Рассказ и его составные части
Оценка 5

Рассказ и его составные части

Оценка 5
doc
30.04.2020
Рассказ и его составные части
Диф-я Д-Т.doc

«Дифференциация звуков Д – Т». Конспект  занятия с группой  2-го класса с нарушениями письма и чтения.

Цель: Учить дифференцировать звуки  Д-Т в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

·         развивать фонематический анализ и синтез со звуками Д-Т;

·         закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

·         активизировать и обогащать словарный запас;

·         совершенствовать грамматические формы речи

·         уточнять значения слов-паронимов.

Образовательные:

·         развивать зрительную и слуховую память, внимание;

·         формировать умение принимать учебную задачу;

·         формировать умение действовать по правилу;

·         развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательные:

·         воспитывать приемы самоконтроля;

·         воспитывать у учащихся чувство коллектива, умение слушать других;

·         воспитывать дисциплинированность, аккуратность.

Оборудование: демонстрационные картинки, игра Никитина «Креативо», мяч, перфокарты, компьютер, доска.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дети!

1.Речевая разминка.

- Прежде чем начать занятие повторим разминку

Речевая разминка.

Чики- чики – чики – чок-

Не стесняйся , язычок.

Не пугайся, не ленись,

Повторяй, не ошибись:

Где-то собака рычала: р – р – р .

В стойле коровы мычали: м – м – м .

В комнате мухи жужжали: ж – ж – ж.

Мимо машины бежали: тр – р - р .

В небе далёком гудел самолёт: л – л – л.

Свистели от ветра все провода: с – с – с.

Капала в кухне из крана вода: кап – кап – кап.

Перекликались в ночи поезда: ч – ч – ч.

Листья под ветром шумели: ш – ш – ш.

А комары все пели : з – з – з.

Непоседа мяч и ночью

Успокоиться не хочет: бум – бум.

Куклы кашляют в постели-

Днём мороженое ели: кха – кха.

 

Артикуляционная гимнастика. (Сказка «Любопытный язычок»)

 

II. Основная часть

Введение в тему:

- Что видите на картинках? Назовите их. (уточка, удочка) Уточним, что они обозначают.

- Сколько звуков в слове?

- Какими звуками они различаются при произнесении?

- Какова тема нашего занятия?

- Дайте краткую характеристику звукам.

(Звук  Д - согласный, звонкий;  звук Т - согласный, глухой.)

 

2.                  Речевая разминка и пальчиковая

·                     Читаем цепочки слогов:

ДУ-ТУ            ТАК - ТУК

ДО-ДЫ          ТИК-ТЫК

ДИТ-ДАТ       ДАК-ДОК

ТОД-ДУТ       ТЯП-ТАП

 

3.ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ, ОДНИМ СЛОВОМ.

Какая погода бывает зимой? (холодная)
Какая погода бывает летом? (тёплая)
Какие дни бывают летом? (длинные)
Какие дни бывают зимой? (короткие)

 

4.Игра Никитина» Креативо» (ТРАКТОР, КАТОК, ДЕРЕВО, ПРИРОДА)

У детей по 4 карточки: красная, синяя, зеленая, желтая. На противоположной стороне карточки - картинка. На доске закреплена стрелка, которая при вращении показывает на цвета: красный, синий, зеленый, желтый.

Ученик переворачивает карточку названного цвета, называет картинку и выполняет задание. Инструкция по выполнению задания написана на доске:

Красный цвет - сложить из фишек количество звуков в слове.

Зеленый цвет - разделить слова на слоги.

Желтый цвет - определить место звуков  Д, Т в слове.

Синий цвет - придумать предложение со словом.

 

5. Запись слов в два столбика  Д-Т, ТД

тетрадь, дата, туча,  двери, свисток, подруга, лопата, дыня, тыква, радуга, тапочки,).

·                     Прочитаем, какие слова вы записали в первый столбик. Читаем по «цепочке»

·                     Прочитаем, какие слова вы записали во второй столбик.

 

6. Игра «Один - много»

Поиграем в игру с перекидыванием мяча. Сначала я произнесу слово в единственном числе, а вы мне отвечаете во множественном числе.

Куст – кусты, холод – холода, город – города, пруд – пруды, мост – мосты, след – следы, крот – кроты, енот – еноты, лёд –льды, завод – заводы, гвоздь – гвозди, обед – обеды, привет – приветы, парад – парады, год – годы, самолёт – самолёты, билет – билеты, рекорд – рекорды, медведь – медведи, ледоход – ледоходы, прут – пруты.

 

7.Закончите предложения, используя картинки.

Гвозди забивают ... (молоток)

На опушке леса растет ... (дуб)

Землю копают ... (лопата)

Воду носят ... (ведро)

Толя забежал за … (дом)

Рыбу ловят ... (удочка)

 

8.Игра «Паутинка». Составление словосочетаний.

Подобрать к прилагательному из левого столбика существительное из правого столбика. Соединить линиями на доске слова. Составь предложения.

холодный        торт

густая        ведро

тяжелое        трава

медная        сестра

младшая        труба

сладкий        дождь

 

9. Синквейн – ДРУЖБА

 

Вставь в пословицы букву Т или Д.

Без …ру…а не вы…ащишь рыбку  из пру…а.

ело мас…ера бои…ся.

… ерпение и …ру…  все пере…ру… .

 

«Добавь слог Да или Та».

Лопа… , приро… , ребя… , воро… , горо… , мач… ,

боро… , гуся… , темно… , меч… , посу… , глухо… ,

свобо… , просту… , звез… , забо… , холо… , бесе… ,

кар… .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказка о язычке

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов

Ты в часы играть готов?

                             (М.Синицына)

            Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

                                     (О.Петрова)

            Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем —

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

                                               (М.Синицына)

            А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

                                                               (М.Синицына)

            Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» — гудит мотор!

                                                           (М.Синицына)

           Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.

А теперь успокой киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук —

Раздается громкий звук.

                                    (М.Синицына)

            Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко —

Стук копыт услышишь звонкий.

                                           (М.Синицына)

            А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.

                                 (О.Перова)

            Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.

                        (М.Синицына)

            Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вставь в пословицы букву Т или Д.

Без …ру…а не вы…ащишь рыбку  из пру…а.

ело мас…ера бои…ся.

… ерпение и …ру…  все пере…ру… .

 

«Добавь слог Да или Та».

Лопа… , приро… , ребя… , воро… , горо… , мач… ,

боро… , гуся… , темно… , меч… , посу… , глухо… ,

свобо… , просту… , звез… , забо… , холо… , бесе… ,

кар… .

 

Вставь в пословицы букву Т или Д.

Без …ру…а не вы…ащишь рыбку  из пру…а.

ело мас…ера бои…ся.

… ерпение и …ру…  все пере…ру… .

 

«Добавь слог Да или Та».

Лопа… , приро… , ребя… , воро… , горо… , мач… ,

боро… , гуся… , темно… , меч… , посу… , глухо… ,

свобо… , просту… , звез… , забо… , холо… , бесе… ,

кар… .

 

Вставь в пословицы букву Т или Д.

Без …ру…а не вы…ащишь рыбку  из пру…а.

ело мас…ера бои…ся.

… ерпение и …ру…  все пере…ру… .

 

«Добавь слог Да или Та».

Лопа… , приро… , ребя… , воро… , горо… , мач… ,

боро… , гуся… , темно… , меч… , посу… , глухо… ,

свобо… , просту… , звез… , забо… , холо… , бесе… ,

кар… .

 

Логопедическое занятие по теме “Дифференциация звуков д-т в слогах, словах, предложениях”.

Тема. Дифференциация звуков д-т в слогах, словах, предложениях.

Цель: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, т.

Задачи:

  • учить детей дифференцировать звуки, обогащать словарь детей;
  • развивать навыки слогового анализа и синтеза;
  • закреплять знания языковых норм; способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
  • учить устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование.

  • Карточки с артикуляционной гимнастикой; буквы т, д.
  • Предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка.
  • Карточки со словами: уточка, удочка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика.

Чики- чики – чики – чок-

Не стесняйся , язычок.

Не пугайся, не ленись,

Повторяй, не ошибись:

Где-то собака рычала: р – р – р .

В стойле коровы мычали: м – м – м .

В комнате мухи жужжали: ж – ж – ж.

Мимо машины бежали: тр – р - р .

В небе далёком гудел самолёт: л – л – л.

Свистели от ветра все провода: с – с – с.

Капала в кухне из крана вода: кап – кап – кап.

Перекликались в ночи поезда: ч – ч – ч.

Листья под ветром шумели: ш – ш – ш.

А комары все пели : з – з – з.

Непоседа мяч и ночью

Успокоиться не хочет: бум – бум.

Куклы кашляют в постели-

Днём мороженое ели: кха – кха.

- Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения “Маляр”

“Лягушка и слоненок”

“Качели”

-Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

3. Развитие фонематического восприятия

Рассмотрите предметные картинки и назовите их.

Уточка-удочка


«Уточка-удочка»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

-Сколько звуков в этих словах? 6 звуков

- Это очень похожие слова уточка-удочка.

-А чем они различаются? (второй звук т , в слове уточка)

- В слове удочка второй звук д

-Какой второй звук в слове уточка? Т

-А какой второй звук в слове удочка? Д

-На доску вывешивается слова, уточка-удочка посмотрите, поменяли

одну букву, а изменилась все слово.

- Сегодня мы будем учиться различать эти звуки т, д и буквы тэ, дэ для

того чтобы на письме их не путать.

  1. Сравнительная характеристика звуков.

-Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково)

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д? ( Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без голоса.

-Какой вывод можем сделать?

Вывод Звук д произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой д на письме и при чтении, А звук т произносится без голоса он глухой и определяется буквой т на письме и при чтении.

Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

5. Соотнесение звука и буквы.

Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами)

Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы. тэ, дэ.

-А скажите если поставить согласный и гласный звук вместе, то, что они образуют? (Слог)

6. Дифференциация звуков в слогах

Рассмотрите схему и составьте и прочитайте слоги.

Запишите слоги парами по звонкости – глухости запись на доске.

Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

Схема Т-Д.


«Схема Т-Д.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

- ТА, ТО, ТУ;

-ДА, ДО, ТУ;

-А что образуется из слогов? (Слова)

- Откройте тетради 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число

  1. Дифференциация звуков в словах

-Сейчас поиграем в игру “Что где находится?” (Приложение 1)

-Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву,

с которыми мы сегодня работаем.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки,

автобус.

-Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ, выделяю букву тэ, рисую колокольчик без язычка.

-Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове?

Стул

-Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? дыня

-Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове?

Карандаш

-Что находится между карандашом и стулом? Дом

-Что находится под тарелкой? ведро

-Молодцы справились с этим заданием хорошо.

-Скажите, слова связанные между собой по смыслу образуют, что?

(Предложения)

  1. Дифференциация звуков в предложении.

- Составьте из предложенных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

У, дом, в, дедушки.

Около, деревни, пруд.

Летом, Тёма, был, у, дедушки.

Прочитайте, что у вас получилось.

-Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши

Буквы выделите, их как мы это делали в словах.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что?

(Рассказ)

Давайте попробуем поставить, наши предложения так чтобы

получился рассказ.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у

дедушки.

- Придумайте продолжение нашему рассказу.

1 вариант

Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне.

2 вариант

Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.

- Как можно озаглавить наш текст.

  1. Итог занятия

-Какие звуки учились различать на занятии? Т, д.

-Дайте краткую характеристику этих звуков?

Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

-Для чего мы учились различать эти звуки?

Чтобы писать без ошибок.

Приложение 1

Дифференциация Т-Д.

 


Скачано с www.znanio.ru

Дифференциация звуков Д – Т».

Дифференциация звуков Д – Т».

Сколько звуков в слове? - Какими звуками они различаются при произнесении? -

Сколько звуков в слове? - Какими звуками они различаются при произнесении? -

Подобрать к прилагательному из левого столбика существительное из правого столбика

Подобрать к прилагательному из левого столбика существительное из правого столбика

Сказка о язычке Жил-был маленький язычок

Сказка о язычке Жил-был маленький язычок

Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели

Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели

М.Синицына ) А внизу в пруду с удивлением увидел язычок

М.Синицына ) А внизу в пруду с удивлением увидел язычок

Вставь в пословицы букву Т или

Вставь в пословицы букву Т или

Логопедическое занятие по теме “Дифференциация звуков д-т в слогах, словах, предложениях”

Логопедическое занятие по теме “Дифференциация звуков д-т в слогах, словах, предложениях”

Упражнения “Маляр” “Лягушка и слоненок” “Качели” -Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе

Упражнения “Маляр” “Лягушка и слоненок” “Качели” -Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду

ДА, ДО, ТУ; -А что образуется из слогов? (Слова) -

ДА, ДО, ТУ; -А что образуется из слогов? (Слова) -

Прочитайте, что у вас получилось

Прочитайте, что у вас получилось

Рассказ и его составные части

Рассказ и его составные части
Скачать файл