова" (1 класс)

Внеурочное занятие "Вежливые слова" (1 класс)

Внеурочное занятие "Вежливые слова" (1 класс)

Внеурочное занятие "Вежливые слова" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2019