Рассказы В.Н.Крупина на уроках внеклассного чтения
Оценка 4.6

Рассказы В.Н.Крупина на уроках внеклассного чтения

Оценка 4.6
docx
9 кл
30.03.2023
Рассказы В.Н.Крупина на уроках внеклассного чтения
Статья посвящена рассказам В.Н.Крупина, которые можно разбирать на уроках.
Габдуллина Э.С. Статья.docx

 

 Рассказы В.Н. Крупина на уроках внеклассного чтения в  школе

Мир современной литературы многообразен. У каждого человека есть свои предпочтения на этот счет, в том числе и у подростков. Что читают наши дети? Какие произведения вызывают большой интерес? Этими вопросами задаются многие филологи. В современном обществе старшеклассники, как показывает практика и опросы, предпочитают зарубежную литературу. Это здорово! Но в современной литературе России есть тоже огромное количество интересных произведений, просто ребята не всегда знают о них. Нам кажется, что именно учитель-словесник – это тот человек, который открывает ребятам мир современной литературы.

Более подробно в этой статье мы остановимся на изучении рассказа Крупина «Доставка пиццы». Писатель наделен даром, так же как и А.П. Чехов, писать много в малом. Например, миниатюра «Сбрось мешок!». В маленьком произведении изображены сразу три поколения, которых объединяет забота и ласка. На первый взгляд, автор всего лишь обращает внимание читателей на радугу (кого удивишь сейчас радугой). А если посмотреть другими глазами! Вот она красота. Она рядом, просто нужно присмотреться. А это для наших учеников наиболее сложный момент. Они научились быстро находить нужную информацию, они не привыкли останавливаться на каких-то деталях и подробностях. Выделил самое главное и все. Но задания на выпускных экзаменах по русскому языку и в 9 классе, и в 11 предполагают детальный анализ представленного текста. Как это сделать, если ребята пролетели галопом по тексту. Как раз рассказ Крупина «Сбрось мешок!», равно как и другие, заставляет остановиться, присмотреться. Красота всегда рядом с нами, она в самом простом. Подняться над обыденностью, взглянуть на мир по-новому, забыть о минутном – тогда человек почувствует себя счастливым. Перед нами, как было сказано выше, три поколения людей, которых объединяет забота и ласка. Но не только. Есть еще одно – это красота. Бабушка – мудрый человек, речь которой насыщена простыми разговорными словами. Она олицетворение народной мудрости. Или возьмем Варю – красивый героиня, которая считает, что только слепой человек не видит красоты. А ведь красота преображает не только внешний, но и внутренний мир. Отец Вари чувствует красоту и этим открытием делится с дочерью. За Варину семью можно быть спокойной, здесь нет пошлости и жестокости. При этом автор не дает ни одну портретную характеристику. По-другому трудно сказать – многое в малом!

В другом рассказе В.Н. Крупина «Доставка пиццы» сюжет очень простой: внуки по заданию учителя английского языка сняли видеоролик «Доставка пиццы», в котором девочка убивает доставщика пиццы. Представител ь старшего поколения в этой семье, дедушка, не понимает, почему нужно было снять убийство, а не рассказать, например, о хороших делах, о том, как люди помогают друг друга. Внуки объясняют это тем, что ролик с убийством будет держать в эмоциональном напряжении всех смотрящих его, а по-другому – неинтересно. С ними согласны и родители, и учительница. Только дедушка осознает, что он не может найти понимания у представителей обоих поколений. Все просто, но какой глубокий смысл затаился между строк этого произведения! Конечно, такой рассказ вызовет дискуссию на уроке. Как говорится, в споре рождается истина. Не секрет, что молодое поколение предпочитает смотреть такие фильмы, которые держат в напряжении. Для них – это отдых. Но мы, взрослые, понимаем, что есть оборотная медаль и другую сторону кому как не нам показывать.

На уроке по данному рассказу мы рисуем на доске схему «Отношений разных поколений к видеоролику». У нас получилось следующее:

1.      Дети: отличный видеоролик, держащий в эмоциональном напряжении.

2.      Родители: отличный видеоролик, держащий в эмоциональном напряжении.

3.      Дедушка: не принимает данный видеоролик, считает, что можно было рассказать о том, как люди помогают друг другу.

А дальше используем прием «поворот на себя». Это очень важно. А вы на чьей стороне? Да, в такой момент у ребят начинается анализ: а как я бы поступил, какой я снял бы ролик… Важно на данном этапе услышать каждого ребенка! А для классного руководителя это просто бесценный воспитательный потенциал, который позволит дальше выстраивать работу с классом.

А дальше учитель задает вопрос классу: к каким последствиям в реальной жизни это может привести? Ученики задумываются. И вот уже один негромким голосом говорит: «Если постоянно смотреть такие ролики или фильмы, это может вызывать агрессию и жестокость по отношению к другим людям». Слушаем других. Многие считают, что все это приведет к негативным последствиям. Об этом ребята сказали сами. Они не слушали долгую и нудную лекцию о том, что такое хорошо и что такое плохо. Они просто прочитали рассказ. Далее продолжаем: так где же грань между игрой и действительностью? И опять обсуждение, обсуждение, обсуждение. Наверно, это и есть самый важный момент урока. Разве не об этом писал выдающийся педагог Ильин?! Можно продолжить дискуссию, задав еще несколько вопросов, например: 1) действия человека, которому угрожает опасность; 2) личная ответственность за собственный действия в отношении себя и других. В конечном итоге, учитель может подвести ребят к мысли о том, что не все что круто есть благо (поведение молодых людей в современной жизни порою определяется именно понятием «круто» или «некруто»). 

Урок заканчивается, но только такие уроки остаются в памяти учеников, ведь они заставляют задуматься их о тех вещах, с которыми они встречаются в повседневной жизни.

Учитель такими уроками решает несколько задач:

1)      формирует интерес к чтению;

2)      преподносит произведения художественной литературы как национально-культурную ценность;

3)      воспитывает современного читателя, способного аргументировать и оформлять свои мысли словесно в устной и письменной форме;

4)      развивает способности понимать художественное произведение (через слово – к осознанию основной мысли произведения);

5)      овладевает способностью анализировать на основе понимания отличия литературного текста от научного и т.д.

Таких рассказов у Крупина много. Объединяет их одно: все они несут такой нравственный заряд, который необходим в современном мире как детям, так и взрослым.


 

Рассказы В.Н. Крупина на уроках внеклассного чтения в школе

Рассказы В.Н. Крупина на уроках внеклассного чтения в школе

Дедушка: не принимает данный видеоролик, считает, что можно было рассказать о том, как люди помогают друг другу

Дедушка: не принимает данный видеоролик, считает, что можно было рассказать о том, как люди помогают друг другу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2023