Конспект урока по информатике
Урок №9 Тема урока: «Растровое кодирование графической информации».
Класс: 6 класс
Цель:
Задачи:
Техническое оснащение урока:
План урока
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ребята, давайте вспомним, с какими видами информации умеет работать компьютер? (учитель направляет деятельность учащихся)
- Когда мы пишем доклад по истории, с какой информацией мы работаем? (с текстовой). - Записываем звуковое сопровождение к празднику? (звуковой) - Рисуем иллюстрацию к сказке? (графической) - Производим вычисления на калькуляторе? (числовой) - Просматриваем мультфильм? (видеоинформация)
Мы уже знаем, как кодируется числовая и текстовая информация в компьютере, а сегодня узнаем, как может кодироваться графическая информация в памяти компьютера. Запишите тему урока. |
Проверяют свою готовность к уроку. Учащиеся распознают среди предложенных вариантов виды информации.
(уровень понимания)
|
Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстн.) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расскажите, как кодируется числовая информация в компьютере? (с помощью 0 и 1) Переведите десятичное число 12 в двоичный код. 12 10 = 11002 А если бы нам было дано двоичное число, как бы мы перевели его в десятичное?
В некотором государстве, в котором для счета используется двоичная система (как в компьютере) было записан вот такой рассказ… Давайте разберемся, о чем говорится в этом загадочном стихотворении и переведем его на нашу систему счисления – десятичную. 11002 = 1210 (это число уже есть) 1012 = 510 1002 = 410 102 = 210 (задание разбивается на группы, каждой группе по 1 числу) (За правильный ответ первому выполнившему задание выдается фишка-отметка)
Расскажите, а как кодируется текстовая информация в компьютере? (в виде 0 и 1, используются специальные кодовые таблицы)
Расшифруйте закодированное слово, используя кодовую таблицу ASCII со стр. 22 вашего учебника.
Какое слово закодировано? (рисунок)
(За правильный ответ первому выполнившему задание выдается фишка-отметка) |
(Ответы ребят. Играть, рисовать красивые картинки, печатать, как на пишущей машинке, задачки по математике решать, ракетой управлять.) (У меня дома есть компьютер, у папы на работе, в кассе авиабилетов, на вокзале в справочной и т. п.)
Учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем Просмотр презентации, запись в тетрадь определений (растровая графика, пиксель).(уровень знания |
Коммуникативные (умение выражать мысли)
Регулятивные (планирование, целеполагание) Логические УУД(построение логической цепи) Познавательные УУД: 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) поиск и выделение необходимой информации; 3) применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 4) знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); 5) умение структурировать знания; 6) умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 7) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 8) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; 9) извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; 10) определение основной и второстепенной информации; 11) свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итак, получилось слово «рисунок». К какому виду информации относятся рисунки? (к графическому) Пришло время разобраться - как же кодируются рисунки в компьютере? (Учитель рассказывает и показывает )
Да оказывается тоже с помощью 0 и 1.
Существует несколько способов кодирования. Мы с вами познакомимся с двумя способами – растровым и векторным. И сегодня рассмотрим первый способ – растровое кодирование.
Растровое изображение составляется из мельчайших точек (пикселов) – цветных квадратиков одинакового размера.
Компьютер хранит параметры каждой точки изображения (её цвет, место положения – координаты). Причём каждая точка представляется определенным количеством бит (это зависит от глубины цвета).
При открытии файла программа прорисовывает такую картину как мозаику. И растровое изображение действительно напоминает мозаику – когда приближаете (увеличиваете) его, то видите отдельные пиксели, а если удаляете (уменьшаете), пиксели сливаются.
|
|
Коммуникативные УУД: 1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2) определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 3) постановка вопросов 4) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 5) разрешение конфликтов 6) выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 7) умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; 8) формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; 9) формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); 10) формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); 11) формирование умения работать в парах и малых группах; формирование опосредованной
коммуникации (использование знаков и символов). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для начала рассмотрим простую чёрно-белую картинку. Каждую пустую (белую) клеточку рисунка закодируем нулём, а закрашенную (черную) – единицей. Каждый пиксель в черно-белом изображении кодируется 1 битом (это либо 0, либо 1).
А теперь попробуем решить обратную задачу – восстановить рисунок по его коду. Дана таблица, заполненная 0 и 1 как в памяти ПК.
Какое изображение закодировано в памяти компьютера? (Учитель направляет, информирует) (За правильный ответ первому выполнившему задание выдается фишка-отметка) В рассмотренных примерах каждый пиксель кодировался 1 битом. При цифровом представлении цветных изображений каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц, что позволяет различать более 16 миллионов цветовых оттенков.
Необычайно богатая цветовая палитра современных компьютеров получается смещением взятых в определённой пропорции трёх основных цветов: красного, синего и зелёного. На кодирование каждого из них чаще всего отводится по 8 битов, в которых можно записать двоичные коды 256 различных оттенков цвета. Давайте посмотрим, как это происходит. (Просмотр ролика «Цветовые модели. Модель RGB».) Красный (R), зеленый (G) и синий (В) - основные цвета; при их смешивании можно получить любой цвет. Каждый цвет имеет свой уникальный код (в данной программе он представлен десятичным числом, так же как и в графическом редакторе Paint, но компьютер в ходе работы переведет эти числа в двоичный код)! Код цвета пикселя содержит информацию о доле каждого базового цвета. Вот так же поэкспериментировать с цветом мы можем в нашем графическом редакторе Paint. (Учитель наблюдает, помогает)
|
Работа выполняется на раздаточных карточках, учащиеся на клетчатом поле закрашивают квадратики с 1.
(уровень – анализ) |
Коммуникативные (умение выражать мысли) 1) Регулятивные (планирование, целеполагание) ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. 2) использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели, 3) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов Личностные УУД: 1) действие смыслообразования, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, (интерес, мотивация); 2) умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение», 3) умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования». 4) действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); 5) формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; 6) формирования желания выполнять учебные действия; 7)
использование фантазии, воображения при выполнении учебных
действий.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эксперимент №1 1. Запустите графический редактор Paint и выполните команду (Палитра-Изменить палитру) 2. В открывшемся диалоговом окне Изменение палитры щёлкните на кнопке Определить цвет; обратите внимание на информацию в правой нижней части экрана. 3. Задайте несколько раз по своему усмотрению значения в полях ввода для основных цветов и проследите за изменениями в окне Цвет/Заливка.
(За правильный ответ первым 5 выполнившим задание выдается фишка-отметка) Эксперимент №2 1. Запустите графический редактор Paint, находящийся в группе программ Стандартные. 2. Откройте рисунок Попугай. 3. Выполните команду (Вид-Масштаб-Другой), в группе Варианты установите переключать 400%, дающий увеличение исходной картинки в 4 раза. 4. Самостоятельно увеличьте исходную картинку в 8 раз (переключатель 800%). 5. Выполните команду (Вид-Масштаб-Показать сетку). Обратите внимание на то, что весь исходный рисунок оказался состоящим из мелких квадратиков. 6. Выберите инструмент Заливка и с его помощью попытайтесь внести изменения в рисунок, перекрещивая отдельные области. 7. Выполните команду (Вид-Масштаб-Обычный) и проследите за сделанными изменениями. 8. Выйдите из программы, сохранив измененный рисунок в своей папке. (Учащиеся выбирают лучшие работы. Учитель выдает этим ребятам фишку-отметку) Подведем итоги. - В чём заключается растровое кодирование? - Что такое пиксель? - Из каких основных цветов складываются оттенки? (За правильный ответ выдается фишка-отметка)
Оценивание учащихся – по количеству набранных фишек (возможно, не все ребята получат на этом уроке отметки).
|
Практическая работа учащихся за ПК. Ребята проводят два эксперимента.
Коллективная проверка.
(уровень –понимания, применения)
Практическая работа учащихся за ПК. Выставка работ.
(уровень –понимания, применения)
Учащиеся обобщают изученный материал, формулируют ответы на вопросы учителя.
(Уровень – синтез
|
Формирование ИКТ – компетентности соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами Осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в рабочих тетрадях |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание:
1. Стр. 23-25 учебника – читать 2. Сделайте в тетради чёрно-белое изображение первой буквы своего имени (10Í10 пикселей, 1 пиксель – 1 клетка). Запишите его двоичный код.
|
|
Познавательные УУД: 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) поиск и выделение необходимой информации; 3) применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 4) знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); 5) умение структурировать знания;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверить практическую работу . Опросить, кто выполнил 5, 4,3, меньше 3 заданий, и познакомить с критериями оценки. Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике. |
Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку. |
Общеучебные Регулятивные (оценка) Личностные (степень правдивости при рефлексии) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценки практической работы 5 заданий - оценка 5 4 задания - оценка 4 3 задания - оценка 3 Так как этот урок в данной теме первый, то двойки ставить за первые промахи мы не будем.
|
Фиксируют ожидаемую отметку, определяются с вопросами по разбору карточек на надлежащем уроке. Что нового вы сегодня узнали?. Что не получилось? Что было трудно? Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся Учитель фиксирует оценки учащихся, выдает домашнее задание. Как ты думаешь, какую оценку ты сегодня заработал?
|
Регулятивные (оценка) |
Практическая работа ____________________________________________________________________________________
Ей было 1100 лет |
|
|
Она в 101 первый класс ходила |
|
|
В портфеле по 100 книг носила |
|
|
Когда пыля десятком ног |
|
|
Практическая работа ____________________________________________________________________________________
Ей было 1100 лет |
|
|
Она в 101 первый класс ходила |
|
|
В портфеле по 100 книг носила |
|
|
Когда пыля десятком ног |
|
|
Практическая работа ____________________________________________________________________________________
Ей было 1100 лет |
|
|
Она в 101 первый класс ходила |
|
|
В портфеле по 100 книг носила |
|
|
Когда пыля десятком ног |
|
|
Задание №1
Перевести число 940 из десятичной системы счисления в двоичную
Задание №1
Перевести число 164 из десятичной системы счисления в двоичную
Задание №1
Перевести число 1125 из десятичной системы счисления в двоичную
Задание №1
Перевести число 200 из десятичной системы счисления в двоичную
Задание №1
Перевести число 1684 из десятичной системы счисления в двоичную
Задание №1
Перевести число 862 из десятичной системы счисления в двоичную
Задание №1
Перевести число 1428 из десятичной системы счисления в двоичную
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.