Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»
Оценка 5

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Оценка 5
Семинары
docx
классное руководство +2
1 кл—4 кл
20.03.2019
Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»
Сообщение на тему «Приемы построения безотметочного процесса обучения», познакомившись с разделами книги Ш.А.Амонашвили «Размышления о гуманной педагогике», с.с. 373-386. В сообщении раскрыты следующие вопросы и содержательные аспекты работы Ш.А.Амонашвили: Как должна меняться оценочная деятельность педагога в учебном процессе? В чем суть приема «ненавязчивой демонстрации» в оценочной деятельности учителя?
статья 1.docx
Статья на тему: «Приемы построения безотметочного процесса обучения» 1. Как должна меняться оценочная деятельность педагога в учебном процессе?           Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся ­ это выявление  и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой. Устанавливается: правильно ли  выполнено задание, нет ли отклонений в формировании представлений и  понятий, каковы уровень и качество умений и навыков. Учитель обычно  произносит развернутое суждение, обосновывающее отметку. Таким образом, оцениваются знания, умения, навыки, и объективность  требуется именно с этой позиции. Старания и усилия ребенка, как правило, не принимаются во внимание. Не учитывается и рациональность его учебной  деятельности (запомнил ли он все со слов учителя или сидел дома за уроками  до поздней ночи). Не учитывается и побудитель, заставивший ребенка  приняться за учёбу ­ а мотивы приобретения знаний сильно влияют на  отношения ребенка с другими людьми. Целью оценки знаний должно быть выяснение пути их совершенствования,  углубления, уточнения для активного включения детей в разностороннюю  трудовую деятельность. Однако оценочная деятельность имеет вполне  прозрачный подтекст поощрения и принуждения школьника к учению.  Принято считать, что оценка и отметка способствуют усилению чувства  ответственности, создают детям мотивацию к учебе. Однако на практике  часто встречаются злоупотребления этим. Ответ на вопрос «Кто оценивает?» может показаться однозначным: учитель.  Но как он это делает? Считается, что учитель должен как бы на одну чашу  весов класть результат деятельности ученика, а на другую ­ эталон, с которым этот результат сравнивать. Однако ребенок не понимает, как, например, работа, над которой он столько трудился, может быть оценена низко? Он  огорчается и считает учителя не справедливым. Кроме того, учитель неизбежно примешивает к объективной оценке свое  субъективное знание ученика и отношение к нему: старателен ребенок или  нет, насколько легко ему дается тот или иной вид деятельности и так далее.  Однако дети все равно не в состоянии постичь эту справедливость взрослого.  У них своя точка зрения на оценку и свое понимание намерений учителя. Во  многом отношение ребенка к оценке связано с его уровнем притязаний. Таким образом, мы должны начать с воспитания уровня притязаний, формирования  навыков самоконтроля и самооценивания.          Но, как бы ребёнок не научился этим навыкам, ему всё равно  необходимо будет знать учительскую оценку, чувствуя оптимистическое и  чуткое отношение к себе учителя. Как из­за взросления, так и из­за своей  социальной значимости. Учителю главное научиться видеть в ребёнке не  протестующую силу, а соратника, тогда и объяснить таким ученикам суть  содержательного оценивания будет не сложно.   В начальных классах оценочная деятельность не должна быть прекращена на  этапе начальной школы, не должна она и слабеть в старшей школе – только  качественно меняться.  В смысле содержания изменения должны проходить следующим образом:  обращение ребёнка на совершение своей учебно­познавательной  деятельности;  углубление и усиление мотивов познания;  отношение к ребёнку, как к личности. Таким образом, в ребёнке закрепляется вера в свои силы, самостоятельность.  Он вовлекается в сотруднические формы деятельности, тем самым развивая  свободу выбора.  2. В чем суть приема «ненавязчивой демонстрации» в оценочной деятельности учителя? Суть приёма «ненавязчивой демонстрации заключается в формировании у  детей первоначальных оценочных действий как бы для себя, своих оценочных  суждений, и тем самым даёт им возможность «спонтанно» принять участие в  определении эталонов и способов деятельности. Учитель специально пишет  буквы с явными или малозаметными отклонениями от образца («Что со мной  происходит?»), чтобы дать детям возможность уловить расхождения и вести  оценочные суждения. При этом он сам показывает учащимся, как сам  оперирует эталонами, анализирует своё достижение и свою неудачу, как  ставит перед собой задачи, как остаётся недовольный результатами своих  стараний. Педагог подчёркнуто демонстрирует ещё, как прислушиваться к  мнению других, то есть своих учеников.  3. Опишите прием парциальных оценок. Парциальные оценки ­ Отдельные оценочные обращения и оценочные  воздействия учителя по ходу опроса влияют на процесс работы, его  содержание и форму, скорость и точность, перестраивая интеллектуальные,  эмоциональные и волевые механизмы работы (переживание успеха и неуспеха, притязания, насыщение и т. д.).  Подобная оценка не представляет собой квалификацию успешности ученика в целом, она относится не к системе знаний и даже не к предмету в целом, а к  известному частичному знанию или навыку. Ее можно назвать парциальной,  выделяя тем самым из других типов оценок успешности.  Различные типы парциальных оценок группируются в три большие группы: 1)  отсутствие оценки, опосредованная оценка, неопределенная оценка; 2)  отрицательные оценки, выражаемые замечанием, отрицанием, порицанием с  включением сюда сарказма, упрека, угрозы, нотации; 3) положительные  оценки, выражаемые согласием, одобрением, ободрением.  Слова и фразы, указывающие на правильность ответа ученика ;и  стимулирующие его движение в том же направлении, можно на­I звать согласием; слова и фразы, указывающие на неправильность ответа и  стимулирующие перестройку хода решения,­ отрицанием. Не только согласие, но и отрицание играют положительную роль, ведя к перестройке мышления и  знаний соответственно логике предмета. Аналогичную роль в отношении  констатации и определения правильного решения задачи и верности  изложения играет согласие. Его функция­ориентировать школьника в  правильности его собственного поступка, закрепить успех на этом пути,  стимулировать его движение в том же направлении. Отсутствие оценки или  неопределенная для школьника оценка вызывает в нем тягостные  эмоциональные переживания.  В числе частых воздействий, посредством которых учитель регулирует  состояние класса и отдельных школьников, находится замечание. Замечания  становятся отрицательным воздействием лишь тогда, когда ряд замечаний  систематически падает на одного ученика. Само по себе отдельное замечание  имеет не столько оценочное и стимулирующее значение, сколько играет роль  регулятора поведения на уроке. 4. Расскажите о приеме, направленном на осознание детьми общественной значимости результата своего труда. Успешное развитие трудовой деятельности у детей позволяет сформировать  ребенка как субъекта деятельности в общем виде, в том числе и трудовой. В  общем виде трудовая деятельность – это • деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов  (материальных и духовных ценностей); • целенаправленная деятельность человека, требующая умственных и  физических усилий, направленных на видоизменение и приспособление  предметов природы для своих потребностей. Трудовая деятельность детей – совместная со взрослым преобразовательная  деятельность, сотрудничество, построенное на принципе субъектно­ субъектного взаимодействия, в котором и ребенок, и взрослый приобретают  право на проявление индивидуальности. Поэтому трудовое воспитание является обязательным компонентом развития  базовых и творческих способностей детей. Трудовая деятельность  способствует формированию культуры межличностных отношений. Очень важно сформировать у ребенка положительное отношение к труду и  чрезвычайно важно, чтобы в дальнейшем он стал на позицию созидателя,  ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд  ребенка должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого  продукта, который может быть использован им по своему усмотрению.             Осознание общественной значимости результата своего труда  усиливает и обогащает в ребёнке мотивационное отношение к своей учебно­ познавательной и творческой деятельности. Оценочная активность должна  быть ориентирована на личность ребёнка. Всё это вместе с другими формами  работы усиливает в детях познавательное стремление, рождает мотивы,  творчество, утверждает в них взрослость.  5. Как можно реализовать прием выработки у детей собственных эталонов? Соотнося ход и результат учебно­познавательной деятельности с  определенными эталонами, педагог выявляет продвижение школьника по пути овладения и присвоения им определенных знаний, умений, навыков, а также  самих способов умственной и практической деятельности. В зависимости от  интенсивности учебно­познавательной деятельности, проявленных стараний, с одной стороны, и реальных результатов в учебе, с другой, можно определить  потенциальные возможности каждого отдельного школьника. Эти данные  помогут учителю увидеть, на какие психические стороны личности школьника он может опереться и в какой степени, планируя его учение и необходимую  помощь. В этом смысле оценочная деятельность учителя и есть определение ясных перспективных линий дальнейшего развития ученика, его будущих  успехов. Эти линии приобретут для школьника содержательный смысл и  значение мотивационной основы в том случае, если педагог их будет строить с позиции интересов ребенка. Говоря школьнику о достигнутых успехах и  потенциальных возможностях, исходя из них, ставя ближайшие цели и задачи  совершенствования его учебной деятельности, определяя пути и средства  преодоления возможных и возникших трудностей, восполнения пробелов,  исправления ошибок, присвоения новых знаний, овладения умениями и  навыками и т. д., педагог тем самым насыщает свою оценку содержательным и мотивационным смыслом, так как школьнику становится ясным и эталон, в  соответствии с которым ведет учитель оценку результатов его усилий, и  оптимистическое отношение педагога к его возможностям и перспективам.  Вера педагога в ребенка рождает в нем ответную уверенность в собственных  силах и будущие успехи. Это важнейший результат стимулирующей и  содержательной оценки.  По выражению Ш.А. Амонашвили, «оценка – это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его  учебной работы в данный момент». Вместо отметок, как считал педагог,  нужно пользоваться оценочными суждениями в словесной форме: «Я  огорчен». ... Иногда оценкой может быть улыбка, добрый взгляд учителя,  выражение удивления. По убеждению Шалвы Александровича, «отметка – это обобщенная оценка».      Важно также помнить, что дети вырабатывают в себе эталоне в виде точки  зрения, позиции, вкуса. Данный процесс происходит в форме выдвижения  собственной точки зрения и результата учебно­познавательной деятельности  для общественной оценки. В таких ситуациях учитель не должен навязывать  своё мнение и не вступает в разногласия. Только включается в обсуждение  наравне с другими. 6. Особенность реализации приема, побуждающего детей вынести свою работу на общественное обсуждение. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из   основных   принципов   дидактики.   Под   активностью   в   учебном   процессе подразумевается такое количество деятельности, которые характеризуются высоким уровнем мотивации, созданной потребностью к усвоению умений и навыков, результативностью. Главная   задача   учителя   заключается   в   создание   атмосферы интеллектуальной активности учащихся, в предоставлении им возможности максимально самостоятельно (при тактичной направляющей помощи учителя) не   только   решать   поставленные   учебные   задачи,   но   видеть   и   понимать возникающие   в   процессе   учения   трудности,   находить   способы   их преодоления. Такой род деятельности способствует активизации имеющихся у   учеников   знаний   о   предмете   изучения,   воспитывает   и   развивает наблюдательность, деятельностью), самоконтроль.   производительность   (сознательное   управление В   одной   из   ситуации   описанных   Шалвой   Амонашвили   в   книге «Размышления   о   гуманной   педагогике»   он   использовал   прием,   с   помощью которого   побуждал   детей   не   только   вынести   свою   работу   на   обсуждение товарищей с целью ее совершенствования и улучшения, но и стимулировал таким образом познавательную активность детей. Суть приёма состоит в том, что   учитель,   выбирая   определенное   время   (перемена,   урок),   просит   класс обсудить сочинения, которые дети пишут дома. Как и говорилось выше это побуждает   детей   к   оцениванию   товарища,   а   значит   ученик,   который представляет свое сочинение может усовершенствовать его с учетом оценок товарищей и учителя, что является стимулом к познавательной деятельности. Стоит   также   отметить,   что   дети   сами   изъявляли   желание   обсудить   свою работу. Однако,   в   процессе   реализации   данного   приема   есть   очень   важная особенность,  а  именно  позиция   учителя.  Во   время   обсуждения   учитель  не выносит   окончательную   оценку,  а  как   бы   советует   учащемуся,  на   ровне  с другими учениками. Очень важно, чтобы во время обсуждения учитель смог создать   обстановку   взаимопонимания   с   упором   на   положительное.   Как отмечает Шалва Александрович не менее важным фактом должно быть и то, что   в   процессе   обсуждения   не   должно   быть   критики   или   какого­либо порицания, а лишь добрые пожелания. Он считает, что с такой ситуации в выигрыше останутся обе стороны ­ и тот, кто представляет свою работу, и все остальные, кто ее оценивают. 7. Прием редактирования и правки ранее написанного. Нельзя   забывать,   что   самооценка   ­   сложное   личностное   образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную   функцию.   Эффективность   учебной   деятельности   школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной   деятельности,   но   и   от   уровня   самооценки.   Есть   тесная   связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.         Младшие   школьники   могут   осуществлять   самоконтроль   только   под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе ­ основа   самооценки   младших   школьников. осуществляется в учебной деятельности.   Самосознание   ребенка    К примеру, возьмем диктант в 1 классе, когда одним из основных критериев является «пропуск букв». Каковы бы ни были результаты первой работы, они могут быть качественно оценены только в сравнении со следующей работой. Так, если ученик за три последовательные работы постепенно уменьшил число пропускаемых   букв,   то   это   значит,   что   ученик   прекрасно   учится,   то   есть совершенствуется, и этим выгодно отличается от ученика, стабильно во всех контрольных   пропускающего   1­   2   буквы.   Замечу,   что   первый   ученик   при отметочной системе оценивания имел бы стабильные двойки (ибо в каждой следующей контрольной к пропускам букв прибавлялись бы новые ошибка на изученные орфограммы) и, соответственно, психологию двоечника. Именно   на   этом   и   акцентирует   внимание   приём   Редактирования   и правки   ранее   написанного   Х.   Амонашвили.   Суть   которого   состоит   в   том, чтобы дать возможность ученику переписать или отредактировать сочинение, которое он написал длительное время назад (месяц или два). Таким образом, текст   сочинения   «устаревает»   и   становится   для   ребенка   «чужим»,   что позволяет ему взглянуть на свое сочинение со стороны. Как бы стать своим собственным читателем. Однако нельзя и исключать того, что ученики часто советуются с учителем, касательно того правильно или же нет они решили исправить.   В   данном   случае   Х.Амонашвили   советует   учителю   не придерживаться какой­то конкретной оценки, а высказать свое мнение. При этом ребенок сам решает, как и что он будет редактировать. В таком случае оценивание выступает  уже как  оценочно­познавательная  деятельность. При выполнении   таких   заданий   дети   сами   ставят   перед   собой   новую   задачу   – совершенствование. Если   ребенок   имеет   возможность   сравнивать   свои   сегодняшние достижения со вчерашними и позавчерашними или с работами, выполненными в   прошлом   месяце,   то   у   него   появляется   надежное   основание   для самоуважения, сознательного и оптимистичного отношения к себе, к своему учебному труду.  8. Аспекты реализации приема, предполагающего решение детьми усложненных задач. Данный приём предполагает следующие виды усложнения заданий для  наиболее подготовленных учащихся:  усложнение учебного материала;  увеличение количества действий в выражении или в решении задачи;  выполнение операции сравнения в дополнении к основному заданию; использование обратного задания вместо прямого;   использование условных символов (“сказочных цифр”, букв) вместо  чисел. Вся интрига заключается в том, как преподносит учитель задачу детям и  какую роль посредника он играет между ребёнком и задачей. Для этого  выбираются задачи, рассчитанные на более высокий уровень. Детям  сообщается, что они могут попробовать свои силы в их решении. Тем самым  усиливается познавательный интерес, задевающий тенденции взросления и  развития. Кроме того, с одной стороны, ученикам даётся подсказка решения  задачи – учитель сам сообщает детям о том, как он решал её, где «запутался»  ­ а с другой, рекомендую оставить задачу и вернуться к изучению материала,  рассчитанного программой. Ученики подводятся к обсуждению, спору с  учителем, как лучше решить усложнённую задачу.  Таким образом у них вырабатывается:  эталоны;   умение аналитически мыслить;  умение контроля и оценки. В сложившихся условиях оценка приобретает глубоко содержательный  смысл.  Признаваясь в своей ошибке, после решения задачи, учитель создаёт для  своих подопечных «учебно­познавательный комфорт», порождающий и  развивающий сотруднические взаимоотношения. От педагога только  требуется умело провести такой приём на уроке, чтобы дети ничего не  заподозрили.

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»

Статья «Приемы построения безотметочного процесса обучения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2019