Урок русского языка в 8 классе
Тема: Развитие речи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Цель: отработать навыки работы с текстом, развивать навыки умения находить те средства языка, которые подтверждают основную мысль цитаты; воспитывать чувство уважения к богатству русского языка.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Сообщение темы и целей урока.
Работа с цитатой: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».К.Г.Паустовский
- О чем здесь говорит К.Г.Паустовский? – О богатстве нашего русского языка, которые могут создавать звуки, краски, образы и мысли.
- Какие слова являются ключевыми для понимания смысла высказывания? – Звуков, красок, образов и мыслей.
2. Чтение и анализ текста.
1) В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни.2) Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы о смысле жизни, когда хочется обрести счастье и любовь. 3) Любовь - прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других. 4) А прекрасному нужно учиться и ценить его. 5) Учиться ценить красоту окружающего нас мира.
6) Чтение книг формируют в человеке, особенно в юности, красоту и культуру, которая является скульптором нашей души. 7) Этот духовный мастер вкладывает в нас чистое и здоровое миропонимание, которое не может вести нас к дурным поступкам. 8) Равнодушие к литературе обедняет нас, делает эмоционально необразованными. 9) Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она отнимает самые красочные мгновения жизни! (Ю.Бондарев)
Определите тему текста, тип и стиль речи.
Тема: Книга – скульптор нашей души; стиль и тип речи: публицистический, рассуждение
3. Лексические и грамматические средства языка.
Найдите в тексте перечисленные средства языка ( вставьте № предложений):
а) Метафора - №2 – сознание расправляет крылья; №6 – скульптор души;
б) Эпитет - №2 –чуткая пора, гамлетовские вопросы; №9 – духовной пустоты;
в) Синонимы -№6 – скульптор души; №7 – духовный мастер; чистый и здоровый;
г) Восклицательное предложение - №9;
4. Практикум. Попробуем определить роль этих языковых средств в тексте Ю.Бондарева.
А) Рассказывая о зарождении в юности сознания человека, автор текста удачно использует метафору (№2), где сознание сравнивается с расправленными крыльями, а красоту и культуру он называет скульптором души (№6), применяя то же языковое средство, подчеркивая важность формирования этих качеств в человеке.
Б) Для создания определенных художественных образов Ю.Бондарев использует эпитеты в предложениях №2,№9.
В) В предложениях №6 и №7 автором подобраны красочные синонимы для того, чтобы не повторяться, а подчеркнуть лишь различные оттенки значения слов.
Г) Выражая свою точку зрения, Ю.Бондарев использует в предложении №9 глаголы повелительного наклонения, которые содержат восклицательный призыв к действию.
5. Обобщающий вывод.
- Можем ли мы утверждать, что найденные нами выразительные средства языка в тексте Ю.Бондарева подтверждают мысль, вложенную в цитату К.Г.Паустовского? Открылись ли нам в словах текста звуки, краски, мысли и образы?
- Можем ли мы утверждать, что подобный анализ текстов помогает успешному созданию ваших собственных сочинений?
Предлагаю вам приступить к работе над сочинением по цитате Паустовского.
Домашнее задание: дописать сочинение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.