Расскажите детям о том, что наша Земля — это огромный шар, на котором наШПОСЬ место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и СКОлЬКО бы мы не петепи в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края) Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды — огромные свеТЯЩИеСЯ огненные шары. Солнце — тоже звезда. оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Сравните вместе с деть“й' свет фонарика днем и вечером в темноте. днем при ярком освещении пцч-фонарика почти не виден, зато он яр светит вечероммвет звезд понож на свет фо я: днем его затмевает Солнце. Поэтому звез можно увидеть только ночью.
|
|
|
ДЕНЬ И НОЧЬ Пюбознатепьный ребенок рано или поздно задастся вопросом: почему бывает день и ночь? И чтобы не объяснять устройство мира на папьцак, попробуем создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. для этого нам понадобятся гпобус и какой-нибудь источник света, например свеча или настольная пампа. Расскажите МаПЬШЩ, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. на той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае — к пампе), день, на противоположной — ночь, Земная ось расположена не прямо, а наклонена под цгпом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существуют полярный день и полярная ребенок сам убедится,• что к бы он ни вращал глобус, один из ПОПЮСОЈ е время будет освещен, а другой, напротив, мнен. Расскажите ему про особенности попяр н дня и ночи и о том, как живут люди з опярным кругом. |
КТО ПРИДУМЯП ПЕТО?
нова обратимся к нашей модели. Теперь будем ввигать глобус ВОКРУГ «солнца» и наблюдать, что произойдет с освещением. Из-за того что СОлНЫШко по-разному освещает повернность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном попушарии — пето, то в южном, наоборот, — зима. Расскажите, что Земле необнодим цепыЙ год для того, • чтобы облететь вокруг Солнца. Покажите ребенч то место на глобусе, где вы живете. можно даже наклеить туда маленького бумажного человечка или фотографию малыша. Подвигайте ГлОбус и попробуйте вместел ребенком определить, какое время года-бцдет в этой точке. И не забудьте обратить внимание юного астронома, что через каждые попоборота Земли вокруг Солнца меняются места и полярные день и ночь. ппяКты, СТРОЙСЯ!
вот мы и добрались до планет Солнечной системы. Расскажите, что, кроме нашей Земли, вокруг Сопнца кружатся еще 8 планет. каждой планеты свой путь, который называется орбитой. Запомнить названия и очередность планет малышу поможет «астрономическая считалка» Я. Усачева.
Расскажите, что все планеты Солнечной системы различаются по размеру. Если представить, что самая большая из ник, Юпитер, размером с бопьшоЙ арбуз„ то наименьшая планета, Плутон, будет поножа на горошинку. дая наглядности снова обратимся к модели. «Солнце» с успеном заменит большой мяч. мячи ломеньше можно использовать для демонстрации Юпитера и Сатурна (наденьте на него «кольца» из бумаги), а остальные планеты вылепите из пластилина, стараясь ноть немного придерживаться пропорций. Теперь ре комнаты наше «Солнце»; ыпожим вокруг «орбиты» из цветнын ниток“ на“ ник — «планеты» и ин названия, написанн на лопоскан бумаги. маПЫШ с удовольств поиграет в домашний планетарий, покажет ак «летают планеты», и даже сам побегает вокруг «Солнца», изображая, например, Землю. можно поступить иначе. Займитесь с ребенком творчеством, шобразив Солнце и планеты на листан картона. Затем вырежьте .ин и подвесьте на ниточках к люстре, а еще пцчше — к потолку, рикрепив нитктлапенькими кусочками скотча.
еперь МаПЫШ с уд опьствием будетзроводить экскурсии в своем «планетарии» для бабушки, дедушки и друзей.
дети с восторгом рассматривают на небе пуну. этот спутник Земли может стать интересным объектом изучения. ведь пуна такая разная и постоянно меняется от едва заметного «серпика» до крупой яркой красавицы. Чтобы объяснить ребенку причину этик перемен, опять обратимся к нашей модели с глобусом. Только теперь к ней добавится еще и маленький Покажите юному астроному, как Пуна вращается вокруг Земли и что происнодит• с освещением. Объясните, что такое новопуние, попнопцние, растущая и убывающая пуна.
Чтобы пучше понять и запомнить фазы Пуны, заведите с ребенком дневник наблюдений, где каждый день будете зарисовывать пунц такой, какой она видна на небе.
Если в какие-то дни тучщт ешают вашим наблюдениям, не беда. всё ра такой дневник будет прекрасным нагпяднь особием.
амечатепьно, если, отдьжая в деревне ц бабушки дедушки, вы с ребенком посвятите несколько вечеров наблюдению за звездами. не секрет, что именно в отдаленности от городского освещения небо предстает перед нами во всей красе, поражая несметным количеством звезд, поиск на небе тен или иных созвездий — заматывающее и полезное занятие. И нет ничего страшного, если ваш ребенок выбьется из привычного режима и ляжет спать чуть позже. Зато он разовьет наблюдательность и память, абстрактное мышление и фантазию, узнает много нового и интересного. Если вы сами не очень хорошо ориентируетесь в созвездиян, не беда. Практически во всен детскин книган по астрономии есть карта звездного неба. Внимательно рассмотрите с ребенком то или иное созвездие, а потом посоревнуйтесь, кто быстрее отыщет его-на-небе:-—• это задача не из пежин.
Многие созвездия нос свои шмена с незапамятнын времен. древ люди вглядывались в ночное небо, мысленно единяпи звезды пиниями и представпяпи себе разпичньж животнын, предметы, пюдей, мифологическин героев. разных народов одно и то же созвездие МОГлО называться по-разному. все зависело от того, что подсказывала тодям ин фантазия. так всем известная Большая едведица изображалась и как ковш, и как поадъ на привязи. ногими созвездиями связаны удивительные легенды.
Начать знакомство с миром звезд и планет можно с посещения планетария. Представленная там картина звездного неба очень наглядна и поможет ребенку пцчше понять то, о чем вы рассказываете. Обычно в планетариян предусмотрены программы, доступные для самын юнын астрономов. С 4-5 пет имеет смысЛ сделать поноды в планетарий регупярными. Представления здесь пронодят в виде заниматепьньж, музыкапьньж пеКЦИЙ с показом спаЙдов и мультфильмов. Интересные сведения об окружающем мире подаются в форме сказочнын спектаклей, и все это на фоне загадочного и удивитепьного звездноголеба. Специальные проекторы создают эффекты затмения Солнца и полярного сияния, воспроизводят панорамы тропического леса или марсианской повернности.
Выберите темы, которые больше всего „интересуют ребенка 8 данный момент а ожет быть, это космические корабли и иссп вание космоса? или кто такие инопланетяне что можно увидеть в тепескоп? Я может, ыш любит сказочные истории и заночет узна про страну Сопнечньж зайчиков или отправиться вместе с мамонтенком на поиски мамы? для каждого юного астронома обязательно найдется что-нибудь интересное. И •не забудьте обсудить с сыном или очцркой цвидећНч вместе найти
ответы на ВОЗНИКШИЕ вопросы и нарисовать то, что запомнилось больше всего...
|
|
|
астрономическая считалка На Пуне кип звездочет, он планетам веп подсчет. Меркурий - раз, Венера - два-с, три - Земля, четыре - Марс. пять - Юпитер, шесть - Сатурн, Семь - Уран, восьмой— Нептун, девять - ДаПЬИје всен - Плутон. кто не видит - выйди вон. (Я.Усачев) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.