Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
РАССКАЗЫ О ПЕСНЯХ ВОЕННЫХ ЛЕТ
(классный час)
Ц е л и : познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне;
воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения.
О ф о р м л е н и е : на сцене плакат «Никто не забыт, ничто не забыто»,
вырезанные из бумаги цифры 1941–1945 гг., на столах цветы в вазах.
Х о д к л а с с н о г о ч а с а
В е д у щ и й . Сегодня на нашу встречу мы пригласили ветеранов Великой
Отечественной войны. (Представляет их.)
Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого
праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям.
Не было семьи, которую не затронула бы война.
С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы расскажем
вам о некоторых военных песнях, их, образно выражаясь, судьбах. Казалось,
какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит
в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были
всем: солдатам помогали и в трудные минуты, и на привале в часы отдыха, в их
близких и родных вселяли надежду, что защитники вернутся живыми и
невредимыми.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Эти слова из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского отвечали
потребности в песне наших бойцов.
Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали
душевные силы.
– Ребята, кто из вас знает песни, которые были написаны на войне или о
войне?
– Откуда вы знаете эти песни?
А сейчас мы расскажем вам о песнях военных лет.
1й у ч е н и к . Песня «Священная война».
Это стихотворение Василия Ивановича ЛебедеваКумача на второй день
после объявления войны прочитал по радио актер Малого театра. В тот же деньоно было напечатано во многих газетах. Стихотворение каждый день звучало по
радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал
руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович
Александров.
Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского
вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Затем она звучала вновь и
вновь, став гимном, призывом. Ее увезли на фронт три бригады ансамбля, чтобы
исполнять перед солдатами. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам,
ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу,
Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага.
Песню знали. Знают и сейчас.
Звучит в записи песня.
2й у ч е н и к . Песня «Эх, дороги».
Песня написана в ноябре 1945 года к празднику 7 Ноября. Нужна была песня
о тяжелых военных годах, о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей
войне нашему народу. Авторы этой песни, поэт Лев Иванович Ошанин и
композитор Анатолий Григорьевич Новиков, сами не раз бывали на фронте и до
этого написали уже немало песен на военную тему. Замысел песни «Эх, дороги»
родился, когда они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой
лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со
вздоха «эх». Песня «Эх, дороги» стала одной из самых любимых. И слова, и
музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня
воспоминание о пройденных дорогах войны.
Звучит в записи песня.
3й у ч е н и к . Песня «В землянке».
Однажды известный поэт А. Сурков написал стихотворение о землянке, и
именно этому стихотворению суждено было стать первой лирической песней в
годы войны, необычайно популярной на фронте и в тылу. Авторы песни Алексей
Александрович Сурков и Константин Яковлевич Листов не мечтали о такой
популярности. В годы войны песню исполняли Л. Утесов и Л. Русланова –
знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых
дорогих и любимых.
Все слушают песню. Предлагается подпевать тем, кто знает слова.
В е д у щ и й . А вот поэт Александр Трифонович Твардовский написал поэму о
войне, названную по имени ее главного героя – «Василий Тёркин». Послушайте
отрывок из этой поэмы, и вы поймете, как нужны были песни на войне.Ч т е ц .
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно – гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Както вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
От машин заиндевелых
Шел народ, как на огонь.
И кому какое дело,
Кто играет, чья гармонь.
Только двое тех танкистов,
Тот водитель и стрелок,
Все глядят на гармониста –
Словно чтото невдомек.
Чтото чудится ребятам,
В снежной крутится пыли.
Будто виделись когдато,
Словно гдето подвезли...
И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Здесь завел о трех танкистах,
Трех товарищах рассказ.
Не про них ли слово в слово,
Не о том ли песня вся?
И потупились сурово
В шлемах кожаных друзья.
А боец зовет кудато,
Далеко, легко ведет –
Ах, какой вы все, ребята,
Молодой еще народ.
4й у ч е н и к . Песня «Растет в Волгограде березка».
Сегодня нельзя не вспомнить еще об одной песне, которая родилась в городе
герое на Волге. Много написано песен о Волгограде (Сталинграде), о
необыкновенных людях, которые преградили путь немецкофашистским
захватчикам, но об этой песне хочется рассказать подробнее.
Родилась она после войны. Толчком к написанию стихотворения было
выступление по телевидению инженера тракторного завода. Эта женщина быласекретарем райкома комсомола в годы войны. Все двести дней Сталинградской
битвы она провела в родном городе: ходила в разведку, выносила и под огнем
врага переправляла за Волгу раненых солдат и детей. Выступая по телевидению,
она предложила, чтобы каждый, у кого в годы войны погибли родные, близкие,
посадил у Мамаева кургана по дереву. И в несколько дней на месте былых боев
вырос парк. На каждом деревце была прикреплена табличка с надписью, кто
посадил и в память о ком. Поэтесса Маргарита Агашина три дня ходила по
этому парку, а люди все шли, приносили и сажали деревца. Особенно ей
запомнилась березка, на которой была прикреплена табличка с надписью:
«Памяти моих четырех братьев»; березку посадил рабочий завода «Красный
Октябрь». Под впечатлением от увиденного М. Агашина написала стихи,
которые показала композитору А. Пономаренко. Так родилась песня «Растет в
Волгограде березка», которую исполнила Людмила Зыкина – одна из лучших
певиц нашей страны.
Звучит в записи песня.
5й у ч е н и к . Песня «Катюша».
Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных
песен – песню «Катюша» авторов Матвея Исааковича Блантера и Михаила
Васильевича Исаковского. Эту песню знают и дедушки, и бабушки, и их внуки.
Знаете её и вы.
– Ребята, а как вы думаете, о чем эта песня? (Ответы детей.)
Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, которая
укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой
долг. Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил
грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские
минометы. Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как
«Катерина», в Италии – «Дует ветер». В 1985 году в Москве проходил XII
Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь «Катюши» было решено
создать сувенир. Гостей нашей столицы, прибывших на фестиваль, встречала
приветливая девочка с ласковым, знакомым всем именем – Катюша. Как и
олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в
честь нее замечательная песня. Я предлагаю исполнить песню «Катюша» всем
вместе в сопровождении фортепиано.
В е д у щ и й . Сейчас я хочу обратиться к нашим гостям и спросить их о том,
есть ли такая песня, которая была бы связана с какимито воспоминаниями или
наиболее любима ими. (Рассказы ветеранов.) Предлагаю исполнить эту песню
всем вместе.6й у ч е н и к . Песня «День Победы».
Много лет прошло после окончания войны. ____. Все меньше остается в
живых тех, кто «ковал» великую Победу. В годы войны наша страна потеряла
многих и многих своих сыновей и дочерей. Последующие поколения воздают
должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества. Все это нашло
отражение и в песнях о войне. Эти песни – свидетели тех героических лет
(«Священная война», «Эх, дороги», «Враги сожгли родную хату»,
«Севастопольский вальс», «Где же вы теперь, друзьяоднополчане?», «Березы»,
«Хотят ли русские войны?», «Журавли», «Алеша», «Бери шинель, пошли
домой», «Смуглянка»). В годы войны наша страна потеряла многих сыновей и
дочерей, которые могли бы жить, воспитывать своих внуков и правнуков.
А сейчас я прошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто
погиб в годы Великой Отечественной войны.
Всем известно, что фронтовики народ не сентиментальный. Много раз смерть
смотрела им в глаза. Но когда они слышат мелодию и слова этой песни, никто не
остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.
Все вы, наверное, догадались, о какой песне я говорю. Как она называется?
(Ответы присутствующих.)
Да. Это песня «День Победы» авторов Давида Тухманова и Владимира
Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30летия Победы.
Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны.
Они считают её своей, фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов
песни «День Победы».
Звучит в записи песня.
В е д у щ и й . Хотелось бы еще о многих песнях вспомнить сегодня, каждая из
них достойна особого внимания, каждая как частичка прожитой жизни, частичка
души наших ветеранов. Поздравим наших гостей и поблагодарим за встречу.
Ветеранам дарят букеты цветов.
В подготовке сценария классного часа использованы произведения: В.
Смирнов «Будни волжской победы», «Книга памяти»; А. Луковников «Друзья
однополчане»; А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»; А. Пахмутова «Песни о
войне».